Посылай с оглядкой
АрхивКомментарий дняПрактика deep linking обрела поистине устрашающую популярность. Между тем, далеко не каждый ее приверженец понимает, зачем это вообще нужно.
Нашумевшая судебная схватка между газетной ассоциацией Danish Newspaper Publishers Association (DNPA) и компанией Newsbooster, владеющей поисковым сервисом, позволяющим в минуты перерывать тысячи новостных ресурсов Сети в поисках одной-единственной заметки, так вот эта схватка пару месяцев назад завершилась полной победой газетчиков. Суть дела, если помните, была в обсуждении права посторонних лиц размещать ссылки на внутренние документы сайтов, принадлежащих участникам DNPA. Размещение гиперссылок вроде бы вполне естественно для Сети, в которой ссылки - основа основ. Однако, газетная ассоциация добилась таки вынесения судебного запрета для Newsbooster на такую практику: не заручившись предварительным соглашением издателей, Newsbooster не может размещать на своём сайте ссылки на их материалы.
Дело получило совершенно фантастический резонанс в сетевой общественности. При том, что мотивация запрета - не самая очевидная вещь с точки зрения логики, сотни и сотни веб-узлов ввели на своей виртуальной территории запрет на "глубокую линковку" (deep linking - ссылки на любую страничку, кроме лицевой), описав это требование в своих полиси. Оценить масштабы происходящего можно, взглянув на официальный сайт инициированной недавно американским профессором права Дэвидом Соркиным (David Sorkin) кампании Don't Link to Us! (см. www.dontlink.com). Соркин, поддерживающий сайт в одиночку, занимается тем, что регулярно нарушает требование отдельных сайтов не размещать ссылок на их ресурсы - описывая, кто и в какой форме ввёл такой запрет. Правила, изобретаемые отдельными владельцами веб-узлов, поистине не поддаются описанию в силу своей чрезвычайной оригинальности. Владельцы одних (SonicFoundry) требуют получения предварительного разрешения перед размещением ссылок на их сайты, других (Law.com) - запрещают ссылки на внутренние страницы, третьих (MODEWeekly) - обязывают соблюдать стиль написания имени и т.д. и т.п.
Безусловно, называть это явление просто глупым - вряд ли возможно: та же DNPA вполне ясно обосновала свои претензии, заявив, что глубокая линковка её материалов сторонними ресурсами препятствует её участникам прежде всего зарабатывать деньги - ибо посетитель, вместо того, чтобы пройти всю цепочку страниц, от лицевой до страницы конкретного материала, может сразу попасть на последнюю. Это чревато также нарушением структуры сайта для конкретного посетителя или кажущимся изменением принадлежности материала - который может показаться принадлежащим автору ссылки, но не владельцу ресурса, на который ссылаются (отсюда опасение, что крупные компании, лицензирующие свой контент более мелким дистрибьюторам, могут счесть разрешение глубокой линковки на сайтах этих дистрибьюторов покушением на свои права).
Но кампания Don't Link to Us! была упомянута здесь не ради одной лишь только демонстрации масштабов происходящего. Изюминка в том, что, как выяснил Соркин, большинство владельцев сайтов, запретивших у себя deep linking, не имеют никаких серьёзных причин на то, чтобы действительно запрещать другим ссылаться на их ресурсы. Они делают это просто из невежества. Как показывают отзывы, часто такая практика становится результатом самодеятельности пресс-службы или ответственных за поддержание сайта служащих - при полном неведении руководства. Между тем попустительство в таком вопросе может привести к тому, что сайт будет обойдён вниманием сетевой общественности: в Сети, где любое затруднение на пути сёрфера ведёт к немедленному поиску альтернативных путей, практика deep linking может вылиться в игнорирование сетянами придерживающихся её ресурсов.