Не солоно хлебавши…
АрхивЧего-чего, а ажиотажного спроса на рынке компьютерной акустики что-то не припомнится. Не было у народа печали, так черти накачали. Цена популярных колонок Microlab Solo-1 поползла вверх, а спрос не падает! Вот ваш покорный слуга и заразился любопытством.
Чего-чего, а ажиотажного спроса на рынке компьютерной акустики что-то не припомнится. Не было у народа печали, так черти накачали. Цена популярных колонок Microlab Solo-1 поползла вверх (перевалила за пятьдесят уев), а спрос не падает! Вот ваш покорный слуга и заразился любопытством.
Тут как раз потребовалось обновить полочную акустику для аналогового тыла Creative Live. Обзвонил ближайшие конторы: везде как повымело, перед носом последние забрали! Подмоченный молвой Avalon (модель В73 в линейке MicroLab) - пожалуйста, а расхваленные Solo-1 - пардон, ждите… На безрыбье и рак рыба - решил заценить внешне аккуратный Avalon. Молва не врет: выпученная середина, жесткие высокие и дефицит низов. А что вы хотели за кило деревянных? Тем более дизайн нетривиальный, качество изготовления ну совсем нетипичное для китайских фирм, скорее, близкое к японским, а вся эта красота денег стоит. Так что оставляем симпатягу Avalon для менее привередливых к звуку компьютерщиков.
Через пару недель беру Solo-1 не глядя, с такими же эмоциями, как когда-то давным-давно штурмом вырывал мечту студента - прибалтийские S-90. Не до проверки тогда было, все равно поменять недоброкачественный товар не успел бы: прорвавшиеся счастливцы муравьями растаскивали запечатанные коробки, а хвост разъяренной очереди терялся из виду за углом магазина. Проверять бездефектность посредством внешнего осмотра откровенно ломало. Устраивать прослушивание не имело смысла, ведь качество звука в шумном магазине все равно не оценишь. Коробочка оказалась весьма внушительной и по виду и по размеру. Под мышкой тащить, не имея рук баскетболиста, дюже неудобно. Выдвижных пластмассовых ручек или хотя бы прорезей под пальцы не предусмотрено.
Фиговый листочек на китайском английском, именуемый руководством-инструкцией, из технических подробностей сообщает только о следующем: «Когда используется мощный сигнал, пожалуйста, используйте вход №2» (перевод близко к тексту). Замечу, эти акустические системы активного типа: усилитель мощности с относительно увесистым трансформатором (хороший признак) прячется в одной из колонок. Естественно, где усилитель, там и входы: общим количеством два с красно-белыми RCA-разъемами («тюльпаны»), ставшими у буржуев стандартом коммутации аналоговой аудиоаппаратуры. Что означает в понимании микролабщиков мощный сигнал, остается догадываться.
Пошарив на скупых англоязычных (по-китайски я ни бум-бум) страницах www.microlab-speaker.com, лезу на русскоязычный сайт фирмы - www.microlab-speakers.ru. Пробежав глазами преамбулу явно рекламного характера, перехожу к техническому описанию, увы! не утомляющему своим объемом. Наиболее интересные выдержки: «5-дюймовый низкочастотный динамик воспроизводит мощные басы и совершенные средние частоты»; «материал корпуса - дерево»; «используется профессиональный материал и эксклюзивная технология для достижения чистого звука и предотвращения наложений»; «1-дюймовый динамик из британского шелка»; «усилитель на двух интегральных схемах усиления для профессионального HiFi-качества»; «полоса частот усиления - от 20 до 20000 Гц».
Производители дорогой HiFi-акустики указывают, ничуть не смущаясь, что стенки корпусов делаются из древесно-стружечной или древесно-волоконной плиты и, как особый шик, покрываются шпоном из натурального дерева. Хиловатую древесно-волоконную плиту, упорно выдаваемую саунд-компьютерщиками за дерево, справедливее было бы назвать прессованной бумагой. Кстати, сферический бумажный корпус, сделанный методом папье-маше, - это совсем не стыдно, даже наоборот, очень круто с точки зрения грамотного акустического оформления и борьбы с паразитными резонансами. Как подтвердится позднее, стенки корпуса «солиста» сделаны из рыхловатой ДВП. Зачем пудрить мозги - непонятно.
