Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Финансы пения романсов

Архив
автор : Анатолий Левенчук   18.08.2002

Дело осталось за малым: нужно, чтобы кто-нибудь профинансировал создание такой самоиграйки: стандартизацию аппаратной и программной платформы, а также адаптацию уже существующих модулей-плагинов к этим стандартам плюс разработку и написание новых - не говоря уже о средствах на продолжение исследований.

Рыночная неорганизованность

Дело осталось за малым: нужно, чтобы кто-нибудь профинансировал создание такой самоиграйки: стандартизацию аппаратной и программной платформы, а также адаптацию уже существующих модулей-плагинов к этим стандартам плюс разработку и написание новых - не говоря уже о средствах на продолжение исследований.

Финансирование, как всегда, зависит от организованности рынка, которая, в свою очередь, зависит от уровня стандартизации на нем. Организованный рынок усиливает конкуренцию, уменьшая маржу изготовителей, а упавшая в цене продукция привлекает на рынок множество новых потребителей. В итоге на организованных рынках маржа меньше, а масса прибыли больше.

Рынок электромузыкальных инструментов сегодня практически не организован, чем похож на компьютерные рынки прошлого века: стандартные архитектуры только-только появляются, фирмы изо всех сил держатся за несовместимость своих разработок. От компьютерного рынка этот рынок отличается сложностью, ибо затрагивает сразу несколько предметных областей:

  • дизайн сложной цифровой аппаратуры;

  • операционные системы и приложения реального времени;

  • цифровая обработка сигналов;

  • эргономика сложных человеко-машинных интерфейсов для работы в реальном времени;

  • музыкальная экспертиза (особенно при изготовлении пресетов для стилей, голосов, различных эффектов, в том числе кармаподобных);

  • искусственный интеллект (разработка солистов, мелодистов, «вычисляющих» аранжировщиков, обеспечение живого исполнения).

Да, конечно, этот джентльменский парамузыкальный набор чем-то схож с игровыми девелоперскими реалиями, но пока разница между музыкальными и игровыми инструментальными приложениями еще слишком велика, чтобы обсуждать похожесть слушания музыки на боление, музицирования на игру, а игровой платформы на музыкальную платформу.

А пока нужно отметить, что рынок устройств и программ для профессиональных музыкоделов крайне узок, поэтому большие предприниматели на этот рынок идут крайне осторожно - хотя число покупателей каждой из основных марок секвенсорных хостов и измеряется сотнями тысяч. Инвестиций в этом высокотехнологичном секторе крайне мало (впочем, и тут есть сдвиги - например, одного из лидеров секвенсорного рынка фирму Emagic этим летом купила Apple), преобладают крохотные фирмочки из нескольких фанатично преданных делу людей, едва окупающих свою зарплату.

Большие вливания в сектор сейчас идут по университетским каналам - государство по традиции выделяет солидные суммы на музыкальные исследования. Но гранты обычно только демонстрируют доступность технологий как таковых - эти средства не предназначены для выпуска на рынок готовых продуктов.

Конечно, инвестиционная ситуация в мире музыкального софта и железа меняется. Ведь все больше и больше детишек, насмотревшись до отвала MTV, интересуется не только слушанием музыки, но и музыкоделанием. Все больше детей хотят стать не космонавтами, а музыкантами - или их родители хотят, чтобы они занимались музыкой, что бы это ни значило. А в случае желания родителей занятия музыкой подразумевают не столько узкий рынок производства музыки, сколько абсолютно других масштабов потребительский рынок домашнего музицирования.

В США 50% семей в 2000 году имели как минимум одного играющего на музыкальном инструменте человека в возрасте от 5 лет и старше. В 1997 году таких было всего 38%. Более того, в 40% семей в 2000 году играли на музыкальных инструментах двое и больше человек, а в 1997-м таких семейств насчитывалось только 34%. Люди активно учатся музицированию: с 1997 по 2000 год число семей, в которых брались частные уроки музыки, выросло с 18% до 23%, а число семей, члены которых участвуют в школьных программах обучения инструментальной музыке, - с 23% до 29%, и это не считая роста участия в других видах музыкального обучения с 7% до 11% (www.namm.com/education/research/gallop/frame_gallop.html).

Вышеприведенные цифры относятся к потребительскому рынку, в то время как большинство описанных наворотов больше характеризуют профессиональный рынок музыкальных устройств для музыкоделов. С другой стороны, по мере появления хоть каких-то фактических стандартов цены будут резко падать, и на музыкальный компьютерный рынок придут сотни миллионов любителей музицирования, которые, кстати, живут не только в США.

