Школьный компьютер: жизнь и судьба.
Архив"Компьютер в школе". У кого эти слова вызовут иронию, у кого-то горечь, у кого-то одобрение. Но будет во всех этих реакциях и нечто общее... Не так давно мне пришлось оказаться в компании, где собрались учителя чуть ли не со всего СНГ. Меня поразила их реакция, когда я упомянул об оснащении школ компьютерной техникой. Все тут же дружно заговорили... о проблемах преподавания информатики. А я ведь ни словом не заикнулся об информатике, я даже не думал о ней.
Почему так происходит? Почему стоит нам произнести эти магические слова "компьютер в школе" как у любого нашего собеседника как ответная реакция в мозгу тут же возникает загадочное слово "информатика"?..
Почему так происходит? Почему стоит нам произнести эти магические слова "компьютер в школе" как у любого нашего собеседника как ответная реакция в мозгу тут же возникает загадочное слово "информатика"?..
Когда я заканчивал школу, это было время, когда в стране только началось движение УПК (учебно-производственный комплекс). На УПК ученики старших классов в обязательном порядке кроме общего образования получали еще какую-нибудь рабочую профессию. Если мне не изменяет память, на это из учебного процесса выделялся один день в неделю. Так вот, половина девочек из нашего класса обучалась профессии "программист". За два года они полностью овладели этой профессией (то есть научились писать программы на FORTRANe и PL'e) и даже получили официальные дипломы. Но вот что интересно. За эти два года никто из них компьютера (а, точнее, ЭВМ - тогда это называлось "электронно-вычислительная машина") в глаза не видел. Они писали программы, набивали их на перфокартах, потом эти перфокарты куда-то отвозились, а на следующей неделе наши девочки получали распечатки и анализировали свои ошибки. Тогда никому в голову не приходило считать это частью учебного процесса - за это даже оценок в аттестат не ставили. Это было просто обучением ремеслу, точно так же, как другую половину девочек учили на кулинаров (или продавщиц - не помню), а мальчиков обучали профессиям "автослесарь" и "телефонист". Но времена изменились. Теперь почти в каждой школе учеников по-прежнему пытаются выучить профессии "программист", только теперь это является частью учебного процесса и называется словом "информатика". Неужели никому не приходит в голову, что коль скоро в школе появился компьютер, его можно использовать куда как более эффективно и грамотно?
Обернемся немного назад.
Когда в 80-х годах на пике перестройки академик Ершов выдвинул лозунг о необходимости всеобщей компьютерной грамотности, он, несомненно руководствовался самыми лучшими намерениями. Многим памятна тогдашняя восторженная истерия на радио, телевидении, в газетах. "Компьютер пришел в школу!" - эту фразу можно было слышать по несколько раз в день. Слово "информатика" прочно вошло в русский язык и как то сразу сделалось обыденным и повседневным. И пусть большинство нормальных людей в то время еще очень и очень смутно представляло себе, о чем идет речь, отлично смазанная и отлаженная пропагандистская машина советской эпохи блестяще делала свое дело. Как грибы после дождя стали плодиться "отечественные" модели "персональных" компьютеров. "Микроши" и "Ириши", "БК" и "УКНВЦ", "Корвет" и "Агат". По большей части без принтеров (а вдруг антисоветчину начнут печатать) и совершенно между собой не совместимые.
И пусть спустя какое-то время мы разобрались, что все эти отечественные модели являются скверными копиями зарубежных собратьев десятилетней давности. В сознании людей действительно произошел сдвиг, и постепенно, постепенно, но общество осознало, что компьютер это не какой-то высоконаучный монстр, а доступный агрегат, который можно при желании купить в магазине и который можно, да, пожалуй, и нужно использовать для облегчения разного рода человеческой деятельности. В том числе и для облегчения процесса учебы.
Но увы. К тому моменту, как общество это осознало, компьютер уже укрепился в школе, но укрепился там не как инструмент, а как объект изучения, как самоцель. Компьютер действительно пришел в школу... но пришел он туда в то время, когда вряд ли кто смог объяснить с какой, собственно говоря, целью. "Информатика" стала первым предметом, который стали изучать, прежде чем общество осознало его необходимость. Был нарушен естественный ход событий.