Далее, спасибо за корректность по поводу термина «полоса частот усиления», но хотелось бы знать полосу воспроизводимых частот, или, другими словами, рабочую полосу частот акустических систем. Очень не помешала бы картиночка АЧХ, полученная с помощью профессионального электроакустического оборудования в заглушенной камере (на худой конец, в специально оборудованной комнате для прослушивания, чтобы минимизировать резонансы, привносимые размером и формой помещения). Тем паче, что эта картиночка всяко у разработчиков имеется. Так зачем же ее прятать?
В жилой комнате амплитудно-частотный расклад, конечно, будет здорово отличаться от полученного в акустически заглушенной камере. Однако, вооружившись корректной АЧХ, по крайней мере, будешь знать, каких фортелей ожидать от претендента. Помнится, порядочные прибалты рисовали АЧХ прямо на фэйсе колонок. Разукрашивать подобными татуировками то, что не к лесу задом, пожалуй, чересчур, а вот поместить картинку АЧХ рядом с разъемами было бы и солидно, и полезно.
Кабель для подключения второй колонки оказался длиной под два метра, а шнур для подключения к выходу аудиокарты всего полтора метра «с кепкой». До тыла не дотянешься. Да и до фронта с широкой стереобазой - тоже. Странно. Судя по всем параметрам, включая «меблированный» внешний вид, этим акустическим системам западло торчать под серо-белым бочком компьютера аль монитора.
Подвес диффузора низкочастотного динамика сделан из полупрозрачной ткани, пропитанной чем-то липким резиноподобным. Такой подвес, по идее, должен обеспечить большой и легкий ход диффузора и, как результат, волшебные низкие частоты при средненьком усилителе мощности. Из негативных последствий очевидна уязвимость по отношению к внешним механическим воздействиям. Например, после снятия сеточного гриля на одной из колонок оказались вмятины. Сотворить подобное случайным нажатием через в меру податливую сетку крайне проблематично, тогда как при монтаже на конвейере - проще простого. Так что будьте бдительны при покупке, аккуратно вскрывайте каждую защитную сетку. Иначе при сочетании определенных частот колонка будет препротивно похрюкивать. Впрочем, исправить вмятину на подвесе довольно легко, причем без всяких последствий для звука, надо лишь обладать длинными и ласковыми пальчиками, да и снимать динамик всяко придется.
Фазоинвертор не бутафорский, имеет цилиндрический порт на тыльной поверхности колонки, но, как выяснилось позже, начинает вносить ощутимую лепту лишь на хорошей мощности. Уровень громкости после предварительного прослушивания был выставлен на 50 процентов и далее менялся только через микшер звуковой карты. Это было вызвано явно повышенными нелинейными искажениями как на минимальном, так и на максимальном уровне громкости встроенного усилителя мощности. Регуляторы тембра вопреки традиции «золотой середины» были выставлены для высоких частот на 100 процентов, а для низких на 75. К сожалению, при 100-процентом басовом тембре начиналась каша с нестационарными составляющими, усугубляющаяся враньем фазоинвертора. Удаление колонки от стены в пределах 5-20 см дает прибавку до 10-14 дБ в диапазоне частот от 50 до 100 Гц. Правда, ухо - ну очень плохой измерительный прибор (хотя и очень хороший распознаватель) и в этом диапазоне разницу чувствует не лучшим образом. Вдобавок, похоже, частота настройки фазоинвертора оказалась близка к резонансам комнаты размером 3х4х2,5 м, посему звучание на низах не радовало при большинстве положений колонок. Установить колонку вплотную к стене не позволят провода, радиаторы и ручки управления, так что окончательно потерять низы надо умудриться. Затыкание же отверстия фазоинвертора снижало отдачу на басах до неприличия. Ну а при положении регуляторов тембра на нейтральной середине нехватка верхов и низов становилась катастрофической.
Следует заметить, что регулировка тембров и громкости, а также тумблер включения расположены крайне неудачно: чтобы увидеть, горит индикатор или нет, впору обзавестись стоматологическим зеркальцем.
И последний из минусов - вход №1 для «ослабленных» сигналов. Подключив к нему обычный низкоомный микрофон (который в экстремальной ситуации можно заменить наушниками с номинальным сопротивлением в несколько десятков ом), получил ну очень скромное усиление, разве что себя родимого потешить в домашней тиши.
