Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О чем мы пишем

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    13.01.1997

   Да, о чем только мы не пишем - и при этом все меньше о компьютерных технологиях. Я до некоторой степени понимаю часто высказываемое раздражение монотонностью как публикаций, так и рекламы: , PC, PC, купи, купи. Но как быть? Нам предлагают то, что мы покупаем, а не наоборот.

   Бедная Индия давно зарекомендовала себя, как крупный разработчик программ. Бесконечно чуждая европейцам Япония, к тому же страшный противник в последней войне, подвергнутая ядерной бомбардировке, стала мировым инвестором и самым желательным для всех союзником. Китай, усилиями своих эмигрантов, зарубежных анклавов и свободных экономических зон, значительно улучшил свой образ в глазах цивилизованного мира. Хитрых китайцев знают, и все меньше опасаются. А что такое Россия для западного инвестора или партнера? Страна, где жульничают с пластиковыми деньгами?

   К тому же, и покупаем, и продаем мы себе все это сами. Достаточно прочесть ответы на "Вопрос недели" в нашем прошлом выпуске, чтобы в этом убедиться. Люди знают, что где-то там, за морем, есть компьютерная промышленность, создающая все новые технологии, которые изменяют мир, но сами они заняты простым реальным российским бизнесом. У всех есть западные вендоры, налаживание отношений с которыми стоило немалого труда. Когда появится что-то новое, вендор пригласит, покажет, предложит, обучит. Будешь стараться - даст скидку и почетную грамоту. А те, кто лез вперед батьки в пекло, давно там и сидят. Первое канальное правило: держись в струе, не высовывайся. И не ЦРУ его диктует, а собственный потребитель.

   Не в первый раз уже преподобный Михаил Ваннах берет на себя инициативу обсуждения таких проблем, которые я, может, и не решился бы поднимать. Смысл его статьи, напечатанной в этом выпуске "Компьютерры", ужасен: народное хозяйство не может развиваться при таком давлении социальных программ, как у нас. Десять процентов экономии на военном бюджете, или на других паразитических статьях расходов, за десять лет выводят отстающую страну в дамки. Гиря, которая висит на шее российского бизнеса, фатальна.

   Не будучи ни священником, ни политиком, ни даже газетчиком общего профиля, который, в конечном счете, продает политиков избирателям, я могу позволить себе естественную откровенность инженера. Решений задачи российского развития в рамках нормального экономического процесса не существует. Конечно, отдельные бизнесы выживают и отдельные граждане богатеют, но экономика мертва. Экспорт природных ресурсов задействован на всю катушку, но граждане все равно недовольны, и политическая ситуация висит на одной сопле.

   Внутреннее экономическое развитие пойдет лишь после того, как немыслимо большая доля населения страны, сидящая без денег и работы, перестанет доказывать свою необходимость для экономики языком, и начнет действовать. При этом в постсоветской России немало таких мест, откуда людям надо просто уходить, и не от войны, а от экономической невозможности там выжить. Необходимо решиться на свободу - свободу передвижения и поиска себе занятия на земле. С очевидностью, народ толкает политиков в противоположную от свободы сторону.

   Полагаю, что выход будет найден не в экономическом и не в политическом, а в демографическом измерении. Ученые, пережившие революцию в физике, отмечали, что новое понимание мира утвердилось не в результате восприятия людьми новых идей, а просто в ходе смены поколений. Учтите, что физики всегда были неглупыми и хорошо образованными людьми.

   Что делать нам? Не позволить обрушить потолок себе на голову, не дать тем, кто не способен изменить себя, утащить нас за собою в могилу - уже неплохо. Настоящие тоталитарные политические силы, если таковые в России найдутся, и если им случится прийти к власти, вне всякого сомнения начнут ускорять прогресс с уничтожения как раз тех несчастных, которые за них проголосовали -- как никчемной в хозяйстве обузы. Лучше бы наша история в новом тысячелетии так не начиналась.

   Откройте любое российское экономическое издание и убедитесь: реальным содержанием большой деловой жизни, которую оно освещает, является дележка частей экономического трупа. Идет борьба если не за природные ресурсы, то за право сдать социалистическую индустрию в металлолом. Старый наш компьютерный бизнес обслуживает эти процессы и, по-моему, уже и сам себе начал в этом качестве надоедать.

   С другой стороны, я не вижу пока другой зоны для продуктивной экономики, кроме тонкого слоя на нейтральной полосе между Россией и развитым миром. И разумная стратегия ее может состоять только в том, чтобы копить опыт и деньги, работая на экспорт. Унаследованная нами психологическая установка на внутренний рынок, на то, чтобы накормить, одеть и просветить народ, неверна. При всем понимании неизбежности и полезности Митинского опыта, давайте признаем, что мы никогда не выберемся из этой помойки, если будем вариться в собственном соку.

   Нация, как и человек, нуждается в открытой конкуренции с другими нациями. Говорить, что такая большая и обильная страна, как Россия, может развиваться сама в себе, это все равно, как убеждать человека не соревноваться с другими, не стремиться к успеху в обществе, а проводить больше времени на диване, да штопать старые носки вместо того, чтобы купить новые. Это не делает жизнь ни длиннее, ни здоровее, ни счастливее.

   Простите, если надоел, но современные компьютеры - продукт потребительского общества. Intel, вынимая очередную тысячу долларов из кармана покупателя PC, заставляет его идти искать эти деньги у своих клиентов, и так далее, и это движет экономику вперед. А российский пользователь тратит свои немалые силы на то, чтобы поддерживать на плаву устаревшую персоналку, и тем самым держит экономику в состоянии запора.

   В этом выпуске "Компьютерры" завершается публикация обзора главной выставки компьютерной промышленности -- осенней Comdex. В совокупности три части, написанные за месяц, составили 200 килобайт текста, в основу которого легли, по данным Аэрофлота, 25 килограммов многократно просеянных бумажных материалов, да еще около 100 часов работы "на линии".

   Очень надеюсь, что вы увидите сами: деловые возможности компьютерного рынка не сводятся к перепродаже того, что предлагают европейские торговые представительства американских и японских компаний. Многие новаторские продукты и услуги начинающих фирм могут быть немедленно применены в России. Инвесторы и производственники мира рыщут в поисках свежих идей, которые могут оказаться вашими, и одна из задач Comdex - помочь партнерам найти друг друга.

   Десять лет назад мы вылезали из окопов полные никчемных творческих замыслов, выношенных в советской болотной тине, питая надежды привлечь к себе внимание большого мира и стать его частью. От первого разочарования произошло нынешнее неверие в свои силы. Однако мы получили опыт, научились делать деньги, а мировой рынок стал понятнее и ближе -- в особенности, благодаря Интернет. Многие из углов, об которые набиты старые синяки и шишки, больше не страшны.

   Новые выставки не за горами. Для того, чтобы решиться повторить попытку и улучшить результат, чтобы наладить регулярное, хотя бы раз в полгода освещение ситуации из первых рук, нам нужна обратная связь. Пожалуйста, любым удобным для вас способом - открыткой, "мылом", факсом, телефонным звонком сообщите мне, нужны ли вам промышленные обзоры, пришло ли для них время. Развитие этого направления работы "Компьютерры" зависит от вашей реакции.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.