Дом - кино. Часть I.
АрхивСмотреть кино любят все, от мала до велика. А если фильм о собственной семье, думаю, и говорить не надо, как это интересно. Желание создавать домашнюю хронику возникло, наверное, еще во времена братьев Люмьер, но на его пути стояли технические трудности, преодолеть которые могли только очень богатые люди.
Смотреть кино любят все, от мала до велика. А если фильм о собственной семье, думаю, и говорить не надо, как это интересно. Желание создавать домашнюю хронику возникло, наверное, еще во времена братьев Люмьер, но на его пути стояли технические трудности, преодолеть которые могли только очень богатые люди. Со временем кинокамеры стали компактнее и дешевле, но пока не настала эпоха видео, домашнее кино все равно было уделом энтузиастов (читай фанатиков).
Что такое видеокамера и как с ней работать, сегодня знает любой первоклассник, а семиклассник со знанием дела опишет все ее технические характеристики и настройки, хотя каких-нибудь восемь-десять лет назад владелец компактной камеры казался небожителем, а человек, снимающий большой камерой (даже бытового формата), - суперпрофессионалом. Их рассказам внимали с благоговением. Встречая на улице за съемкой карапуза, копающегося в песочнице, их провожали завистливым взглядом. Тогда видеокамера была вожделенной мечтой многих людей. Бракосочетание, первые шаги и слова ребенка, веселый пикник, отпуск в экзотическом месте, улыбка матери, приколы дурачащегося друга, забавные семейные сцены - все это хотелось запечатлеть на пленке. Те, кто жаждал камеры, экономили на всем, а некоторые даже голодали. Но как и сказки, счастливо заканчивающиеся свадьбой и не слова не говорящие о буднях семейной жизни, так и «сказка про видео» умалчивала о многом.
Ослепленные мечтой иметь свою видеокамеру, люди зачастую не задумывались, а что же будет потом, после нажатия кнопки «Rec». Казалось, все просто - вставляй кассету и снимай, а оптика, трансфокатор и большой набор автоматических настроек и спецэффектов сами сделают все, что нужно. Останется только смотреть кино и сопереживать сюжету. Но почему-то вместо сопереживания все чаще и чаще появлялось раздражение - неудачно выбранным ракурсом, не выключенной вовремя камерой, снимавшей грязные ботинки, «съеденной» при этом половиной кассеты, упущенными видами, беспорядочно чередующимися сюжетами… Согласитесь, ведь очень неловко то и дело оправдываться: «Ой, это я камеру не выключил. А это кончилась кассета, а пока новую вставляли, всё прошло. А здесь у меня руки дрожали», и при этом судорожно перематывать бракованные куски. Да и процесс видеосъемки оказался не таким уж простым. Он требовал постоянно быть в тонусе, ни на секунду не терять концентрации, постоянно заботиться о том, как бы чего не упустить, схватить кадр получше и покрасивее. Снимающий «выпадал из процесса отдыха», «отрывался» от семьи и друзей. Разумеется, такое положение дел многим пришлось не по вкусу. В результате камера все реже бралась на пикники и в отпуск, ребенок взрослел «не отснятый», а слой пыли на стопке записанных кассет становился все толще. Скажете, сгущаю краски, и на самом деле все не так плохо? Тогда загляните в любую газету объявлений. Она пестрит предложениями о продаже видеокамер (за гроши!), бывших в употреблении всего несколько раз.
Те, кто продолжал снимать, в лучшем случае перезаписывали отснятое на стандартную видеокассету (при этом безвозвратно терялось качество изображения оригинала). В худшем - к пыльной стопке кассет добавлялись все новые и новые. Находились, правда, смельчаки, которые пытались отредактировать отснятый материал при перезаписи, но первая же попытка напрочь отбивала у них охоту попробовать еще раз. Вывод в этом случае делается, на удивление, простой: «Видеокамера - необходимое, но не достаточное условие для получения полноценной и интересной домашней хроники». К тому же выводу приходят все новые и новые семьи, которые, купив видеокамеру, вскоре охладевают к ней и лишь жалеют о зря потраченных деньгах и времени. И это очень грустно, потому что сфера домашнего видео поистине уникальна и удивительна, только подход к созданию семейной хроники должен быть серьезным, почти профессиональным.