Теперь, понятно, почему так много дешевых самоиграек: на потребительском рынке домашнего музицирования денег намного больше, чем на профессиональных музыкальных рынках. На Горбушке многие махонькие ларечки торгуют калькуляторами, телевизорами, автомобильной акустикой и нетоповыми самоиграйками за $120-1000. Владельцы ларьков радостно сообщают, что хлопот с продажей самоиграек меньше, а прибыль сопоставима с прибылью от торговли компьютерами. На оборот они не жалуются: хотя у нас, конечно, культур-мультур (наверное, «мультур» - это сокращение от «мультимедийный культур») не так развит, как в развитых странах, но родители так же жаждут, чтобы их чада учились музицированию.

Маркетинг: чистоган правды

Родители правы: обучение музыке непосредственно развивает мышление. Так называемая «просветленность», которой долго добиваются в восточных монастырях, имеет одно яркое проявление: активность левого и правого полушарий мозга у «просветленных» примерно одинакова. Похоже, что занятия музыкой дают ровно такое «просветление». Иначе чем объяснить, что обучающиеся музыке детишки добиваются больших успехов в математике, шахматах и прочих творческих предметах? Недалек тот день, когда уроки музыки войдут в школьные и вузовские программы не ради приобщения учеников и студентов к мировой культуре, а ради развития интеллекта. Такие учебные программы будут включать навыки живого исполнения, а учить играть на рояле будут не для умения музицировать, а для умения думать. Наверняка для этого потребуется изменить и конструкцию музыкального (мыслеразвивающего?) инструмента.

Вот страничка с некоторыми результатами исследований влияния музыки на высшие мозговые функции: www.yamaha.com/band/news/advocacy/advocacy.htm. Обратите внимание, это страничка с вебсайта Yamaha - ведь речь идет о широчайшем потребительском рынке. И на этот рынок выходит не только такой гигант, как Yamaha, славящаяся своими мотоциклами и роялями одновременно. Другие гранды потребительской электроники тоже занялись «мозговыми тренажерами». На коробках их самоиграек яркими цветами подчеркиваются встроенные примитивные средства для обучения музыке (типа памяти на сотню мелодий из репертура музыкальной школы столетней давности).

Учебная самоиграйка

Учебный инструмент для музицирования должен быть не хуже, чем профессиональный, а много лучше. Так, учебный автомобиль должен быть намного безопасней неучебного; не иметь лишних для ученика профессиональных органов управления (типа рычага передач); должен уметь ездить сам - даже когда новичок бросает управление; автомобиль должен показывать ему лучшие приемы вождения; должен уметь ездить по песку и болотам (а то вдруг ученик туда случайно заедет?); летать через пробки (ученик не сможет во время обучения держать в голове такие тонкости, как заторы на дорогах). Вот и учебная самоиграйка должна уметь делать все то же самое, что и профессиональная, только проще управляться, иметь запас по функциям и быть безопаснее (хотя бы в смысле оберегания ученических нервов от связанных с капризной и сложной техникой неудач).

Конечно, найдутся и такие люди, которые будут не столько развивать свое мышление, сколько действительно учиться музицировать. Самоиграйка должна будет применить самые последние версии технологий для обучения. И такие исследования задают требования к ее архитектуре. Так, исследования в области моделирования музыкального мастерства показали, что хорошей музыкальной памятью обладают те люди, которые мысленно представляют мелодию как повышающуюся и понижающуюся линию. Талантливая учебная самоиграйка должна уметь делать визуальную репрезентацию того, что она играет, - чтобы наглядно показать ученику, что ему нужно вообразить. Тем самым учебной самоиграйке потребуется неплохой экран. Про такое развлечение, как цветомузыка, я и не говорю, мы же не развлекаемся, мы учимся (хотя концепция edutainment потихоньку приходит и в музыкальное образование). Цветомузыкальные скринсейверы, увы, пока не могут играться на самоиграйках. Но это только пока: на экранах самоиграек ведущих производителей уже появились скринсейверы, правда, менять их нельзя (о, эти закрытые архитектуры!).

Самоиграйная лихорадка

Невиданный рыночный спрос на самоиграйки разбудил гигантов потребительской электроники. Так, на Горбушке чуть более дорогие самоиграйки Yamaha явно проигрывают рынок дешевым самоиграйкам от короля часов и калькуляторов Casio.

