Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пришло время спросить...

Архив
автор : ЛЕОНИД ИВАНОВ    20.12.1997

"Как же ты торгуешь и с прибылью, когда у тебя по арифметике всегда между двойкой и тройкой было?" "Очень просто: покупаю партию "Сникерсов", продаю втрое дороже, вот на эту разницу в два процента я и живу!"
Из анекдота нашего времени

"Умные нам не надобны, надобны верные."
А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом"


   Больно тема заезженная: образование в этой стране вообще и компьютерное образование в средней школе в частности. Пишем, пишем - горы бумаги извели, а толку то... Короче, не взялся я бы писать, если бы не одна фраза нашего редактора Андрея Шипилова: "Если посмотреть на это дело с точки зрения психологии...". Тут меня осенило и я сразу же включил любимый блокнот.

   Как человек, хоть и давно закончивший школу, но хорошо помнящий если не все то, чему нас учили, то хотя бы как нас учили, могу Вам признаться: до сих пор не пойму я систему обучения в средней школе. Уж и сам давно школу закончил, потом педагогический институт, и сын в восьмом классе, а все не пойму: из каких соображений так программа составлена, что зачастую навыки и знания, которые в жизни имеют первоочередное значение - в школе преподаются "вскользь" (или вообще не упоминаются); а знаниям достаточно второстепенным уделяется огромное внимание.

 
От редакции:
Скажу честно, когда я попросил Леонида Иванова написать этот материал, я выступил в роли провокатора. Постоянные читатели еженедельника хорошо знают, что его статьи выделяются на общем фоне своим своеобразным "бунтарским" духом и я рассчитывал внести нечто подобное в обсуждение темы. Результат превзошел ожидания. Отдавая готовую статью Леонид сам честно предупредил, что материал _ провокационный. Ну что ж. Это один из тех нечастых случаев, когда редакция и автор одинаково оценивают материал.


   Да, никакое знание избыточным не бывает. Да, школа должна давать широкое начальное образование, которое поможет подростку определить дальнейший жизненный путь. Да, в знаниях развитие ума. Но соотношение между очень важным и не очень полезным какое-то должно сохраняться? Ну почему столько шума, нервов, двоек из-за законов Бойля - Мариотта и Гей - Люссака? Те, кто закончили школу три - пять лет назад, можете сейчас же вспомнить их формулировки? А где это Вам в жизни пригодилось? Ну, давайте, давайте, хоть по одному случаю в год... Конечно, "знать бы где упасть", но есть знания и навыки ( и знание компьютера из их числа) дающие возможность заработать на кусок хлеба (в идеале - "с маслом"), и научит жить жизнью полезной себе и окружающим; а есть знания расширяющие кругозор, знания для утоления "жажды знаний". Что важнее?

   Тут мне могут возразить насчет подготовки в институт. Верно. Я совсем не за изменение программы. Чуть ниже объясню подробнее. Хотя как объяснить тот факт, что поступивши в институт, я два года "по новой" изучал школьный курс по всем предметам, что в этот институт сдавал? Ну, это отдельная тема.

   Как вы думаете, почему это в начале девятнадцатого века каждый образованный русский человек обязан был бегло читать и говорить по-французски? Из снобизма и удовлетворения тщеславия? Нет! Франция была в то время интеллектуальным флагманом и владеющий французским языком мог получать знания и навыки "из первых рук" не ожидая долгих по времени изготовления и искажающих смысл (а каждый перевод искажает смысл) переводов и пересказов.

   И мучили родители детей французским с самого детства: кто побогаче - нанимали француза - гувернера (как сейчас говорят: "носителя языка"), кто победнее - учителей выученных такими французами. Великие мыслители Франции того времени строили новую, современную картину мира и те, кто постигал ее более полно имели очевидные преимущества. Уж не говоря о том, что французский - язык любви и объяснение даме пылкости своих чувств было гораздо эффективнее вести именно на нем.

   Сейчас, если не интеллектуальным, то техническим флагманом является США. А как у нас преподается английский? Точнее, американский. Я уже молчу о компьютерном английском. Зато попробуйте не выучить даты правления Аменхотепа Третьего или основные битвы Второго крестового похода!

   Но мало того, что "телега ставится впереди лошади", мало того, что второстепенное изучается подробно, а основное кое как - сама система преподавания в школе отвращает человека от дальнейшего получения знаний вообще. Яркий пример - литература. Единицы читают произведения авторов, которых проходили в школе. Что до других школьных предметов - та же картина. Знания "засушиваются", отрываются от практических навыков, подаются намеренно скучно.