Для прослушивания умышленно использовалась «народная звуковуха» - креативовский Live. Сигнал снимался с аналогового выхода, предназначенного для тыловой акустики и не обремененного согласующими элементами для наушников. Безусловно, имеющаяся в наличии (в лаборатории) профессиональная карта стоимостью под 500 долларов позволила бы выявить мельчайшие нюансы, но такой подход облегчает жизнь слухачу-эксперту, а не вам, уважаемые сторонники приличного звука. Ведь то, что вытянет профессиональная звуковая карта, на среднестатистической звуковухе зачастую не услышишь! Так зачем же всем рассказывать о том, что доступно лишь узкому кругу? Прослушивание проводилось в «четыре уха», то есть один из слухачей в паре постоянно менялся, дабы не вносить систематическую погрешность субъективной природы. Слушали каждый день, но понемногу - чтоб не озвереть, - в итоге получилось больше недели. Успели прогнать кучу музыкального материала, включая старый добрый хард-рок, джаз, классику, электронный эмбиент и т. д. Дабы не утомлять перечислением, назову лишь «Шехерезаду» Римского-Корсакова и трек «Radiation Ruling The Nation» c альбома «No Protection» группы Massive Attack. Причем как в МР3, так и в PCM-оригинале, предварительно сграбленном на винчестер, чтобы исключить влияние ЦАП вертака и сюрпризы дешевого подключения по цифре. Итак, из внешних «раздражителей» остался лишь ЦАП доступной всем звуковой карты, но его специфику оценить может любой желающий в индивидуальном порядке. Впечатления от прослушивания перепроверялись спектральным анализом в реальном времени благодаря программе UniScope (www.uni-scope.com). Чтобы слух на «почувствуй разницу» окончательно не притуплялся, за компанию с Solo-1 выступала активная акустика MicroLab M800 и Sven-611 (с выключенным 3D).
Что касается озвучивания DVD-видео, то предварительные прослушивания показали неоднозначность преподнесения музыкального, речевого и шумового материала. Очевидно, это связано со спецификой микширования при создании многоканальной звуковой дорожки в формате АС-3 и особенностями декодирования при воспроизведении. Меньше всего нареканий было в адрес «солиста» теста. Результаты сведены в таблицу. В заключение хочу поблагодарить обнинскую фирму «ПОРТ», любезно предоставившую акустические системы для тестирования.
Модель |
Достоинства |
Недостатки |
Резюме |
Microlab Solo-1 |
Изготовлены добротно, имеют тяжелый, основательный корпус.Разъемы для подсоединения акустических систем — пружинные (не понадобится паяльник).Дают хорошую стереокартину.Чистые, «воздушные» высокие частоты, динамичные низкие (80-200 Гц). |
До уровня начального HiFi не дотягивают (из-за комплектации простенькими короткими проводами).Сложность с размещением (из-за порта фазоинвертора на тыльной стенке).Нежный подвес низкочастотных динамиков требует деликатного обращения.Индикатор включения в сеть выведен на заднюю панель.Завал на высоких частотах не всегда компенсируется регулятором тембра.При повышении мощности низкие частоты «оживают» вместе с нелинейными искажениями (разработчикам следовало бы предусмотреть тонкомпенсацию); для «утепления» низов желателен активный сабвуфер. |
Тяготеют к классике, записанной в цифре. Не разочаровывают и в остальном, за исключением динамичного рока. Рекомендуются не очень привередливым меломанам-компьютерщикам. Претендент на абсолютное лидерство в ценовой категории около 50 долларов. |
Microlab M800 |
Жесткий корпус сабвуфера. Линейный выход. Очень мощные басы, неплохие средние частоты. |
Кнопка включения сабвуфера вынесена на заднюю стенку (а он большой, лучше размещать на полу).И сабвуфер, и сателлиты слегка фонят при отсутствии сигнала.Недостаточно высоких частот, а регулировка тембра отсутствует.На некоторых МР3 сабвуфер «ворует» у сателлитов частотные компоненты низа середины, озвучивая их с микрозадержкой и на свой лад. |
Очень басовитая модель, рекомендуется игроманам, любителям громоподобных шутеров. |
Sven 611 |
Компактны.Привлекательная цена.Звонкие высокие частоты.На удивление напористый бас. |
Для подключения второй колонки, имеющей RCA-гнездо, на «усилителе» имеется монофонический мини-джек (таким образом, для создания широкой стереобазы понадобится дефицитный шнур).Щелчки от помех сети питания (нужен хороший сетевой фильтр).Не хватает самых низких частот, иногда навязчиво бубнит на частоте фазоинвертора.Шероховатые средние. Высоким частотам чуть недостает «душевности». |
Крепкий середнячок во всем. Рекомендуется непривередливым любителям музыки. Игроманы не будут сильно разочарованы. |