Причиной вышеупомянутых недоразумений является, на мой взгляд, недопонимание того, к чему следует стремиться, занимаясь домашним видео. Итогом любого видеопроизводства, в том числе и любительского, должен быть готовый, отредактированный, смонтированный и озвученный фильм, а не просто ворох отснятых лент, как зачастую получается у нас с вами. А раз это фильм, то и создаваться он должен по соответствующим законам и правилам. Естественно, для домашнего видеопроизводства эти законы и правила не так строги и имеют свою специфику, но и здесь в той или иной степени присутствуют все элементы, присущие кино профессиональному.
Условно процесс создания видеофильма в домашних условиях можно представить как совокупность нескольких последовательных этапов.
I Подготовка.
II Видеосъемка.
III Монтаж.
- Черновой монтаж материала.
- Окончательная сборка фильма.
- Озвучивание.
IV Запись (сброс) готового фильма-«мастера» на носитель.
Конечно, из неважно снятого материала хорошее кино не получится, и, наоборот, плохим монтажом или «озвучкой» можно загубить прекрасные кадры. Поэтому, создавая фильм, нужно постоянно оценивать все свои действия и понимать, как они повлияют на конечный продукт.
Каждый этап включает в себя две части: творческую и техническую. Первая обеспечивает эстетическую сторону видеопроизводства, вторая реализует художественный замысел. Составляющие каждого этапа имеют свою специфику. Так, например, нельзя монтировать материал, руководствуясь правилами и приемами, использующимися при видеосъемке. В свою очередь, при помощи только видеокамеры очень трудно качественно смонтировать фильм, для этого нужна специальная техника.
Подготовка
Подготовка - важнейший этап работы над настоящим фильмом. Пишутся сценарии, подбираются актеры, разрабатывается постановочная часть, формируется творческий коллектив: режиссеры, операторы, осветители, редакторы. Прорабатывается техническое, творческое и административное обеспечение: от видеокамер, дымовых шашек и автотранспорта до покупки билетов для съемочных групп. В общем, суета, нервотрепка и полная неразбериха. К счастью видеолюбителю это не грозит, тут каждый сам себе и режиссер, и оператор, и постановщик, и продюсер. Все лавры достанутся вам, но и ответственность тоже ляжет на вас. В творческом плане можно посоветовать порыться в книгах и туристических справочниках, чтобы иметь хоть какое-то представление о «натуре». Техническая же часть в основном сводится к подготовке аппаратуры. Позаботьтесь о видеокамере и аксессуарах (аккумуляторах и зарядных устройствах к ним, светофильтрах, соединительных шнурах, сумках и т. п.). Купите достаточное количество видеокассет, соответствующих формату записи видеокамеры. Наконец, решите, что вы будете делать с отснятым материалом. Если в дальнейшем придется редактировать и монтировать его, следует четко знать, где и как вы будете этим заниматься.
Видеокамера - это важнейшая часть всей последующей работы. Главное при выборе камеры - решить, какого она будет формата, то есть в каком формате записывается изображение на видеопленку. Выбор прежде всего зависит от ваших финансовых возможностей и требований к качеству изображения (впрочем, связь между этими параметрами самая что ни на есть прямая: чем выше качество записи, тем дороже камера). На сегодняшний день наивысшим качеством записи обладают цифровые видеокамеры формата miniDV - с разрешением до 550 линий на дюйм (у профессиональных камер формата Betacam этот показатель равен 700-750 линиям на дюйм). Ценовой диапазон видеокамер miniDV - $750-2500 . Далее в порядке убывания качества записи следуют форматы Digital 8, цифровой формат фирмы Sony с разрешением 450-500 линий на дюйм (ценовой диапазон - $600-1200), аналоговые форматы: S-VHS и Hi 8 - до 420 линий на дюйм ($450-650), и наконец, всем хорошо знакомые VHS и Video 8 с разрешением до 250 линий на дюйм ($300-550). Кроме того, учтите, что хорошие аксессуары и особенно аккумуляторы большой емкости существенно облегчат вашу жизнь, когда вы будете выступать в роли видеооператора.
Съемка
Профессиональные операторы снимают обычно по сценарию и под руководством режиссера. Вы, как уже говорилось, сам себе режиссер, да и какой может быть сценарий в отпуске. Съемка сюжетов происходит спонтанно, в зависимости от разворачивающихся событий. Но чтобы кадры получились интересными и содержательными, вы, как и профессиональные видеооператоры, должны придерживаться определенных правил. В магазинах полно хороших книг о теории и практике кино- и видеосъемки. Не поленитесь, прочитайте хотя бы самую тонкую из них. В крайнем случае, посетите Интернет, где тоже имеется много полезной информации по этому вопросу (например, на www.videodive.ru/scl/teor.shtml, nle.ixbt.com). Поверьте, вы не пожалеете о потраченных на это времени и силах. Я же могу дать лишь несколько самых общих рекомендаций.
