Сладкое слово - свобода
АрхивКомментарий дняВ Британии Интернет-провайдеры освобождены от ответственности за действия своих пользователей.
Интернет - весьма странное место: здесь получить по шее можно за то, чего никогда не делал. И не просто получить - но и без всякого шанса на реабилитацию, ибо те, кому надлежит следить за порядком и законностью, будут считать, что с вами поступили правильно. Рискуют этим обычно не рядовые пользователи, взять с которых в большинстве случаев нечего, а разного рода компании, для которых Интернет - прямой источник дохода: за то, что пользователи передают пиратские аудиокопии через каналы провайдеров, судят провайдеров; за то, что посетители форума оставляют оскорбительные для кого-то лично или общества в целом сообщения, судят владельцев форума. Хороший тому пример - старая история с британским провайдером Demon Internet, ставшая первым крупным инцидентом такого рода.
Приключилась эта история в Англии, в далёком 1998-м, когда вышеупомянутой компании, поддерживающей работу нескольких новостных конференций, одним из подписчиков, Лоренсом Годфри, (Laurence Godfrey) был вчинён судебный иск. Повод - оскорбительный характер помещённого в какую-то конференцию письма, а также то, что написано оно было, якобы, самим истцом. Годфри то злосчастное письмо не писал и потому потребовал от руководства Demon удалить текст с серверов компании, в чём ему было отказано (причина вполне логична, но мы разберём её позже). Подав иск, Годфри довольно быстро выиграл дело - уже весной 1999-го получив решение суда в свою пользу: этим решением, Demon признавалась несущей ответственность за постинги, оставляемые подписчиками конференций на её серверах. Поднятая прессой волна негодования ни к чему не привела - и на три года вперёд то дело определило характер развития Интернет-проектов в Британии.
Вообще говоря, поднятый Годфри вопрос корректен. Суть его в том, что провайдеров (в широком понимании этого слова, означающем компаний, предоставляющих сетевые сервисы) пытались рассматривать в качестве издателей. И это логично - ведь именно с привлечением ресурсов провайдера, к примеру, сообщения одних пользователей доставляются другим. Однако, и отличие очевидно: тот же Интернет-форум не равноценен бумажной газете с рубрикой "Нам пишут": газета может подвергаться правке до выхода в печать, тогда как большинство сетевых конференций (если они, конечно, не постмодерируемые - когда теряется вся прелесть высокоскоростных коммуникаций) возможно корректировать лишь после помещения в них письма. Проблема здесь в том, что если даже провайдер согласится на внесение корректив в содержимое своих серверов, полученное от пользователей, у него не всегда будет техническая возможность сделать это. К примеру, тот же Demon имеет дело с миллионами писем ежедневно…
Так или иначе, но Британия, породившая прецедент с притеснением провайдера за проделки клиентов, стала и первой страной, покончившей с этой порочной практикой. На днях здесь опубликована финальная редакция закона Electronic Commerce Regulations 2002, который, в числе прочего, предусматривает защиту от судебных домогательств для компаний, предоставляющих доступ в Сеть и к различным цифровым сервисам, за контент, проходящий через их сетевые каналы, кэшируемый или постоянно хранимый на их серверах. Через пару недель закон вступает в силу - но, к сожалению, не всё так красиво, как может показаться на первый взгляд. Проблема, очерченная Demon Internet в 1998-м, и ставшая причиной по которой руководство компании отказалось от удаления письма со своих серверов, так и осталась нерешённой. Речь - о цензуре. Что значит "удалить нарушающее закон письмо с сервера"? Взять на себя ответственность за оценку соответствия текста письма (или контента - в общем случае) неким нормам. Что, в свою очередь, граничит с нарушением свободы слова и является обычной цензурой…
Обсудите материал в форуме