Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На вашем месте

Архив
автор : ЕЛЕНА БЕЛОВА    20.12.1997

Об авторе: 30 лет. Окончила факультет экономической кибернетики МИНХ имени Г.В.Плеханова. С 88-го года работала программистом в ГП РосдорНИИ. С 91-го занималась разработкой баз данных. Работала на ЕС ЭВМ, СМ-1420, IBM PC, начиная с 286, кончая Pentium.



   Дома у меня возникает ощущение, что я отрезана от всего мира. При этом я вижу тот берег, где начинается весь остальной мир, но достичь его не могу. Любая газета, любой журнал, даже не связанный с компьютерной тематикой, переполнен восторженными статьями об Internet. Но все это буйное великолепие разбивается о мрачную действительность. В первую очередь это связано с качеством телефон-ных линий нашей "необъятной Родины". Достаточно иметь мучения с одним телефо-ном, чтобы это отравляло жизнь и вводило периодически в состояние депрессии.

   Чтобы корректно оценивать услуги, предоставляемые нашими провайдерами Internet, необходимо прежде всего, иметь более-менее полную информацию о телефонной связи в данном месте и в данное время. Загрузка телефонных линий, качество оборудования АТС и кабелей, просто погодные условия могут сильно исказить общую картину.

   Честно говоря, не помню, когда я в первый раз узнала об Internet. Но уже где-то с 94-го года я мечтала об этом постоянно. Свои мечты я всегда планомерно осуществляю. Короче говоря, полгода назад я наконец купила модем в фирме RRC, потому что у них дешево и гарантия 5 лет. Конечно, Sportster V.34+ Vi, внутренний, чтобы не увеличивать количество проводов и удлинителей, которые опутывают мой компьютер. Вместе с модемом я получила дискету с этими пресловутыми "бесплатными часами" в "России-он-Лайн". Первое время после часа-двух дозвона, я могла соеди-ниться на достаточно высокой скорости - 16,8-19,2 Кбит/с. Но потом и пять ночных ча-сов перестали давать результат. А узнав, что только регистрация в "России-он-Лайн" стоит 60 долларов и 6 в час, я решила искать другие фирмы.

 
Начиная полгода назад проект "На вашем месте", предназначенный для новых поселенцев Сети, я хорошо понимал, что даже при крайнем напряжении фантазии мне трудно понять проблемы этих людей. Надо, чтобы они сами заговорили друг с другом. Если белить забор достаточно долго и с видимым удовольствием, то смена придет. Она и пришла. Сегодня на вашем месте Елена Белова, аплодисменты! Отдаю ей кисть и ведерко с краской, напоминая - помогите себе, помогите другим, помогите России, внесите свой лепт в дело интернетизации нашего общества. Напишите, расскажите о своем опыте и о местной обстановке по адресу internnet@cterra.msk.ru .


   Вначале я решила обратиться к самой, наверно, известной фирме "РЕЛКОМ". Результат почти ни чем в лучшую сторону не отличался от "России-он-Лайн", то есть от 2 до 5 часов дозвона, а скорость 2,4 (именно 2400 бит в секунду, при моем модеме 33,6 Кбит/с). Да и цены у них, скажем прямо, кусаются - за час где-то около 3,5 доллара, но при этом учи-тывается количество перекаченной информации, и в общей сложности выходит до 6 долларов, правда сюда входит E-mail и NNTP.

   Ругая на чем свет стоит своего провайдера (что оказалось в последствии неправильно), я решила найти "молодую" фирму, которая возможно еще не ус-пела забить свои каналы. На одной из выставок я зарегистрирова-лась в "Elvis-Telecom", их цены были приемлемы - $20 в месяц за 10 часов, правда за E-mail и NNTP/C-News надо было платить отдельно, и сверх 10 часов цена в час уже была $3 в рабочее время. Но электронный ящик и телеконференции у меня в "РЕЛКОМе", и я не думала, что буду тратить больше 10 часов в месяц (что тоже оказалось не верно).

   Первое время соединение происходило почти мгновенно в вечернее время (после 21.00), при-чем на скорости 21,6-24,0 Кбит/с. Потом ситуация стала ухудшаться, все больше времени требовалось на дозвон, скорость соединения становилась все меньше. Разозленная таким поворотом дел, я позвонила в "Элвис", чтобы выяснить, почему их телефоны все время заняты. Но там мою жалобу восприняли с искренним удивлением. Они сказали, что у них телефоны загружены на 45% и моя жалоба единственная. Не то, что я им полностью поверила, но задумалась над этим странным обстоятельст-вом и решила проверить связь с другого телефона, московского, который стоит на моей работе. Хотя надежды у меня было очень мало - я думала, если я в 2 часа ночи не могу дозвониться, как же я дозвонюсь в рабочее время? Каково же было мое удивление, когда я, позвонив по телефонам всех трех фирм в дневное время, соединилась после очень непродолжительного дозвона! А с "Элвисом" практически сразу. Проверив это несколько раз - я убедилась, что мои мучения с дозвоном были связаны вовсе не с загруженностью входных телефонов провайдеров, а с моей кошмарной телефонной линией.