   Понимая спорность своей позиции, позволю себе все-таки высказать некое предположение: такое - неслучайно. Российская школа во многом еще советская (а иначе и не может быть) и продолжает готовить человека для жизни в тоталитарном обществе. Поэтому знания даются так и такие, чтобы человек был никак ими не защищен от манипулирования со стороны такого общества.

   "Партия приказала, комсомол ответил: "Есть!". В попытке сохранить незыблемость данной формулировки и построена была школьная программа. Даст ли возможность противостоять тоталитаризму знание, что атомы состоят из элементарных частиц? Нет? Хорошо! Атомную физику даем "по полной программе", насколько может вместить детский ум. Что дает русская литература девятнадцатого века? Страсть к свободомыслию? Эх, жаль нельзя вообще ее не изучать! Мировая общественность не поймет! Тогда так: произведения особо "крутые" кастрируем в хрестоматиях, остальным делаем "вакцинацию отвращения" заставляя читать то, что в данном возрасте понято быть не может ("Тарас Бульба", "Война и мир", "Преступление и наказание" и т.п.) и будет навсегда отринуто, как непонятное и скучное. Изучение анатомии и физиологии животных растянуть на два года (ведь устройство пищеварительной системы рака так необходимо нам для повседневной жизни), а из полной картины функционирования человеческого организма, которую можно получить только в связке анатомия - физиология - психология, последнюю "вынуть" и спрятать подальше: не дай Бог "винтики" узнают почему и что их заставляет думать так, а не иначе!

   Да, названия предметов и список литературы сейчас изменились, но суть та же. И с той же меркой подходят в школе к изучению всего того, что относится к компьютеру. Логика такая: "Компьютер - путь к расширению границ свободы. Поэтому привьем отвращение к компьютеру."

   Как это делается? Давайте посмотрим на примере обычной советской (я не оговорился) школы, в которой учатся приятели моего сына.