Хороший оператор интуитивно чувствует кадр и быстро ориентируется в обстановке. Снимаемые кадры профессионалы называют планами. Старайтесь снимать планы, в которых есть жизнь и движение, а не просто двигайте камерой. Для того, чтобы получилась качественная съемка движущейся камерой, нужно иметь большой опыт и изрядное мастерство. Перед съемкой очередного плана, если позволяет обстановка, пропишите его в статике 5-7 секунд - это вам очень пригодится при монтаже. Не старайтесь запечатлеть все архитектурные и иные детали осматриваемых вами достопримечательностей. Ограничитесь общими видами. Фиксируйте лучше те впечатления, которые получают ваши друзья и близкие. Не тратьте пленку на банальности, а вот на все необычное, смешное, курьезное пленки не жалейте. Для съемки близких людей иногда применяйте «режим скрытой камеры». Смотреть такие кадры очень забавно. В общем, побольше фантазируйте и слушайте свой «внутренний голос». Помните: «Каждый в душе художник». Но не бегайте как угорелый в поисках особого ракурса или вида, всего все равно не снимешь. Руководствуйтесь известным правилом: «Что вижу, то пою» (то есть снимаю). Верьте, наилучшие кадры сами придут под ваш объектив. Снимая очередной сюжет, не забывайте о конечной цели, поэтому прикидывайте место сюжета в готовом материале. Полезно сохранить эти «прикидки» не только в голове, но и на бумаге. Снимая материал, думайте о том, как вы будете его монтировать.
Монтаж
Если съемка - это закладка фундамента будущего фильма, то монтаж - возведение здания. Как вы будете его строить, топором или с использованием передовых технологий, зависит от вас. В среде видеолюбителей, особенно начинающих, бытует мнение, что достаточно отснять материал, и готовый продукт налицо. Они практически ничего не знают о видеомонтаже, его целях и задачах, законах, правилах и техническом оснащении. Объясняется это просто. Если в видеосъемке многие считают себя чуть ли не профессионалами, то видеомонтаж ассоциируется у них с огромной студией, набитой сложнейшей аппаратурой, режиссером монтажа вместе с видеоинженерами, сутками не вылезающими из-за монтажных столов. Все это вызывает панический страх и стойкое нежелание браться за монтирование фильма. А ведь именно монтаж превращает сырой материал в полноценный и интересный фильм. Без него у вас в шкафу так и будут стоять стопки кассет, которые не хочется смотреть, без него никогда не создать нормальный домашний видеоархив.
Основная задача видеомонтажа - соединить в последовательность, связать воедино разрозненные сюжеты и отсечь явный брак. Именно после видеомонтажа фильм наполняется музыкой и голосами, и в нем появляются надписи (титры), спецэффекты и пр.
Видеомонтаж, как правило, состоит из нескольких шагов.
-
Просмотр, разметка и редактирование отснятого материала.
-
Первичная сборка видеосюжетов согласно замыслу (например, все курьезы и приколы на пикнике) или определенной логике (свадебное торжество от начала и до конца).
-
Оформление и украшение фильма (обработка видеоматериалов спецэффектами, дополнение элементами анимации, внедрение в фильм фотографий, рисунков и т. д.).
-
Написание титров и текстовых вставок.
-
Озвучивание (музыка, закадровый голос).
-
Запись готового фильма («мастера») на носитель.
При монтаже фильмов какие-то шаги можно пропустить или изменить их порядок. Это во многом зависит от автора и определяется его желаниями и техническими возможностями. Ведь видеомонтаж тоже имеет две составляющие - техническую и творческую. Значение и влияние каждой из них на конечный результат, как и в случае со съемкой, различны. Для домашнего видео техническая составляющая важнее, поскольку часто определяет саму возможность монтажа в принципе. Творческая составляющая скорее всего ограничится удалением явного брака и включением тех или иных спецэффектов при склейке сюжетов.
По принципу компоновки сюжетов существует два вида видеомонтажа: линейный и нелинейный, а по сложности обработки видеоизображения - простой (прямая склейка) и сложный.
