Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Математик и программист

Архив
автор : ТАТЬЯНА САФОНОВА    20.12.1997

   Речь пойдет об информатике или как официально называется этот предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Конъюнктура сегодняшнего рынка требует людей, умеющих работать на ПК, знающих его периферию, владеющих навыками работы с прикладными программами. Практически в любом вузе сейчас наряду с фундаментальными науками преподают и информатику. При поступлении на некоторые факультеты в качестве вступительного экзамена необходимо сдавать этот предмет.

   ...Не перечислить все примеры из "взрослой" жизни, где нашим детям придется встретиться с компьютером. Наша задача дать им тот минимум знаний, используя который они смогут легче адаптироваться в нынешнем информационном обществе.

   А так ли это просто?

   Наличие в школе морально устаревшей вычислительной техники или ее полное отсутствие - одна из главных причин того, что информатика выступает на вторых ролях. Мел, доска, учебник, как правило, не большие помощники в изучении этого предмета. Нашей школе повезло, она одна из немногих, которая владеет необходимой материальной базой для успешного преподавания информатики: 24 рабочих станции (на процессорах 486 DX/4-100) без жестких дисков, учительская машина, оснащенная звуковой платой и CD-ROM дисководом и сервер Р75 объединены в сеть, имеется лазерный принтер. Казалось бы, надо только радоваться такому богатству, но проблем возникает не меньше, чем при его отсутствии. Такая дорогостоящая техника требует того, чтобы ее обслуживали квалифицированные специалисты. А где взять средства на оплату их труда, когда даже имеющуюся ставку техника в школе сокращают?

   Дети - народ очень любознательный. Как что устроено? Вопрос, который мучает постоянно и, поэтому, исчезновение шарика из мыши - это всего лишь результат их познавательной деятельности. Как высший пилотаж, среди старшеклассников практикуется редактирование Setup c изменением установок ПК. Надо видеть, с каким восторгом ребята шестых классов получают результаты своей работы в графическом редакторе в виде распечаток на принтере. Но как объяснить ученикам, что эта замечательная машина печатает из последних сил, так как для того, чтобы сменить картридж тоже нужны деньги. На фоне этих "мелких проблем", что говорить об услугах сетевика-специалиста. Эта ежемесячная статья расходов в данном учебном году школе становится совсем не по силам.

   Наличие в школе такого кабинета позволяет вести курс информатики с 1 по 10 класс по одному часу в неделю, а в 11 классе - по два часа. Но и это благо оборачивается уже слезами для учителя информатики, когда видишь цены на отечественное программное обеспечение для школы. Например, "Роботландия -96" для начальной школы стоит 144 доллара, а базовый курс "Информатика 8-9 класс" - 415 долларов. Какая школа может позволить себе такую роскошь - приобрести всего два пакета прикладных программ более чем за полтысячи долларов? Вот и приходится осваивать учителям, так хорошо развитый в нашей стране, пиратский компьютерный промысел.

   Впрочем, хватит о грустном.

   Получив в свое время образование математика и программиста, я решила не упустить момента, когда представилась возможность преподавать ребятам не только математику, но и информатику. Мне казалось, что цель, которую я ставлю перед собой как учитель математики (развитие логического и алгоритмического мышления у учащихся), легче достигнуть используя дополнительно знания и умения, которые они получают на уроках информатики.

   В пятом классе на уроках информатики мы подробно разбираем тему "Алгоритмы", учимся мыслить алгоритмически а потом широко используем это на уроках математики. Ведь правила, которые учат ребята - это ничто иное как алгоритм их действий. В старших классах на уроках геометрии умение мыслить алгоритмически, очень поможет решать сложные задачи. Объяснив, что такое блок-схемы, начинаю активно использовать их и на уроках математики.

   В шестом классе, изучая на уроках информатики графические примитивы, мы тем самым готовимся к урокам геометрии, которые начинаются в седьмом классе.

   А какую помощь мне, как математику, окажет информатика, когда в восьмом классе на уроках алгебры я буду в течение почти целой четверти отрабатывать умение решать квадратные уравнения, а на информатике в это же время закреплять этот материал программированием формул дискриминанта и корней квадратного уравнения.

   Все сказанное относится не только к информатике и математике. В нашей школе многие учителя проводят общеобразовательные уроки в компьютерном классе. И мне кажется, что взаимное влияние "традиционных" предметов и информатики полезно со всех точек зрения.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.