Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прощай, оружие

Архив
автор : Владимир Гуриев   19.07.2002

15 июля 2002 года в газете "Известия" была опубликована небольшая заметка Рауфа Ахмедова, повествующая о том, что губернатор Белгородской области Евгений Савченко подписал распоряжение, согласно которому на всей подвластной ему территории запрещено "распространение любых видов продукции, пропагандирующих насилие, агрессию и антиобщественное поведение".

15 июля 2002 года в газете «Известия» была опубликована небольшая заметка Рауфа Ахмедова, повествующая о том, что губернатор Белгородской области Евгений Савченко 1 подписал распоряжение, согласно которому на всей подвластной ему территории запрещено «распространение любых видов продукции, пропагандирующих насилие, агрессию и антиобщественное поведение» 2. Со второй половины июля в Белгороде начинаются проверки игровых компьютерных салонов на предмет наличия соответствующего программного обеспечения. Это первый прецедент подобного рода в России.

Критерии оценки ПО вырабатывают «представители районных комитетов по делам молодежи и образования, СЭС и милиции, психологи». Контролирует выполнение распоряжения губернатора Управление по делам молодежи областной администрации. Владельцы салонов распоряжение никак не комментируют - привлекать к себе лишнее внимание никому не хочется.

Kill’em All

Если подойти формально, то после проверки игровых салонов в них останется только установить «Тетрис», Lines или более актуальную версию последней игры - Bejeweled 3. И действительно: любая часть Quake - рафинированное насилие, Half-Life и Counter-Strike - просто бойня на экране, а разнообразные клоны C&C во главе с нестареющим War/StarCraft - пропаганда агрессии. «Герои» всех мастей бьются не на жизнь, а на смерть до полного истощения ресурсов. В доброй половине квестов (даже если предположить, что есть люди, которые ходят в клубы, чтобы играть в квесты) главные герои вынуждены прибегать к антиобщественному поведению, если игрок хочет пройти игру до конца, а не застрять в первых двух-трех локациях. Вдобавок к этому бдительные белгородские законодатели хотят запретить и аркады. Чем последние не угодили - неясно.

То, что у нас в стране закон если исполняется, то исключительно в соответствии с буквой, а не с духом, - не секрет. Кроме того, смущает список лиц, которые будут решать, можно играть жителям Белгородской области в ту или иную игру или нет. При всем уважении к работникам санэпидемстанций и правоохранительных органов не совсем понятно, почему именно их мнение должно учитываться при оценке уровня агрессивности компьютерных игр. Без представителей районных комитетов по делам молодежи и образования, положа руку на сердце, тоже можно было бы обойтись, однако с учетом российской действительности их присутствие объяснимо. Но зачем отрывать от выполнения своих прямых обязанностей белгородских санитарных врачей? Спасибо, что хоть психологов включили. Упомянули последними, но все же включили. Остается лишь надеяться, что уровень психологической экспертизы не будет напоминать следующее: «Не игра, а настоящее пособие по терроризму! Она превозносит террористов в глазах подростка. Ведь он ставит себя на их место. Воспринимает преступление как норму, обычную работу, способ заработка. Эта игра вовсе не избавляет людей от страха перед терроризмом. А еще больше его усиливает».

Приведенная выше цитата - это комментарий психолога к игре Counter-Strike, опубликованный в начале года в «Комсомольской правде» 4. Комментарий довольно забавный: в шести предложениях автор умудрился высказать два противоречащих друг другу тезиса.