В простейшем случае линейный монтаж предполагает наличие как минимум двух элементов: воспроизводящего видеоустройства (ВУ) и записывающего видеоустройства (ЗУ) (так называемой «линейки»). На ВУ воспроизводятся отснятые кассеты-«исходники» (при монтаже дома в качестве ВУ зачастую используется сама видеокамера), а на ЗУ эти фрагменты записываются на видеокассету (или «мастер») - последовательно, встык, друг за другом, образуя единую линию записи. На первый взгляд все очень просто - хоть сейчас бери и монтируй. Но тот, кто хоть раз пробовал подобным образом монтировать дома кино, подтвердит, что в домашних условиях лучше этим не заниматься. Чего стоит, например, точная состыковка на «мастере» двух последовательных фрагментов или вставка новых (забытых или пропущенных) фрагментов в середину уже на 70 процентов записанного «мастера». Наложить музыку или закадровый голос с комментариями автора съемок тоже ой как непросто. Эти и множество других проблем, связанных с линейным монтажом, делают его практически невозможным в домашних условиях. На профессиональных видеостудиях для линейного монтажа используются специальные устройства - контроллеры, которые запоминают время начала и конца нужных фрагментов «исходников» и управляют процессом воспроизведения-записи. Высокая точность работы видеоустройств и стыковки фрагментов обеспечивается благодаря тому, что на видеопленках профессиональных форматов (например, Betacam) каждый кадр еще до записи помечается специальной меткой, тайм-кодом (TCR), руководствуясь которым, контроллер управляет работой ВУ и ЗУ. Существуют контроллеры и для бытовых форматов, но из-за малой точности (вместо TCR в бытовых видеоустройствах используются показатели счетчика ленты с точностью отсчета - одна секунда), частой технической несовместимостью контроллера, ВУ и ЗУ по каналам управления, а также дороговизны (больше $1000) эти устройства не получили широкого распространения. Единственный бытовой формат, который более или менее корректно оперирует с TCR, - это miniDV. Но потратить несколько тысяч долларов на формирование цифровой линейки, чтобы получить возможность монтировать прямой склейкой (не решив, опять же, проблемы озвучивания), это, на мой взгляд, слишком. Тем более что за много меньшие деньги можно получить более впечатляющие результаты. Я говорю о другом виде монтажа - нелинейном.
Нелинейный монтаж избавлен от недостатков линейного. Он предоставляет уникальные возможности и открывает безграничный простор для осуществления самых смелых авторских замыслов по обработке исходных видеоматериалов. Но для реализации принципа нелинейности, то есть возможности доступа к любому месту и сюжету «исходников», стыковки и перестыковки этих сюжетов в реальном масштабе времени на «мастере», нужна одна вещь - станция нелинейного монтажа (СНМ). Именно в ее недра после оцифровки загоняется с видеокассет исходный видеоматериал. Затем, в зависимости от стоящей задачи, видеосюжеты могут воспроизводиться на экране СНМ, нарезаться фрагментами, стыковаться, перестыковываться, озвучиваться и украшаться - причем очень быстро и без потери качества. Возможности СНМ по обработке видеоизображения поистине фантастические. 10-15 лет назад о них не приходилось мечтать даже профессионалам.
Станция нелинейного монтажа. Еще недавно это сочетание слов заставляло учащенно биться сердце каждого режиссера монтажа и вгоняло в уныние бухгалтеров любой телевизионной компании. Сегодня в качестве СНМ может быть использован практически любой персональный компьютер (ПК). И это очень важное (наряду с появлением бытовых видеокамер формата miniDV) достижение технического прогресса сделало реальностью качественное видеопроизводство в домашних условиях.
Конечно, я утрирую, говоря, что любой ПК походя справится с задачами видеомонтажа. Домашний компьютер превратится в СНМ только при соответствующем аппаратном и программном оснащении.
Итак, что должен уметь компьютер, выступающий в роли станции нелинейного монтажа?
-
Коммутироваться с ВУ или ЗУ;
-
принимать от ВУ полноразмерные (система цветности - как минимум PAL, скорость 25 кадров в секунду, размер изображения 768х576 пикселей) аудио- и видеосигналы и преобразовывать их в цифровой код;
-
запоминать и хранить большие объемы оцифрованных данных (одна секунда полноразмерного видеосигнала требует примерно 3,7 Мбайт памяти);
-
воспроизводить на экране монитора полноценное видеоизображение (RGB со скоростью не менее 25 кадров в секунду);
-
записывать (сбрасывать) на ЗУ полноразмерное видеоизображение.
