Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пропащая история

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    20.12.1997

   Обычно "Четыре колонки" пишутся в ночь со среды на четверг, перед отправкой в типографию пленок с очередным номером "Компьютерры". Все объяснения этого обычая, которые я до сих пор приводил - неправда. Настоящая причина в том, что единственно только став нос к носу перед Необходимостью Выполнить Долг Колумниста, я наверняка нахожу в себе достаточную для этого энергию.

   Но на этот раз я пишу рано утром в пятницу, прочтя подготовленный Андреем Шипиловым пакет материалов, составляющих cover story, то есть, центральный сюжет, под который делается обложка. Завтра я отдам ему этот мой отзыв, и пусть он сам решает, что делать. Cover story снова загублена. Самая общая причина неудачи в том, что тексты не соответствуют заявленной формулировке темы. Если сказано, что тема - "компьютеры в образовании", то ее и надо, как говорят в школе, "раскрыть". Пусть это будет скорее широко, чем глубоко. Что поделаешь, никто же не заставлял Андрея так ставить себе задачу.

   Собственно, Шипилов сам в своем редакторском введении описывает свои ошибки, рассказывая, как обращался к компьютерным фирмам, и так далее. Заведомо ясно, что ни разработчики компьютерных программ, ни учителя, по определению не могут видеть картину в нужном ракурсе. В лучшем случае они дадут какие-то интересные частные иллюстрации. Как исключение, и в этой среде попадаются мыслители-генералисты, но Андрей их не нашел. Зато там, где они должны были обнаружиться - то есть, среди исследователей, журналистов, организаторов образования, чиновников - он и не искал.

   По моему, такую большую тему вообще не следовало формулировать столь аморфно. Андрей мог бы взять за центр кристаллизации какое-либо событие - например, то, что из новой школьной программы, говорят, пропала информатика, как обязательный предмет. Мог бы начать с "мягкой" постановки задачи, набрать под нее материал, посмотреть, что из него выстраивается, а потом уж подать мне заявку на окончательное название: что-то вроде "учителя о компьютерах". Мог бы, наконец, написать о том, как у него не получилась cover story - правда, при честном труде на это потребовалось бы вдвое больше времени, а как способ выскочить из цейтнота, подобный фокус сошел бы ему с рук не более раза в год.

   Но уж раз Андрей не догадался, то я решил украсть у него эту - последнюю - идею и разработать ее с моей точки зрения. Поверьте на слово, дело не в том, что мне больше не о чем писать "колонки". Дело в том, я хотел бы приблизить тот момент, когда из окружающего "Компьютерру" пространства материализуются настоящие редакторы, на которых я мог бы смотреть снизу вверх. Шипилов, кстати, на редкость способный человек, и скорее всего станет одним из них. Может, и вы станете тоже.

   Короче говоря, чтобы cover story получались, редактору надо работать, а не просто валить в кучу так или иначе относящиеся к делу и более или менее случайно попавшие в руки материалы. Необходимо заниматься темой, как таковой: отрабатывать формулировку, писать предварительный проспект, а не заключение, более похожее на отчет о посмертном вскрытии, находить и направлять адекватных авторов, а не тасовать без конца одну и ту же засаленную колоду.

   Однако, пойдем дальше. Допустим, мы дадим этой cover story предложенное выше название "учителя о компьютерах". Получаем антологию учительского рассказа на заданную тему и в известных исторических обстоятельствах. Это литературоведческий подход, при котором авторский текст рассматривается, как природный ресурс. Но "Компьютерра"-то ведь работает на отрасль, как никакая другая занятую активным преобразованием мира!

   Если искать аналогий в мире текстов, то я хочу, чтобы наши cover story создавались скорее, как системы компьютерных программ, работающие на достижение поставленной цели, чем как литературные альманахи. Впрочем, программирование, каким его описывает в своей статье уважаемый Владимир Сигунов, это когда разработчик в двадцать пятый раз реализует алгоритм быстрой сортировки, или, создавая информационные системы на FoxBase, не вспоминает о нормализации данных, хотя и знает о ней. Если так, то программы и впрямь пишутся как стихи, а программирование становится скорее искусством, чем наукой. Хотя должно быть - по крайней мере в этих двух случаях - ремеслом.

   Роль провозвестника новых путей и активного преобразователя на самом деле очень легка. Быть пророком в таком отечестве, как наше, редактору "Компьютерры" ничего не стоит. Он втыкает в розетку провод, подключается к алтависте и за пять минут выгребает массу интересного. Медитировать так он может сутками - доступ к Сети ему оплачен, а главный редактор, по крайней мере в этом отношении, не зверь. Вот я сам для пробы заглянул на сайт www.ustc.org, принадлежащий организации Tech Corps, которая занимается внедрением компьютерных технологий в ... в то, что в Штатах называют K-12 education, то есть в систему образования от детского сада до школы, и сразу получил десяток ссылок.

   Мы с вами не сомневаемся, что и Россия пойдет по тем же путям и будет решать те же проблемы, причем чем скорее она начнет делать это, хотя бы в ограниченных масштабах, тем лучше. Невозможно поднять уровень массового образования в стране, две трети населения которой не работают - пусть даже сами эти люди считают, что за их бездействие должны отвечать другие. Но наштамповать достаточно образованных, чтобы хотя бы толком направлять остальных, можно и нужно. Именно благодаря этому идет дело в Индии, в Индонезии, на Филиппинах и во множестве других стран, находящихся примерно на таком же уровне экономического развития, как нынешняя Россия - конечно, если судить по единственно правильному критерию: по уровню доходов населения.

   Есть в России немало людей, верящих, что им законы истории не писаны. Этим тепло от того, что их, в их национальной самобытности, не только остальные - они сами умом не понимают. Спорить с такими не обязательно. Важен результат. Достаточно взять на Западе идею и аккуратно сдать ее за местное, глубоко национальное произведение. Здесь все так делают, и многие стали академиками, а то и Генеральными секретарями. Притом учтите, что редактор "Компьютерры" имеет возможность пополнять свой идейный багаж, путешествуя. Андрей Шипилов, к примеру, на той неделе в Париж поедет.

   Знание общего направления и существенных вех на пути в будущее должно помочь, но ведь не менее важно вписываться в текущие повороты. Можно рулить полегче, или покруче, но отрываться от трассы нельзя. Для этого служат каналы обратной связи. У подавляющего большинства жителей России они есть, но не туда подключены и не так настроены. Приходит человек к нам пробоваться на редактора и говорит: я, мол, знаю одну отличную операционную систему, которую никто не применяет, вот о ней и напишу. А дальше? - спрашивают его. Дальше, или, вернее, первым делом, надо устраивать обратную связь, только вот не думает об этом почти никто.

   Отсутствие надлежащей обратной связи, это в точности и есть главная проблема всех авторов шипиловской cover story и той системы, в которую они вписаны. Скажем, если для успеха на экзамене бюрократия требует зазубрить политическую карту мира и справочные сведения о государствах, то на первый план и выступают системы поддержки зубрежки. А на самом деле единственное, что должно не в шутку беспокоить современного учителя в России, это как бы ловчее продать свои услуги родителям.

   И позвольте мне более не комментировать отдельные статьи, а то получится уж слишком много обиженных.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.