Хочется думать, что дорога, по которой собираются идти новоявленные цензоры, вымощена благими намерениями. В этом случае мотивы, движущие белгородской администрацией, вполне понятны. Занять молодежь особо нечем, подростковая преступность растет, нужно принимать какие-то меры. Запрещение компьютерных игр определенной направленности - одна из самых простых и довольно очевидных мер по исправлению положения. Впрочем, очевидность и простота отнюдь не означают эффективности. Строго говоря, влияние компьютерных игр на мозг подростков изучено мало, и никаких научных данных о негативном влиянии аркад или, упаси боже, 3D-шутеров на игроков нет. Есть лишь единичные факты, свидетельствующие о том, что в подростки порой прибегали к насилию, имитируя игровой процесс трехмерной стрелялки в реальной жизни. Факты, повторюсь, единичные. С тем же успехом эти дети могли попытаться повторить «в реале» сцены из последнего голливудского блокбастера или парочку особенно циничных эпизодов из антологии мировой пропаганды насилия - мультфильма «Том и Джерри».

Кстати, надо будет подкинуть идею. Для второго распоряжения, если вдруг первого не хватит.

Убейте их всех

В Белгороде пока, слава богу, никаких трагических случаев, спровоцированных компьютерными играми, не было. Власти дуют на воду, не обжегшись на молоке. В мировой практике, однако, известно несколько случаев, когда подростки, наигравшись вволю, пытались перенести законы компьютерных игр в реальный мир. Как правило, с трагическим исходом. Еще раз оговорюсь - это не система и речь здесь идет, скорее, об изначально больных детях.

Самый известный, пожалуй, случай произошел в г. Литлтон, штат Колорадо. Двое старшеклассников - Эрик Харрис (Eric Harris) и Дилан Клеболд (Dylan Klebold) - убили двенадцать одноклассников, учителя и ранили еще 24 ученика, после чего покончили с собой. Инцидент получил широкую огласку: в прессе трагедию мусолили около полугода, да и потом вспоминали при каждом удобном случае. На беду, два малолетних психопата, кроме всего прочего, увлекались компьютерными играми, особенно кровожадными Doom и Quake. Они еще много чем увлекались - состояли в местной молодежной организации «Мафия в шинелях», снимали наполненные насилием любительские видеоролики, слушали записи Мэрилина Мэнсона и так далее, однако все это средства массовой информации оставили без внимания. Наверняка Doom, Quake и прочие стрелялки нравятся далеко не всем подросткам. Тем не менее, это соображение не остановило родителей погибших детей, подавших в суд на разработчиков и издателей подобных игр 5. Общая сумма всех поданных исков, объединенных в одно делопроизводство, составила 5 миллиардов долларов. Истцов не смутило даже то, что в США существует довольно жесткая система возрастного ценза - ESRB (Entertainment Software Rating Board).

Недавно похожая трагедия произошла и в Германии. Девятнадцатилетний подросток из Эрфурта застрелил шестнадцать человек. Предположительно, это произошло под воздействием компьютерных игр, однако учитывая, с какой легкостью шутеры были объявлены козлом отпущения в случае с бойней в Колорадо, выводы о причинах трагедии можно, по меньшей мере, поставить под сомнение. Впрочем, машина уже запущена - немцы собираются создать аналог ESRB. Кстати, согласно рейтингу от ESRB, в Quake и Doom лучше играть лицам старше семнадцати лет, так что безумный молодой немец попадает в допустимую возрастную группу. Возможно и более жесткое решение - запрет продаж определенного игрового обеспечения на территории страны. Однако непонятно, как изменится ситуация, если такое решение будет принято - Германия не Белгород и, думается, никаких проблем с покупками в иностранных Интернет-магазинах у немцев не будет. Ответственность же Интернет-магазинов при обслуживании покупателей из других стран, как и вообще многие вопросы межгосударственной юрисдикции, - дело темное. Достаточно вспомнить скандальную историю с аукционами на Yahoo, на которых продавалась нацистская символика, что так не понравилось Франции.

Оговорюсь - случаи единичные. По поводу того, провоцируют ли видеоигры насилие, у психологов нет единого мнения. Некоторые полагают, что провоцируют, некоторые, наоборот, считают, что компьютерные игры снижают уровень агрессии, помогая выплеснуть негативную энергию. В обоих случаях никаких доказательств тому, что абсолютно нормальные подростки взялись за оружие, поскольку играли в определенные компьютерные игры, нет.