Для этого ПК должен иметь:
-
Устройства коммутации с ВУ. Для цифровых видеокамер и видеомагнитофонов - это порт IEEE 1394 (FireWire), для аналоговых видеоустройств требуется специальная плата с возможностью видеозахвата (так называемый оцифровщик), имеющая композитные («тюльпаны») и/или S-VHS-разъемы. Идеальным решением здесь может быть комбинированный оцифровщик, имеющий цифровые и аналоговые входы и выходы, но он дорог.
-
Оперативную память объемом не менее 256 Мбайт.
-
Процессор и системную шину с частотой не ниже 800 и 133 МГц соответственно.
-
Один или несколько накопителей на жестких магнитных дисках с маркировкой V/A (видео/аудио), скоростью вращения не менее 7600 оборотов в секунду и достаточной емкостью, исходя их того, что один час полноразмерного видео- и аудиосигнала занимает примерно 11-12 Гбайт дискового пространства.
-
Графический ускоритель с 3D-функциями, 32 Мбайт памяти и частотой RAMDAC не ниже 300 МГц.
Техническая сторона монтажа во многом определяется и зависит от той компьютерной платформы, на основе которой строится СНМ. Если позволяют средства и вы хотите профессионально и комфортно работать, следует остановить выбор на одном из компьютеров компании Apple. Это может быть наиболее доступный по цене домашний iMac, портативный iBook или более дорогие и навороченные профессиональные машины Macintosh G4 или Power Book G4. Компьютеры, построенные на этой платформе, как говорят профессионалы, специально заточены для нелинейного видеомонтажа. Если же вы склоняетесь к более простому и дешевому решению или если у вас уже имеется РС-совместимый компьютер, это тоже хороший вариант для построения домашней СНМ. Правда, вам потребуется дооснастить его (а новый ПК - сконфигурировать) в соответствии с перечисленными выше требованиями.
Следующее, без чего ПК никогда не станет станцией нелинейного монтажа, - это специальное программное обеспечение. Именно оно создает рабочую среду и предоставляет необходимый инструментарий, обеспечивающий полноценную работу на всех этапах видеомонтажа. В этой среде вы будете превращать сырой материал в безупречный фильм.
В настоящее время существует много программных продуктов, решающих задачи монтажа (каждая, правда, своими средствами и с разной степенью полноты). Вот некоторые из них: Adobe Premiere (РС, Мас), Adobe After Affеct (PC, Mac), EditDV (PC, Mac), Razor (PC), Final Cut (Mac), iMove (Mac). Благодаря этим программам, можно:
-
управлять ходом оцифровки исходных видеоматериалов. ПК выступает одновременно в роли контроллера и ЗУ;
-
запоминать на винчестере и считывать с него оцифрованные данные;
-
создавать монтажные проекты, необходимые для удобного хранения на жестких дисках и дальнейшего использования оцифрованных материалов.
-
воспроизводить оцифрованные материалы на экране монитора, отбирать нужные сюжеты, нарезать их на кусочки-фрагменты, осуществлять покадровую стыковку и «склеивание» кусочков в нужном порядке;
-
просматривать результаты монтажа в реальном (или близком к реальному) масштабе времени;
-
при помощи спецэффектов обрабатывать склейки (вытеснение одного кадра другим, переход кадра в черное) и отдельные фрагменты видеоизображения (изменение цветности, трансформация), писать титры и накладывать надписи;
-
озвучивать, то есть формировать и накладывать на видеопоследовательность музыкальное сопровождение, голосовые комментарии и звуковые эффекты;
-
фиксировать готовый фильм и записывать его на видеопленку или другой носитель (например, CD или DVD).
Чтобы сделать фильм красивым и зрелищным, после работы со спецэффектами и титрами можно вставить в видеопоследовательность соответствующие теме фильма фотографии и рисунки, а также видеоэлементы, содержащие анимацию и 3D-графику (например, начальную и финальную заставки). Такие объекты называют сложными монтажными объектами. Они готовятся другими (вспомогательными) программными средствами и вне монтажных программ. Для работы с ними используется свой инструментарий и рабочая среда, в которую помещаются и соответственно обрабатываются, например, отсканированные или взятые из Интернета фотографии или хранящиеся на диске оцифрованные видеоматериалы. Примерами таких программ могут служить Photoshop (PC, Mac), Free Hand (PC, Mac), 3D Max (PC), Cinema 4D (Mac) и другие.