   Ну что делать - я настроила программы на работе и стала дозваниваться там. Хотя тут возникало несколько проблем. Во-первых, наш модем ZyXEL U-1496E дает по стандарту максимально 14,4, а переставлять модем с домашнего компьютера мне было жалко, хотя для "чистоты эксперимента", наверно, надо было. Во-вторых, это дома у меня стоит два диска по 1,3 Гб, а на казенной машине не особенно развернешься. В-третьих, на-чальник и мои сотрудники начали ругаться, что я "затыкаю" телефон.

   Но дело даже не в этом. Ощущение связи со всем миром окрыляет. Если раньше мне приходилось по интересующим меня проблемам собирать информацию по крупицам, покупая массу журналов, газет и т.д. то теперь я не просто имею массу информации, я вижу тенденцию по этому вопросу. Каждый день я уезжаю с работы, как будто на необитаемый остров. Мое состояние рождает в душе чувство неполноценности: есть быстрый модем, куча программ, книг, этот справочник "Желтые страницы" (правда, почти уже совсем бесполезный), и все это лежит мертвым грузом дома, потому что связь на уровне 19-го века, когда по ухабистым дорогам ездили на телегах, падая то и дело в ямы.

   Я заметила, от чего так сильно зависит связь. Если мокрая погода, телефонные кабели отсыревают и соединиться становиться невозможно - модем пишет то "BUSY", то "NO CARRIER" для разнообразия. Я пробовала писать номер через запятые, ставить в S9 и S10 максимальные значения, набирать номер вручную, слушая звук на линии, ставила для "прослушивания" линии до 3 минут - все бесполезно. В редкие дни, когда погода "летная", то есть сухая и безветренная, моя телефонная линия осчастливливает меня и дает мне соединиться. Правда, скорость очень низкая (бывает 1,2 Кб/с), связь неустойчивая, постоянно рвется, поэтому после очередного обрыва в час-два ночи, я, разозлившись, все-таки бросаю мучиться и ухожу спать. Мне уже стало сниться, как на экране появляется это вожделенное слово: "CONNECT". Как я завидую тому товарищу, чье письмо вы печатали как-то. Он смог легко переключиться на своем телефонном узле на другую, новую линию. В наших Химках люди стоят по 15-30 лет в очереди на телефон, линии старые, перегружены до предела, поставить телефон вне очереди стоит больше 20 миллионов рублей.

   Но меня не оставляет призрачная надежда найти все-таки такую фирму, у которой входные телефоны будут совместимы с моей доисторической линией. Фирм много (в "Hard'n'Soft" был напечатан список провайдеров), условия разные, но мне хотелось бы описать впечатления, которые я смогла в какой-то степени составить о тех фирмах, услуги которых анализировала. Хочу отметить, что речь идет только о сеансовом подключении по PPP/SLIP.

   Вначале о двух моих провайдерах, с которыми у меня заключен договор.

   В "RELCOM" (http://www.relcom.ru, support@relcom.ru) устойчивая связь, в договор по инфолинии (сеансовое соединение по коммутируемому каналу по протоколу PPP) входит E-mail (1 Мб бесплатно, 10 Мб - 30 тысяч в месяц) и NNTP (много хороших и разных конференций). У них нет абонентской платы, работа по предоплате, что, мне кажется удобным, хорошо налажен контроль по использованию оплаты - полная информация есть на их сервере статистики, доброжелательная техническая поддержка. Работать с почтой можно через сервера как с KOI-8, так и с Windows-кодировкой. Но дозвониться не так просто, особенно в "горячее" рабочее время, стоимость одного часа, на мой взгляд, недешевая - от 3,5 до 6 у.е., из 5-ти входных номеров на 2-х стоят модемы 14,4 и 19,2 Кбит/с.

   В "Elvis-Telecom" (http://www.telekom.ru, noc@telekom.ru) есть месячная плата - $20 за 10 часов (без НДС), и за электронный ящик и телеконференции надо платить отдельно по $10 в месяц, что увеличивает, при использовании, месячную абонентскую плату в 2 раза. Но зато 12 входных телефонов, и в самое горячее время достаточно перебрать 4-5 номеров, чтобы соединиться. Можно работать как по PPP, так и SLIP-соединению. Да, и плюс там сразу получаешь постоянный IP-адрес. Но в "горячее" время связь часто рвется и не всегда можно после этого соединиться по этому же номеру, возможно еще и потому, что соединение идет через шлюз.