А одна из последних самоиграек Panasonic SX-MB100 несет в себе многие признаки той музыкальной интеграции, которая тут обсуждалась: на борту у нее кроме стандартного синтезатора с автоаккомпанементом расположена драм-машина, СD-плейер и даже FM-приемник! Самоиграйка умеет прислушаться к дисковым трекам или песенкам на радио и синхронизироваться с ними по темпу (распознавание музыки - и оно будет все точнее, дешевле и обыденней, как в конце концов произошло с распознаванием текстов). Далее (предполагается, что юные) музыканты могут подыграть звучащей музыке всеми имеющимися средствами - добавить личное соло из имеющегося инструментального набора, наложить барабанную сбивку (или даже сразу дополнительный ритм), раскрасить диджейскими сэмплами и т. д. И, конечно, в этот музыкальный комбайн встроен учитель музыки (music trainer). Это, конечно, еще не session partner со встроенным искусственным интеллектом, но уже кое-что. Можно отметить и другой тренд потребительского рынка: клавиатура на SX-MB100 не классическая черно-белая, а фантастическая фиолетово-белая. На потребительском рынке, в отличие от профессионально музыкодельного рынка, дизайн может значить не меньше функциональности.

Вообще, low-end-сектор домашнего музицирования несет в себе большой инновационный потенциал. Не заметили клавиатуры на бумбоксе Kaboom JVC RVDP200? Действительно, ее там нет - но есть четыре барабанных пэда и ритм-машинка на 36 ритмов, чтобы было не так скучно барабанить. Та же простейшая самоиграйка с автоаккомпанементом, только переносная и для барабанщиков, а не для клавишников.

Еще одна самобарабанка (трахаока?) с ударными пэдами вместо клавиатуры попала в список featured products на сайте Casio (www.casio.com). В комплект даются барабанные палочки - но можно играть и руками. Само собой, в учебном режиме лампочки подскажут, какой из пэдов нужно бить. Впечатляет рекомендованная цена: $199.

Да, все эти ширпотребовские устройства не слишком напоминают универсальные компьютеры с обновляемым музыкальным софтом, но потребители делают свой однозначный выбор: они предпочитают универсальное оборудование типа «все-в-одном» компонентным наборам.

В секторе потребительского аудио продажи аудиокомпонентов падают сейчас на аж 50% ежегодно, зато быстро растут продажи интегральных музыкальных центров. То же происходит с домашними кинотеатрами: «театры в коробке» явно выигрывают у компонентных моделей (www.ce.org/publications/books_references/digital_america/audio/audio_systems.asp). Про софтверные аналоги говорить тоже не приходится - достаточно вспомнить успех MS Office. Еще пример - игровые приставки, ведущие свою параллельную с компьютерами жизнь.

То же будет происходить с самоиграйками: по мере падения цен на интегральные, но расширяемые аппаратными (а затем и софтверными) плагинами топовые самоиграйки, будет находиться мало охотников собирать самоиграйку из компьютера, операционной системы, специальной программы и множества плагинов. Рынок проглатывает устройства, в которых уже воплощен полный производственный музыкальный цикл. Но будет существовать и рынок для изощренных музыкантов, желающих кастомизированного совершенства -как продолжает существовать рынок игр на платформе PC.

И им понадобятся большие сенсорные экраны, в которые нужно будет тыкать не стилом, а оторвавшимся на мгновение от клавиатуры пальцем, и на котором будут рисоваться самые разные управляющие поверхности софтверных самоиграек разных производителей.

Более того, этот сенсорный экран будет достаточно крепок, чтобы использовать его как поверхность для рисования необходимых барабанов, и по этим барабанам постукивать прямо во время игры! А то сейчас барабанные пэды (например, великолепную барабанную самоиграйку Roland HandSonic) приходится ставить рядом с клавишным инструментом и потом еще дополнительно мучиться с подключением...

Итак, массовый потребитель будет предпочитать дизайн «все в одном» - а поскольку самоиграйка представляет из себя компьютер, то этот дизайн будет все больше и больше похож на дизайн компьютера с огромной клавиатурой.

Вот, например, выходящая в октябре 2002года Yamaha Tyros - она уже и выглядит, как типичный компьютер, только с другой клавиатурой.

Массовый потребитель уже хочет иметь такой инструмент (хотя в него и не встроены средства для обучения музыке), только стоить он должен гораздо меньше заявленных $3000. Похоже, что закон стоимости компьютера (хороший компьютер в любой год покупки стоит $3000) совпадает с законом стоимости хороших самоиграек. А с не очень хорошими самоиграйками произойдет то же, что уже произошло с цифровыми фотоаппаратами: простые мыльницы сегодня умеют делать больше, чем профессиональные аппараты трехлетней давности, а стоят на порядок меньше.

Stradiwarez: самоиграйка не для ламеров

Единственный путь справиться с дороговизной - предложить несколько музыкальных стандартов, которые помогут объединять в интеллектуальную самоиграйку плоды труда разных групп разработчиков.