По мере совершенствования компьютерных технологий и видеотехники аппаратная часть СНМ упрощается, дешевеет и становится более доступной. А на первый план уже выходят проблемы, касающиеся работы в среде монтажных и сопутствующих им программ, приемы применения их инструментария и прикладных средств, а также вопросы, связанные с принципами правильного, в художественном смысле, построения монтируемых сюжетов и видеофильма в целом. Здесь мне могут возразить, что для домашнего видео это не актуально, ведь не «Войну и мир» делаем. Действительно, в большинстве случаев любителю может и не понадобиться весь арсенал средств монтажных программ. Потому что видеомонтаж дома сводится в основном к вырезанию брака и перекомпоновке сюжетов в исходных материалах, а главным фактором зачастую выступает не художественная и зрелищная сторона видеофильма, а время, в том смысле, чтобы побыстрее сделать и показать его, пока еще свежи впечатления от увиденного.
Но тут как раз и потребуется хорошее понимание принципов построения и логики работы монтажной программы, а также совершенное владение некоторыми ее инструментами. К тому же наверняка найдется немало видеолюбителей, которые захотят удивить друзей и знакомых чем-то особенным. Например, сделать из отснятых в отпуске материалов музыкальный клип, то есть подогнать сюжетную линию фильма под некое музыкальное произведение или песню. И здесь уже без специальных знаний не обойтись. Неплохим подспорьем в этом будет какая-нибудь брошюрка по теории и практике монтажа кино- и видеоматериалов или сайты, посвященные этой тематике. А также пособие по практическому применению выбранной вами монтажной программы. Предчувствуя разочарование читателя - мол, надо что-то читать и изучать, вместо того, чтобы монтировать фильм, хочу напомнить, что кино (любое) это искусство, а искусство, как известно, требует жертв. Да и жертва-то совсем маленькая. Я же не на режиссерский факультет призываю вас поступать. И все трудности - это трудности первого фильма и первого монтажа. Последующие съемочные материалы вы будете обрабатывать и монтировать как семечки щелкать. А если вы не ставите перед собой сложных технических задач, то освоение таких простых монтажных программ, как iMove (Mac) или AviEdit (РС), имеющих дружественный, интуитивный интерфейс и не требующих специальной подготовки, не займет много времени. Тем же, у кого нет возможности читать специальную литературу, скажу, что идеология построения и логика работы различных монтажных программах очень схожи. Их функциональные возможности, определяющие состав прикладных и инструментальных средств монтажа, тоже примерно одинаковы. И это замечательно, потому что, хорошо освоив работу в одной из них, можно быстро разобраться с другой.
Рабочая среда всех программ имеет зонную структуру. Каждая зона представляет собой окно (или совокупность окон), в котором при помощи настроек, средств и инструментов реализуется одна из функций или этапов видеомонтажа. В структуре типовой монтажной программы можно выделить следующие функциональные зоны:
-
зона задания общих параметров, настроек и установок монтажного проекта;
-
зона управления оцифровкой видеоматериалов;
-
зона формирования структуры монтажного проекта из материалов (видео и вспомогательных), входящих в него;
-
зона визуального просмотра результатов оцифровки, их разметки и редактирования;
-
зона видео- и аудиомонтажа и формирования «мастера»;
-
зона визуального просмотра результатов монтажа;
-
зона спецэффектов и оценки результатов их применения;
-
зона формирования надписей и титров;
-
зона управления записью «мастера» на видеокассету;
-
зона подготовки «мастера» для записи на иные носители.
Нам встретился ранее не употреблявшийся термин - «монтажный проект». В узком смысле монтажным проектом называется документ, который создается монтажной программой и содержит все сведения об используемых материалах и работе над конкретным фильмом. Будучи активизирован, он разворачивается в рабочей среде монтажной программы и предоставляет возможность продолжить работу над фильмом с того места, где она была закончена в последний раз. Если говорить шире, монтажным проектом считается вообще все, что касается работы над фильмом.
Ядром любой монтажной программы является зона монтажа и формирования «мастера». Как мы уже отмечали, для создания интересного кино нужно уметь не только пользоваться инструментарием и прикладными средствами монтажа, но и знать, как применять правила стыковки и компоновки сюжетов. Надеюсь, вам будут полезны следующие советы.