   Теперь об остальных фирмах, с которыми мне пришлось познакомиться в процессе моих поисков.

   В "Sovam Teleport" (http://www.sovam.com, www.online.ru, support@online.ru) одна только регистрация стоит 60 долларов, фиксированная месячная плата 42 доллара за 7 часов, входных телефонов 2 штуки. Правда, на их сервере написано 50 и 35 в месяц, но мне они сказали другую цену, я так понимаю, что на сервере цена написана без НДС (20%) - я с этой "хитростью" встречаюсь не первый раз. Я помню в "Копьютерре" была восторженная статья о "России-он-Лайн", но ни из нее, ни из других статей, в которых упоминалась эта фирма, я не смогла понять, почему так дорого стоят их услуги. Сейчас, наверно, почти все провайдеры подтянули качество своей связи, перешли на протокол POP3 (по крайней мере, те, о которых я упоминаю в своем письме), завели Web-сервера, но стоимость их услуг ниже, чем у "Sovam Teleport". В 60 долларов, которые берутся за регистрацию, входит лицензионное программное обеспечение: Netscape Navigator 2.02, TCP/IP стек, который нужен только для Windows 3.1x. А у меня, например, уже стоит лицензионный Windows 95 с 32-разрядной программой TCP/IP и пользуюсь я бесплатным IE 3.0, который мне нравится больше из-за удобной поддержки кириллицы, и простых, но симпатичных программ Mail и News. Зачем мне оплачивать Navigator?(тем более у меня стоит 2.01) Наверно, таким образом, в "России-он-Лайн" перекладывают рекламные "бесплатные 7 часов" и стоимость своего замечательного Web-сервера на зарегистрированных пользователей. Я понимаю, что не у всех есть возможность приобрести программы для работы с Internet, но многие фирмы предлагают их бесплатно или по желанию, как в "РЕЛКОМе" вы можете купить за 200 тысяч "Инфовизор" (пакет программ для работы с Internet, настроенный для соединения через "RELCOM", куда входит браузер и программы работы с почтой и конференциями).

   "Флагмана Internet" - "Demos" (http://demos.ru, info@demos.su, noc@demos.su), я рассматривала только по причине их популярности. Мне не нравятся их условия - у них месячная абонентская плата ($$20-25), включающая только 5 часов работы в месяц, платный электронный ящик ($15 долларов в месяц). Хотя по их тестовым телефонам я дозванивалась достаточно быстро в "летную" погоду. Но тестовые телефоны давали только терминальное соединение, а хотелось попробовать PPP. Они выпустили CD-ROM с программой обучения по работе в Internet, начиная с установки модема и кончая работой в сети 5 часов бесплатно, включая электронную почту и телеконференции. Меня заинтересовал этот диск из-за "бесплатных" часов. Но его цена оказалась в "Книжном мире" 196 тысяч (на "горбушке" этот же диск в фирменной упаковке можно купить за 145 тысяч), мне показалось, что это дороговато. Хотя для новичка - это, наверно, ценное приобретение, особенно, если ему не хочется копаться в книгах.

   Конечно, хочется, чтобы было дешево и без фиксированной месячной абонентской платы, например, как в "Redline" (http://redline.ru, support@redline.ru). И, я подозреваю, что те товарищи, которые пишут вам о "дешевом" соединении с Internet имеют в виду, возможно, "Redline". Я пробовала протестировать их входные телефоны. У них 25 номеров, правда, самое лучшее соединение через "Роснет", куда свой вход. Да, если очень захотеть, можно иметь у них соединение по 30 центов за час. Но только с 3 до 9 часов утра, что, мягко говоря, не очень удобно (а для меня так и вообще невозможно), при этом на этих "дешевых" входах стоят модемы 14,4 Кбит/с и ZyXEL 16,8-19,2. А если соединяться уже в "нормальное время", то стоимость увеличивается в 3 раза. Если вы хотите работать с модемами на 28,8-33,6 Кб/с, то еще в 2 раза. То есть выходит где-то по 2 доллара в час, как в "Элвисе". Хотя, в "Redline" за эти же деньги дается бесплатный почтовый ящик до 5 Мб. Но дело не в этом даже. Со своего домашнего номера при "хороших погодных условиях" я могла соединяться на скорости от 4,8 до 16,8 Кбит/с после достаточно длительного дозвона. А с "Элвисом" в это же время скорость была 21,6-24,0 Кбит/с. В рабочее время дозвониться через "Редлайн" было трудновато и скорость была 9,6-12,0.