Как к этому подойдут у нас - бог знает. Один из любимых писателей Евгения Савченко - Антон Павлович Чехов, известный своим афоризмом о ружье. Ружье, которое должно выстрелить в четвертом акте, могут убрать, могут оставить на месте, могут разрядить. Пока нет никаких дополнительных данных, все выглядит, как очередной повод для выколачивания денег из местных коммерсантов, независимо от того, что двигало губернатором при подготовке пресловутого распоряжения. Впрочем, как повод для получения дополнительного «теневого» финансирования чиновниками можно рассматривать многие российские законодательные акты. Создать специализированную компанию, которая будет составлять рейтинги компьютерных игр за счет владельцев игровых салонов и, если получится, продавцов игр, - легче легкого. С неплохой, в общем-то, идеей акцизных марок именно так и поступили - не секрет, что сегодня их можно купить практически в любом регионе и в любом количестве. Изначально же они позиционировались как некоторая гарантия качества продукта: мол, если есть марка на бутылке, значит, вино произведено именно в том месте, которое указано на этикетке.

Вместе с прокуратурой

Все вышеописанное происходит на фоне крупного культурного скандала: эксперты, привлеченные прокуратурой, нашли в книгах известного российского писателя Владимира Сорокина элементы порнографии. Романы Сорокина, прямо скажем, на любителя, но с трудом можно представить себе человека с высшим образованием, который найдет в них порнографию 6. Сам писатель может вызывать неприязнь 7, но любой нормальный человек понимает, что Сорокин к порнографии имеет гораздо меньшее отношение, чем, к примеру, Генри Миллер (который к ней тоже никакого отношения не имеет).

Пример с Сорокиным - если отвлечься от домыслов о закручивании гаек и грядущем тоталитарном режиме 8 - очень показателен как иллюстрация популярного у нас подхода к трактовке законов. Пугающе глупые (или глупые и пугающие?) акции «Идущих вместе» в отношении его книг - это одно, а когда подобные действия исходят от государства - совсем другое. Самому Сорокину вряд ли что-то угрожает. В самом худшем случае отвечать за «распространение порнографии» придется издателю. Кроме того, в защиту Сорокина уже высказались многие деятели культуры, да и с коммерческой точки зрения его книги весьма успешны, а после цирка, устроенного «Идущими вместе» и прокуратурой, станут еще успешнее.

За игровыми салонами нет никого. Уровень легальных продаж вышеупомянутых игрушек очень низок. Компьютерные магазинчики, торгующие контрафактной продукцией, тоже финансовыми ресурсами похвастать не могут. Никто не спорит, что упорядочить систему продаж компьютерных игр нужно. Но стоит ли это делать в приказном порядке? В конце концов, вопрос, покупать или нет своему чаду ту или иную игрушку, должен находиться в компетенции родителей. Думается, было бы вполне достаточно какой-нибудь рейтинговой системы, которая бы информировала покупателей о минимальном рекомендованном возрасте игрока. Здесь даже не нужно изобретать велосипед - для западных игр хватило бы рекомендаций ESRB.

Уверен, что играть в Quake лучше, чем шляться по улицам, не зная чем себя занять, или жечь чьи бы то ни было книги. Не самое полезное времяпрепровождение, но куда менее вредное, чем последние два.


1 (обратно к тексту) - www.izvestia.ru/person/article12723
2 (обратно к тексту) - www.izvestia.ru/internet/article21081
3 (обратно к тексту) - Кстати, горячо рекомендую всем секретаршам и сочувствующим.
4 (обратно к тексту) - www.kp.ru/articles/issue22728/paper13999.html
5 (обратно к тексту) - news.com.com/2100-1023-256374.html?legacy=cnet
6 (обратно к тексту) - Для любопытствующих уточню: имеются в виду страницы 256-260 «Голубого сала».
7 (обратно к тексту) - Хотя бы довольно смутной историей с публикацией книги «Голубое сало» в Интернете.
8 (обратно к тексту) - www.vokruginfo.ru/news/news2416.html.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.