Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Компьютерный атлас

Архив
автор : ЕВГЕНИЙ ДОМАГАЦКИХ    20.12.1997

"Карта - нижнее белье страны, она придает форму континентам."
Кристофер Монгер "Англичанин, который поднялся на холм, а спустился с горы"


   Большую часть моей сознательной жизни компьютеры и все, что с ними связано, были для меня чем-то вроде летающих тарелок и близких контактов третьего рода - то есть чем-то весьма интересным, но несколько из другой жизни. С той поры наши отношения изменились и зашли настолько далеко, что я впервые что-то пишу для компьютерного издания. Пишу, впрочем, с позиций вполне рядового пользователя, знающего несколько специальных терминов и умеющего уверенно включать и выключать машину.

   Попытки превратить компьютер в инструмент, необходимый для работы, а работаю я учителем географии, предпринимались мною не раз. Я внимательно отслеживал появление очередных новых продуктов, содержащих в своих названиях намек на географичность: PC Globe, Geopedia, World Atlas, Let's Discover The World, 3D Atlas, но всякий раз очередной красивый CD ROM, оказывался совершенно бесполезен. Самое занятное заключается в том, что бесполезность проистекает из-за стремления их создателей сделать совершенную вещь. Все краше картинки, все богаче звук, все разнообразнее видеофрагменты, все больше дополнительных функций. Можно определить расстояние между любыми двумя точками на карте мира? Банзай! Я могу совершить полет на вертолете через Альпы? От винта! Но очень быстро наступало разочарование - красивые рюшечки и финтифлюшки рассеивают внимание и отвлекают, а обширный набор статистических сведений, слишком велик, чтобы его можно было эффективно задействовать на уроке.

   Единственный продукт, который до сих пор вполне успешно используется мной в учебном процессе - это древняя, 1991 года, внешне вполне убогая игровая программа Atlas. Несмотря на примитивность, эта программа действительно оказалась весьма полезной при изучении политической карты мира. Она включает в себя две игра, изящно названные "Игра с изображениями" и "Игра с данными".

   Своей интригой "Игра с изображениями" сильно напоминает старинные компьютерные игры с палочками и шариками: "Арканоид" и иже с ним. Играющему предлагается карта выбранной им части света. Игрок выбирает один из двух уровней сложности игры - и вперед. Компьютер показывает страну, игрок должен угадать ее, выбрав ее название из предложенного списка. И все! В конце игроку будет показано сколько раз он ошибся и указаны эти ошибки. Просто, как мычание. Но предложив ученикам поиграть в эту игру на уроке, я с изумлением обнаружил в поведении играющих все атрибуты азарта - человек, только что прошедший игру, тут же бросался в новую череду однообразных и нудных действий, стремясь получить на выходе заветный плакатик: "Ты был прав во всем!". И результат оказался просто ошеломительный. Вы, например, можете показать на карте все страны мира и назвать их столицы? Только честно. Причем буквально все, включая латиноамериканскую мелочь и африканскую экзотику? Результаты зачета по политической карте мира, проведенного после всех этих игр, наводили на мысль об полной необъективности преподавателя - сплошные пятерки. Приходилось объяснять, что просто никто не ошибался, а в таких условиях даже самый что ни на есть монстр-преподаватель бессилен поставить, что-нибудь отличное от высшего балла. Правда, нужно отметить, что быстрый выход на высокий уровень знания карты, который достигался при работе с этой программой, так же легко и обваливался - многое довольно быстро забывалось. Но, во-первых, забывалось далеко не все, а, во-вторых, без практики забывается даже таблица умножения. Так что работой с этой обучалкой я остался очень доволен. Кстати, в этом году, в силу ряда причин, я не смог организовать своим ученикам таких занятий, и снова стал замечать во время лекций недоумение в глазах учеников при слове "Белиз" и панику при слове "Уагадугу", чего никогда не было раньше за все годы применения программы "Atlas"

   Что касаемо второй игрушки, той что "с данными", то она мной рассматривалась как милое, не лишенное пользы, приспособление для отдыха, не выпускающее, однако, отдыхающего за рамки географического образа мысли. Машина загадывает страну. Задача играющего назвать эту страну. Для этого он должен покупать информацию о стране. Денег у него немного, а информация стоит тем дороже, чем проще по ней можно узнать страну. Например, сведения о столице страны стоят в десять раз дороже, чем информация о ее площади или численности населения. А важно не только назвать старну, но и сберечь деньги. И уж тут, на что только не шел изворотливый детский ум, способный как губка впитывать и запоминать бесполезные сведения. Были экзоты, которые тратили на покупку информации почти абсолютный минимум денег, угадывая страны по площади их территорий. Уж не знаю полезные это знания или нет, но многим игравшим эта игра давала четкое представление о том, как соотносятся между собой страны по размерам и по численности населения, то есть формировала то что называется "внутренней картой", существующей в мозгу, которая тем совершеннее, чем больше мы знаем о мире.

   "Когда большие спорят, малые выигрывают". Старая, простая, графически убогая программа, для меня оказалась полезнее богатых красивых интерактивных атласов. Они и до сих пор стоят на полке, и я до сих пор восхищаюсь ими, как восхищаюсь всеми красиво сделанными вещами, но потребность запустить их возникает не часто, не чаще, чем желание узнать какое точно расстояние в милях и километрах между озером Титикака и вулканом Попокатепетль.

   Невольно хочется задать в пространство вопрос: "А верной ли дорогой идем, господа-товарищи?" Не слишком ли красивые картинки показывают нам мониторы? Не слишком ли быстро работают наши машины? Не предлагают ли они нам больше, чем нам нужно? И может быть, нельзя постоянно совершенствовать молоток, нужно когда-то начать им бить по гвоздю? А при всем моем уважении к компьютеру, он должен быть не более чем инструментом, которым нужно работать, а не любоваться и восхищаться.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.