Как было всегда? Общество учило своих детей тем знаниям, какие считало необходимым для жизни. Сначала охотится и воевать. Потом катехизису, грамоте, счету. Потом, естественным наукам, языкам, литературе, истории. Появилась логарифмическая линейка, - детей стали учить считать на ней. Появились калькуляторы - и они вошли в школьную программу. По мере развития человечества расширялся и круг знаний, необходимый для жизни. Стоило компьютеру стать более или менее привычной вещью, как в круг этих знаний попала бы и информатика, но... в нашей стране все было наоборот. Компьютер был спущен в школу волевым порядком в тот момент, когда общество вообще не имело о нем четкого представления. Что делать со спущенным "сверху" директивами никто не знал. Этого, пожалуй, не знали даже те, кто спускал эти самые директивы. Мне в свое время пришлось принять участие в "компьютеризации" одной из подшефных школ. Я прекрасно помню ощущение панического бессилия, сопровождавшего эту процедуру.
Так стоит ли удивляться, что мы имеем то, что имеем? Стоит ли удивляться тому, что школы укомплектованы (если вообще укомплектованы) пестрой и разномастной техникой, учителя до сих пор всерьез спорят о том, что же такое "информатика", а ученик, окончив школу и имея по этой самой информатике пятерку, идет на курсы, чтобы научиться работать с компьютером.
Да, изо дня в день на страницах прессы и с экранов телевизоров наших учителей ругают за то, что они всю информатику сводят к изучению БЕЙСИКА. Да что им остается делать несчастным, если БЕЙСИК - это единственное, чему можно научить и на "Микроше" и на "Пентиуме"! Хоть какая-то унификация. А ведь есть еще и "КУМИР" и "ЕРШОЛ" и еще что-то такое же. Для их изучения, по-моему, даже компьютера не надо - ручка, чистая тетрадь - куда как удобно. Кому-то покажутся забавными дискуссии между учителями, что лучше изучать - Паскаль или Бейсик. Но смеяться над этим грешно.
Что же делать? Преподавать БЕЙСИК - бесполезно и глупо. С++? Совершенно нелепо! А может быть готовить "продвинутых" пользователей? Это сейчас для многих представляется самым разумным решением. Да ради Бога! Какой смысл тратить на это целую школьную программу, когда хорошие компьютерные курсы способны сделать это за месяц (И, я думаю, у них это выйдет куда как лучше). Стоит попытаться вытянуть одну проблему, как она словно крючком цепляет и вытаскивает за собой целую вереницу других.
Но давайте, попробуем представить себе, какова бы была судьба школьного компьютера, если бы события развивались своим, естественным чередом. Итак... Сначала общество привыкло бы к компьютеру, осознало бы его нужность и научилось использовать. И уже потом он пришел бы в школу. Только пришел бы он туда не как объект изучения, а как рабочий инструмент. Точно так же как авторучка, логарифмическая линейка или калькулятор. Но ведь никому же не приходит в голову объяснять детям, как за счет сил поверхностного натяжения чернила стекают с пера, или по какому алгоритму микрокалькулятор производит извлечение квадратного корня. А вот как работает сумматор в микропроцессоре компьютера, изучают на уроках информатики уже в шестом классе. Почему? Неужели тот первобытный страх перед "этим монстром-компьютером", который испытывали первые учителя информатики, навеки укрепился в нашей школе и теперь выливается в такие странные формы?
К счастью, это не так. Ситуация, медленно, но неотвратимо начинает меняться. Тема этого номера сделана, по большей части, учителями московских школ. Теми учителями, которые давно уже поняли, что компьютер в школе - это не самоцель, а всего лишь очень удобный инструмент для совершенствования учебного процесса. И вот уже учитель географии Е. Домогацких оттачивает у своих учеников географические знания при помощи компьютера, а учитель математики Т. Сафонова использует школьные компьютеры для развития у своих учеников навыков алгоритмического мышления. И можно быть совершенно уверенным, что ученик, которого учитель научил моделировать на компьютере сложные геометрические задачи (как это делает учитель В. Сигунов), уже никогда в жизни не спасует ни перед Exel, ни перед MahtCAD.
Вернуть школьному компьютеру его исходное назначение - что может быть проще. Такой подход к его использованию снимает многие проблемы. Но, к сожалению, не те, которые присущи нашей школе в целом. Сейчас все время пишут о недостаточной технической оснащенности школ. Это действительно очень серьезно. Я, честно говоря, плохо представляю, как можно использовать в учебном процессе компьютерный класс, оснащенный БК. А ведь есть школы для которых даже такой класс - это голубая мечта.