   Встретилось мне очень соблазнительное предложение - фирма "2COM" (http://www.com2com.ru, adm@com2com.ru) предлагает за 30 долларов в месяц иметь 60 часов, сюда же входит почтовый ящик (до 4Мб) и телеконференции, да еще плюс за 10 у.е. в месяц личная WWW-страница с ее редактированием через личную директорию по FTP. Но, к сожалению, по тем 4-м (10-канальным) телефонам, что мне там дали, оказалось очень трудно дозвониться с рабочего номера, и совсем невозможно с моего домашнего. Все телефоны на одной АТС. Правда, обещали ввести еще 32 номера. Но, все же, я думаю, при такой цене, они все равно будут забиты.

   Не оставляют меня "думы Агафьи Тихоновны", за кого же все-таки окончательно "выйти замуж". Вот бы найти такого провайдера, у которого бы не было месячной абонентской платы, с хорошо налаженной системой контроля своей наработки, как в "РЕЛКОМе", бесплатный почтовый ящик до 5 Мб, как в "Redline", стоимость часов, как в "2COM", быстрый дозвон, как в "Элвисе". Но это в идеале, а на самом деле, мне хотелось бы, чтобы я могла дозваниваться в вечернее время за полчаса со своего домашнего модема V.34+ и чтобы это было не очень дорого - доллара два за час и скорость была бы больше 14,4. К сожалению, пока, это только призрачные мечты.

   Я хочу отметить, что мое мнение на дозвон и качество связи в фирмах-провайдерах, которые я описала, очень субъективны. Наверно, каждый, кто хотел бы заключить договор, должен иметь возможность протестировать качество соединения с той фирмой, которую он наметил. Некоторые провайдеры, например, "Элвис-телеком" и "Редлайн" приводят входные телефоны на своем Web-сервере. Хотя, для того, чтобы иметь возможность зайти на эти сервера, надо иметь договор хотя бы с одной фирмой.

   Еще одна мысль, косвенно связанная с Internet, меня тревожит. Это так называемые "сетевые компьютеры". Шумиха вокруг них мне совсем не нравится. Не получилось бы так, чтобы фирмы, которым позарез надо утопить Microsoft, навязали бы свои, мягко говоря, "игрушки", вытеснив PC. И потом будешь, высунув язык, бегать по фирмам, чтобы купить новый процессор или видеокарту для PC, как например, я искала для своей 486-й машины с VL-bus шиной мультикарту, когда наш рынок заполонили машины с PCI (только Митино и спасло). Но если приход процессора Pentium и шины PCI - это прогресс, то NC - это же регресс, "назад в светлое прошлое", когда все зависели от работы одной машины (не очень надежной) и сети. Главный аргумент в пользу NC - дешевизна и простота аппаратной и программной части. Но возьмем к примеру, автомашину. Интересно, чтобы сказали, скажем, автолюбители, если на их жалобы на дороговизну запчастей и бензина, им предложили бы купить кузов с четырьмя колесами без мотора, чтобы ездить, прицепившись к троллейбусной линии? Так чем же компьютер хуже хорошей автомашины? Если кто-то не понимает для чего его можно использовать, значит надо это разъяснять. Наверно, сейчас никому не надо объяснять для чего нужна хорошая автомашина? Да, многие ездят на общественном транспорте - только спросите любого, нравится ему это или нет. И думаю, как бы тяжко не приходилось бы в автобусе в час-пик, мало кто хотел бы получить вместо этого кузов с четырьмя колесами без мотора. Да, и я думаю, американцы, "наигравшись" в почти бесплатный Internet, начнут опять "делать бабки", как они делают это на всем. Так что программное обеспечение, которое почти бесплатно можно грузить из Internet, тоже превратится в миф.

   А в российских условиях, мне кажется, NC совершенно неприемлемы, дело не только в качестве связи, но и в ее стоимости. Постоянное IP-соединение стоит около 200-400 долл./месяц, значит за полгода "нагорит" столько, сколько сейчас стоит приличный компьютер с Р-133 и монитором 15``. Тем более стоимость сопровождения PC у нас по сравнению с американцами минимальна - программы можно украсть, программисту можно платить гроши.

   Я понимаю, что архитектура и программное обеспечение PC не верх совершенства, но NC или "Карманный ПК" (handheld PC), мне кажется, должен рассматриваться не как альтернатива настольному, а как периферия к нему. Иначе непонятно зачем вообще нужен технический прогресс.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.