Но таких стандартов в области музыкальноинструментостроения сейчас нет. Вместо них сообщество разработчиков массово использует проприетарные спецификации - и ни у кого из сегодняшних рыночных игроков нет материального или культурного стимула создать в области музыкального инструментостроения настоящий рынок, базирующийся на стандартах.

Для добровольцев это все еще слишком сложная и большая задача. Музыкантов-программистов вообще мало, да и дело относительно новое - рынок даже проприетарных музыкальных плагинов сложился буквально за последние два-три года. LADSPA - это лишь один из необходимых стандартов, для него пока разрабатываются только секвенсорные хосты, а нам нужен хост-самоиграйка.

Среди музыкантов-программистов еще нет фигур, сравнимых с Ричардом Столлменом или Линусом Торвальдсом. Не появился еще Страдивари XXI века, который организует разработку операционной музыкальной исполнительcкой системы и гордо назовет ее Stradiwarez в свою честь. Понятно, что даже в случае успеха это будет музыкальный инструмент не для всех, а только для музыкантов-не-ламеров, но зато все совершенно бесплатно! А сэкономленные на этом инструменте деньги программисты могли бы пустить на свое образование, чтобы перестать быть ламерами в музыке.

Немногие популярные разработки музыкального свободного софта касаются CD-рипперов (кстати, риппер Cdex занимает первое место в списке наиболее скачиваемых программ на www.sourceforge.net) да джукбоксов MP3. То есть налицо известный эффект всех пиринговых обменных сетей: 1% с сошкой на 99% с ложкой. Правда, есть и ободряющий факт: десятку самых скачиваемых проектов на www.sourceforge.net заканчивает все-таки редактор аудиофайлов Audacity - быстрый многодорожечный аудиоредактор и магнитофон для Linux, Mac OS и Windows. Но это все для музыкоделов, а не музицирующих…

А ведь как было бы заманчиво: взять универсальный компьютер, дополнить его аудиоDSP-картой (вдруг кто-нибудь выпустит открытый стандарт на такую плату!) и написать софт хоста самоиграйки с открытыми исходниками и API для его плагинного расширения. А потом дорабатывать его, бесконечно дописывать плагины, включать искусственный и неестественный интеллект, переносить на более мощное железо по мере его выхода и так много лет соревноваться с гигантами проприетарного самоиграйкостроения, обзывая их творения не самоиграйками, а самомастдайками…

Настоящий Страдивари тоже ведь не представлял собой крупную корпорацию, но умел делать из подручных материалов интересные музыкальные инструменты.

Может, кто-нибудь из читателей «Компьютерры» займется этим вопросом? А что именно нужно делать, мы обсудим в следующей теме номера.

Рынок гитар США (по данным Music Trades)


Год

Количество

% к предыд. году

Объем розничных
 продаж, млн. $

Изменение

Средняя
цена за шт., $

2000

1 648 595

23,3%

923,5

21,2%

560

1999

1 337 347

15,9%

762,1

9,6%

569

1998

1 153 915

5,8%

694,8

– 2,2%

579

1997

1 090 329

– 0,33%

710,7

0,63%

652

1996

1 093 944

– 1,1%

706,2

1,4%

645

1995

1 105 914

16%

696,2

23%

629

1994

951 226

10%

564,4

10%

593

1993

861 268

26%

511,6

31%

594

1992

681 762

7%

389,8

9%

571


В 2000 году подробно:


Тип

Штук

Изменения к 1999 г.

Акустические гитары

До $800 розничн.

491 643

+11,0%

Свыше $800 розничн.

73 588

+9,6%

Акустические гитары со звукоснимателем

До $800 розничн.l

129 368

+14,6%

Свыше $800 розничн.

38 658

+7,9%

Классические гитары

79 718

+30,0%

Всего акустические гитары

812 975

+12,9%

Электрогитары

До $800 розничн.

515 561

+40,7%

Свыше $800 розничн.

113 095

+26,3%

Полуакустические (полая дека)

28 550

+18,6%

Бас-гитары

178 414

+30,0%

Всего электрогитар продано

835 620

+35,4%


В 1994 году самоиграйки были еще дороги, поэтому по опросу Gallup в США из 62 миллионов музыкантов-любителей 34% предпочитали фортепиано, 22% играли на гитаре. Далее список десяти наиболее популярных инструментов продолжают барабаны (6%), флейты (5%), кларнет (4%), орган (4%), саксофон (4%), самоиграйки (keyboards, 4%), труба (3%) и скрипка (3%).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.