Настоящее открытие
АрхивКомментарий дняReal Networks решила пойти стопами Netscape, переложив часть девелоперского бремени на сообщество Open Source.
Битва за клиента на рынке может вестись самыми разными способами. Впрочем, до недавних пор сводившимися к финансовым вливаниям в разработку и маркетинг продуктов и услуг. К счастью, это не единственная дорога: Netscape, породившая Mozilla, показала ещё одно направление движения - допуск к телу продукта сторонних разработчиков-энтузиастов. И на прошлой неделе её примеру последовала ещё одна крупная компания, Real Networks, 22 апреля пообещавшая отдать на растерзание компьютерному сообществу собственные наработки в традиционной для неё области потокового вещания.
Как и для любой, достаточно крупной корпоративной инициативы, состав и смысл последних телодвижений Real непросты для понимания. Поэтому, разбирая сделанное компанией, лучше не торопясь обсудить каждую деталь. И прежде всего - отказаться от продвигаемой некоторыми новостными агентствами мысли о том, что Real попросту открыла код своего нового продукта, универсального потокового сервера Helix Universal Server (HUS). HUS, представляющий из себя программу-сервер, с помощью которой возможно организовывать вещание сразу на более чем полусотне форматов цифрового звука (включая форматы Real, Microsoft и Apple), действительно существует и часть его кода планируется открыть в течение этого года. Но при этом HUS - лишь один из компонентов более крупной инициативы под общим названием Helix.
Helix включает в себя три компонента. Первый и самый главный - т.н. Helix Platform: богатый набор наработок Real за семь лет её существования, включающий описания файловых форматов и протоколов, программных интерфейсов, исходные коды механизмов кодирования, воспроизведения и передачи потоковой информации. Открыто опубликованное, всё это добро предназначается для сторонних разработчиков, которые смогут воспользоваться им при создании собственных продуктов для потокового вещания (плейеры, серверы, кодеки и пр.) в рамках сообщества Helix Community (второго компонента инициативы, см. helixcommunity.org). Real предусматривает два варианта использования её наработок, для каждого из которых предусмотрена своя лицензия: RealNetworks Community Source License (RCSL) и RealNetworks Public Source License (RPSL). Первая больше подойдёт создателям закрытых продуктов: от них не требуется публиковать исходный код своих разработок, основанных на коде Helix - за что, естественно, придётся платить лицензионными отчислениями. Вторая лицензия не предусматривает никаких выплат, но требует обязательной контрибуции исходного кода программ, использующих решения Helix, обратно в Helix Community.
Перед Helix Community поставлена цель: разработать на принципах open source собственные сервер, проигрыватель и кодировщик - которые получат название Helix DNA Server, Helix DNA Client и Helix DNA Encoder. Сделать это планируется в течение года. Какой смысл для Real поддерживать эту затею? Дело в том, что компания создала уникальный продукт (тот самый универсальный сервер HUS), понимающий множество форматов и способный взаимодействовать с множеством программных продуктов сторонних разработчиков. Чтобы снизить затраты на его дальнейшую модернизацию, Real и решила воспользоваться услугами сообщества Open Source: Helix Server (не путайте с открытым Helix DNA Server!) останется проприетарным решением, в котором будет использоваться код, созданный Helix Community для продуктов Helix DNA.
Действия Real сегодня во многом напоминают действия Netscape в 1998-м: компания точно так же открывает свои наработки, надеясь ускорить процесс создания коммерческого продукта и успешнее конкурировать с гигантами вроде Microsoft и Apple. Аналитики видят две основных преграды на пути к достижению компанией своих целей: возможную задержку на начальном этапе развития (вспомните как медленно рождалась Mozilla 1.0) и претензии со стороны конкурентов, которым может не понравиться, что их форматы без всяких на то разрешений использованы в Helix (специалисты Real ввели в свой продукт поддержку, в частности, WMA, путём анализа информации, которой обмениваются между собой сервер и клиент Windows Media от Microsoft).
Обсудите материал в форуме