Может быть, решить проблему таким образом, как это предлагает Леонид Иванов в своей статье "Пришло время спросить"? Но я, честно говоря, не думаю, чтобы это было возможно. В последнее время мне пришлось изрядно повращаться в наших школьных кругах и я просто не знаю пока еще такой школы, которой было бы по зубам организовать подобное производство компьютеров для собственных нужд. Для многих московских школ замена оконной рамы или ремонт протекающего бачка в туалете превращается в неразрешимую проблему, а тут компьютеры... Это ведь целый ком проблем. Тут и отсутствие специалистов, и "несознательность" родителей, многие из которых просто не откликнутся на призыв профинансировать обучение собственных чад... да много ли еще чего! Я думаю, что достаточно задать директору школы вопрос о том, каким образом он поставит на баланс эти компьютеры, чтобы навсегда отбить у него охоту к подобным экспериментам. Хотя, кто знает, может быть, идея, высказанная Л. Ивановым, и послужит кому-то как руководство к действию.
Не следует забывать и о том, что немногочисленные компьютерные классы в школах существую пока лишь за счет заурядного компьютерного пиратства. Пиратства, которое напрямую поощряется нашими государственными и муниципальными органами. Ибо даже если школе и выделяют деньги на покупку компьютеров, я пока не знаю еще не одного случая, чтобы ей выделили деньги на покупку программного обеспечения для них. Само собой подразумевается, что программы - это нечто ничего не стоящее и должно добываться школой самостоятельно.
А ведь программы для школы - это должно быть нечто высокопрофессиональное, сделанное таким образом, чтобы максимально использовать психологические преимущества компьютерной подачи материала. Сама логика компьютерного обучения должна быть иной, иначе просто быть не может. И без серьезных, глубоких исследований здесь не обойтись.
Увы, ничего подобного я еще пока не видел. В школах мне показывали множество проспектов всяких фирм предлагающих "обучающие" программы, в том числе официально одобренные и утвержденные.
Я звонил на эти фирмы, приглашал принять участие в подготовке темы этого номера. Я рассчитывал, что тамошние специалисты расскажут читателям, каким образом при помощи компьютера можно оптимизировать процесс обучения, сделать его более легким и интересным. Увы, там даже не поняли, что я имею в виду.
Может я и не прав, но у меня создалось впечатление, что самое "крутое", на что способно большинство подобных фирм - это снабдить обычный школьный учебник гипертекстовыми ссылками, озвучить, загнать его на CD-ROM, и назвать все это обучающей программой?.. С моей точки зрения обычный учебник будет куда эффективнее. Уже хотя бы только потому, что обычным учебником удобнее пользоваться.
Я может быть, не ворчал бы как старый дед, если бы не одно обстоятельство. Не так давно мне пришлось столкнуться с тем, какие возможности таит в себе обучение с помощью компьютера. У меня дома есть два компакта, обучающих английскому языку. Один из них наш, российский, подготовленный, как сказано на обложке, преподавателями одного из московских ВУЗов и включающий в себя "полный бизнес-курс английского языка". Другой компакт заморский, американский, предназначенный для тех, кто только начинает изучать английский.
Я попробовал поработать с российским компактом. Это действительно большой и серьезный учебник. Но от многочисленных "бумажных" учебников типа "Английский для бизнесменов" его отличает только возможность послушать живую английскую речь, да сравнить свое произношение с эталонным. Фактически он по своим возможностям полностью соответствует обычному учебнику, снабженному кассетой (да и стоит примерно столько же).
А вот что касается американского...
Как-то один знакомый подкинул мне на пару часов свое семилетнее чадо. Так вот после того как этот ребенок в течение часа увлеченно поиграл с американским компактом, он уже без стеснения общался со мной по-английски, отвечая на несложные вопросы (раньше ребенок об английском не имел не малейшего представления). А когда родитель пришел забирать свое дитя, тот потряс его (а заодно и меня) без малейшей запинки пересказав на английском языке детскую сказку "Три медведя". Меня, честно сказать, поразило даже не то, что за столь короткий срок ребенок без зубрежки усвоил более полусотни слов, а то, что он знал и использовал эти слова как бы подсознательно, на уровне инстинктов. Ребенок без малейшего усилия манипулировал английскими словами, а когда я просил объяснить мне значение какого-нибудь из них по-русски, он давал не перевод, а пространно объяснял мне значение слова, давал его понимание. Выглядело это примерно так: "Congratulation? - ну, это когда у тебя все хорошо, ты молодец и все тебя поздравляют".
Именно тогда я осознал, что включение компьютера в процесс обучения таит в себе новые, доселе недоступные возможности. И когда я приступал к работе над темой, я горел желанием эти возможности перед читателями раскрыть. Увы, крутых специалистов в этой области мне в Москве отыскать не удалось. Но зато мне удалось познакомиться с энтузиастами, прекрасно понимающими, какое огромное значение имеет компьютер для современной школ. А это не так уж и мало.