   Прежде всего - система преподавания информатики. Основная часть - программирование на языке "Бейсик". Для большинства - скука страшная. Смысл подобных занятий преподаватель объяснить им не может, да и не хочет. Не спорю: для общего развития все это наверное небесполезно. Но и только. При том, что навыки обращения с компьютером на сегодняшний день необходимы почти во всех сферах жизни. Навыки обращения, а не первичные навыки псевдопрограммирования. Но как можно получить нужные навыки работая на компьютерах марки "Корвет"? Да, да компьютеры именно этой марки предлагают на уроках информатики в данной школе. Тут сердобольный читатель со слезами в голосе начнет объяснять, что дескать в школе нет денег, а значит нет и современной техники, учителя изо всех сил рвутся, чтобы обеспечить бесперебойную работу этих захудалых "Корветов" и т.д. Потерпи, сердобольный читатель, чуть позже отвечу тебе. А сейчас вернемся к нашим ба..., простите "Корветам". Итак, "Корветы". Понятно, что покупались они в школу из разных соображений. В том числе и из соображений экономии. Т.е. чтобы хватило на всех. Поэтому не удержался и спросил ребятишек: "Ну, а "Корветов" - то вам на всех хватает?". "Хватает, - отвечают, - у нас их 15, но ведь у нас только мальчики на информатику ходят". Тут мне, как выражаются наши тинэйджеры "поплохело". "Как же так, - говорю, - а девочки что же - прогуливают?" "Нет, - отвечают радостно ребятишки, - у них в это время уроки труда: учатся шить и готовить". Тут мне "поплохело" еще больше: я вспомнил, такое же разделение труда было в школе, где я учился. Только вместо информатики мы сначала делали табуретки, а потом паяли радиоприемники. И это было одним из немногих полезных навыков, которые дала мне школа. Теперь ребята не умеют даже этого. Компьютера они тоже не знают. Они умеют немножко программировать на Бейсике, а для этого не нужен компьютер. Для этого нужны листок бумаги и карандаш. Да, программы можно (и должно) запускать на компьютере и они для того и пишутся. Но вы забыли с кем имеете дело. И в данном случае обязательные скука и бессмысленность происходящего гарантируется: это программы рисования круга, эллипса или их закрашивания. В восьмом классе! Мне скажут: "Так составлена школьная программа". Да, именно так она и составлена. И мы теперь знаем почему. Кстати, а что за странная фантазия составителей школьной программы? Почему это девочки на информатику не ходят? Им что компьютер не нужен? Да нужен, но вся эта грустная история к сожалению является лишь частью большой проблемы. Проблемы отношений человека и общества. Мальчик играет в войну (раньше - с фашистами, теперь по большей части - терминаторов с "ниньдзями"), играет в машинки, читает книги про рыцарей и космических пиратов. Девочки и грают в "Барби", "Дочки - матери" и "Магазин". Дети репетируют свое будущее. Мальчики - карьеру (при том, что не каждый станет военным или водителем, а тем более схватится с терминатором), девочки - личную жизнь. Все это происходит так давно, что нам и в голову не приходит спросить: "А чему учатся наши мальчики? Какие полезные навыки они будут иметь к тому времени, когда общество сочтет их дееспособными?". Ответ крайне прост: обществу необходимо натренировать детей, чтобы к тому моменту, когда они станут взрослыми, они обслуживали элементарные интересы общества: защита оного и воспроизведение его членов. Это некая программа минимум. И не то страшно. Страшно другое: в нашем обществе это действительно все на что направлены в школе воспитательные усилия. По недомыслию. Или наоборот: из глубокого тоталитарного смысла. Или потому что так привычнее. В результате, девочки в массе своей считают профессиональную карьеру уделом мужчин, а мальчики... мальчики считают, что "крутая" куртка при никогда не чищенных ботинках и умение плевать дальше всех - это именно то, что принесет им успех в организации личной жизни. Теперь дошла очередь и до сердобольного читателя. Вопрос. Хватит ли для решения проблем современного обучения информатики компьютера с процессором 486? С лихвой. Включая даже Windows 95. Тогда предлагаю легкий способ решить проблемы оснащения классов информатики. По крайней мере в Москве. Натолкнулся я на эту мысль, когда занялся очередным upgrade и попытался продать свою старую материнскую плату с процессором 486 DX4 -100. Я обзвонил 15 фирм, которые занимаются модернизацией. Угадайте, какую в среднем цену покупки мне называли за такое сочетание? 10 долларов США в рублях по курсу. Вот так! И знаете под каким предлогом? Не берет никто уже такие "мамы". А знаете сколько стоит подержанный монитор? Таким образом, если школа даст объявление, что принимает (даже по более высокой цене) комплектующие такого уровня, то компьютер 486 DX4 - 100/8/340 с SVGA монитором типа Bridge обойдется им долларов 400. Их нужно 25 штук. Итого: 10 тысяч долларов. Возьмем даже большую сумму - 12 тысяч. Теперь зайдем с другого бока. В описываемой школе в каждом классе в среднем 25 человек. Кроме "А" и "Б" есть еще "В" и "Г". Таким образом получим в общей сложности 100 человек. Реально заинтересовать можно класса четыре: с пятого по восьмой (как минимум). Итого 400 человек. Разделим 12 тысяч долларов на 400 и получим, что с каждого учащегося необходимо собрать по 30 долларов. Учитывая, что эта небольшая сумма понадобится не сразу, а "в рассрочку": долларов по 10 в месяц - это не сильно обременит даже семью с небольшим доходом. Десять долларов на сегодняшний день - 55 тысяч. Аккурат одна бутылка водки "Довгань". Теперь, что из этого получится и как это объяснить родителям. На уроках информатики дети под руководством учителя постепенно сами соберут компьютеры (что уже само по себе есть полезный навык, кроме того, то что собрал своими руками - "не с руки" ломать). Эти компьютеры отвечают современным требованиям настолько, что возможно проводить на них занятия не только по программированию, но и обучение работе в пакетах наиболее распространенных программ (значит не нужно платить деньги за обучение подобному на курсах). Ребята могут завести на дисках собственные директории, закрепить компьютеры за собой (тогда у компьютера будут конкретные группы пользователей и они будут следить за ним: ведь никто не пустит их за чужой компьютер). Можно и поиграть на таком компьютере. А почему бы и нет, если все задания выполнены и есть свободное время. Значит больше времени занято полезными делами. Можно постепенно и сеть завести. А уж купить один модем на всех и устроить обучение на выделенном компьютере работе в Интернет - как говорится сам Бог велел. И обучение вести для всех, а не только для мальчиков. Готовить девочку мама и дома научит. Причем, зачастую, с большим толком. А в двадцать первый век нашим детям нужно входить не только с автоматом Калашникова и поварешкой, но и совсем не с "Корветом" наперевес. Говорят, что школа не готова к рыночным отношениям. Но я ничего подобного и не предлагаю. Поборы на всякие школьные нужды существовали еще в то время, когда я учился в школе. Уверен, существовали и раньше. Так что школьная администрация не найдет для себя ничего нового. Надо только захотеть. Захотят ли?



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.