При монтаже не следует жестко придерживаться хронологии съемки, старайтесь объединять материал по темам, сохраняя общую последовательность событий. Например, все сюжеты, касающиеся зданий отеля, начиная с панорам и общих видов и заканчивая съемками интерьеров в номере, соберите в одном месте, поместив в начало фильма, и озаглавьте: «Наша пятизвездочная хижина - Хилтон». Или, скажем, если вы несколько раз снимали ребенка, плавающего в бассейне, выберите самые интересные фрагменты и сделайте один, не очень длинный, но содержательный и интересный сюжет. Избегайте «склеивать» сильно отличающиеся по цвету и освещенности фрагменты. Очень утомляют при просмотре затянутые, статичные, следующие одна за другой однотипные сцены. Чередуйте и комбинируйте их, старайтесь монтажем привнести в фильм побольше динамики, движения, света и простора, и вообще жизни. Не отказывайтесь огульно от бракованных кадров: удачно и оригинально вмонтированные в фильм, они могут вызвать немало веселья при просмотре. Не увлекайтесь спецэффектами, они могут заметно «утяжелить» ваше кино. Вообще, все должно быть в меру, к месту, со вкусом… И еще. Во многом фильм «делает» музыка. Поэтому подбор музыкального сопровождения - дело наиважнейшее. В любительской практике его чаще всего накладывают, а если говорить про работу в зоне монтажа, то подкладывают под уже смонтированное видеоизображение. Когда закончите с музыкой, можно наговорить на видеокассету комментарии. Впрочем, в двух словах обо всем не расскажешь, ведь монтаж это целая наука.
Запись
Когда «мастер» готов и «лежит» на соответствующих видео- и аудиодорожках в зоне монтажа, остается два варианта дальнейшей работы с ним.
-
Вариант классический - запись на видеопленку. Она осуществляется непосредственно из монтажной программы примерно по той же технологии, что и оцифровка, только на воспроизведение работает компьютер, а видеомагнитофон соответственно записывает.
-
Вариант продвинутый - подготовка фильма для записи на иной носитель. В качестве носителя могут выступать, например, VideoCD- или DVD-диски, а также сайт в Интернете. В силу нескольких причин нельзя записать смонтированный фильм на эти носители непосредственно из программы монтажа, даже при наличии в компьютере соответствующей аппаратуры. Во-первых, программы монтажа напрямую не умеют взаимодействовать с устройствами записи на CD-RW или DVD-RW, а во-вторых, полноразмерный видеофильм - очень емкий объект и далеко не всегда помещается, допустим, на СD. Поэтому при помощи монтажной программы (у нее есть функция экспорта) «мастер» переводят в менее емкий видеоформат, например MPEG-2 или MP4, и получают самостоятельный и независимый объект - «мувик». И уже этот «мувик» посредством специализированных программ записывают на диски, помещают в Интернете или отправляют по почте.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Сначала о пресловутой пылящейся стопке видеокассет. Надеюсь, скоро она будет ликвидирована. Даже если вы снимаете новенькой miniDV-камерой, а старые кассеты - формата VHS, помехой это не станет. Большинство современных miniDV-камер могут работать как транскодер, то есть устройство, в которое входит видеосигнал одного формата (например, VHS), а выходит miniDV-сигнал, и наоборот. Таким образом, воспроизводя VHS-исходники на обычном видеомагнитофоне, подключенном к miniDV-камере, которая через порт IEEE 1394 скоммутирована с ПК, можно безо всякого оцифровщик» загонять видео в компьютер.
И второе. Будущее, безусловно, за цифровыми форматами и нелинейным монтажом. Это подтверждается и процессами, происходящими в мире профессионального видео. Тенденции развития кино и телевидения говорят также, что время гигантов типа «Мосфильм» проходит. Рынок видеопроизводства начинают захватывать небольшие творческие коллективы и студии, оснащенные новейшим цифровым оборудованием и мощными станциями нелинейного монтажа. Парадокс в том, что многие сериалы, клипы и видеофильмы, с успехом идущие сейчас на экранах, смонтированы при помощи перечисленных выше монтажных программ. И кто знает, может быть, в условиях, когда возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с нелинейным монтажом, те навыки и опыт, которые вы получили, готовя «кино по-домашнему», станут причиной поворота в вашей судьбе…
Продолжение о том, как выбрать и сконфигурировать оборудование и как работать на монтажном столе, следует.