Канон
АрхивСамобытность - чаще всего драпировка нищеты и неразвитости. Собственно, именно это и не нравится антиглобалистам, в течение последних двух лет явно опередившим по уровню шума и частоте упоминания в прессе борцов за чистоту экосистемы.
Самобытность - чаще всего драпировка нищеты и неразвитости. Собственно, именно это и не нравится антиглобалистам, в течение последних двух лет явно опередившим по уровню шума и частоте упоминания в прессе борцов за чистоту экосистемы. Отчаянный гринписовец в утлой лодчонке, грозящий кулачком огромным танкерам, - герой уходящей эпохи. «Антиглобалист» - звучит как музыка. Вот только без «глобализации» и стандартизации почему-то обойтись все труднее.
С чего начинался «российский бизнес»? Первыми вспоминаются: тошнотворные матрешки с лицами тиранов и гениев, блеклое советское военное обмундирование и сияющие синтетическим лаком «палехские» шкатулки. Этими товарами был забит в свое время московский Арбат. И не случайно рядом с торговцами кто-то вопил заунывные песни, а кто-то лежал в канаве - пьяненький. Арбат честно соответствовал образу страны, сформированному прежней маркетинговой парадигмой: матрешка, балалайка, грязь, русский бунт, русский мужик, русские танки.
Но сегодня самобытность продается все хуже. Если только не упакована в привычную для всего мира обертку. И если завтра вас с завязанными глазами привезут на турецкий, тунисский или киприотский пляж, поместят в четырехзвездочный отель и, сняв повязку, предложат быстро ответить - где вы, нелегко будет сразу сориентироваться. Культуры - разные. Но сервис - стандартный. Ясное дело, антиглобалистам очень хочется, чтобы русские женщины в умилительных платочках огромными голубыми глазами обводили бескрайние поля ржи и чтобы обслуживающий туристов турок расхаживал по пляжу со зверской рожей и острым ятаганом за поясом. Но серьезный бизнес приходится строить так, чтобы его черты соответствовали международным канонам. Привыкающее к открытым границам человечество не желает тратить время и силы на изучение экзотики. Ее должны подавать в нужный момент и, главное, уместными порциями. Пожалуйста, говорите по-английски, кушайте в «Макдональдсах», ходите в джинсах и пользуйтесь персональным компьютером - за это вас подпустят к «золотому миллиарду». Точно такое же стремление к стандартизации рыночного поведения демонстрируют сегодня в России ведущие производители ПК и прочей умной техники.
До недавнего времени входившее в состав концерна «Белый Ветер» производственное подразделение, прежде известное как компания «ДВМ», по отдельности продвигало различные группы своей продукции. При том, что на этом поприще возглавляемое Сергеем Шуняевым подразделение добилось заметных успехов, все торговые марки компании - RoverBook, RoverScan, RoverPC, RoverCard и Windrover жили своей жизнью. Мало того, в отчетах аналитических компаний часто можно было обнаружить сведения об успешных поставках ноутбуков компании «Белый Ветер». Брэнд розничной сети и концерна в целом переносился на производственное подразделение, что явно противоречило интернациональным маркетинговым канонам. Теперь с этим проявлением самобытности покончено. На рынке появилась новая группа компаний Rover Computers, формально не входящая в концерн «Белый Ветер» и собирающая под своим крылом все торговые марки серии Rover. Появился новый логотип, введен единый стиль оформления продукции, упаковки, сайтов компании… А значит, теперь есть все основания ожидать усиления веса совокупного брэнда Rover.
Чем отличался еще несколько лет назад крупный столичный производитель от парня из райцентра, при помощи отвертки и здравого смысла собирающего безымянный персональный компьютер? Если честно - ничем. Кроме размеров, прямых контактов с тайваньскими заводами и ощущения собственной крутизны. Теперь все иначе. Компании, претендующие на звание игроков национального масштаба, двигаются к правильным моделям организации бизнеса и придерживаются единого стандарта поведения. Стратегия для них - больше не модное слово, а четко сформулированный набор позиций. Торговые марки - одно из главных достояний, обеспеченное постоянными инвестициями. Культура производства из лозунга постепенно превращается в ежедневную практику, а сертификация систем менеджмента качества, кажется, необходима уже не только для того, чтобы проходить квалификационный отбор в череде тендеров.
А как же самобытность? Разумеется, она не утеряна. Только теперь это не арбатская матрешка, а взвешенные, вылизанные, чистенькие отражения провозглашенных в рамках все той же стратегии тезисов.
«Формоза» обещает и дальше бежать впереди всех, развивая собственное производство комплектующих, изобретая новые маркетинговые приемы вроде персоналок или материнских плат, обращающихся к покупателю человеческим голосом и голосом же сообщающих о неполадках. Desten Computers готовится завершить сертификацию по ISO 9000, переходит к модели франчайзинга и готовит атаку на регионы. Туда же внимательно смотрят «Аквариус» и «Крафтвей», недавно приступивший к строительству нового завода… А к этой группе уже вовсю стремятся примкнуть другие игроки, включая «НКА-Групп» с ее активно раскручиваемой маркой iRu.
В нынешнем своем виде ведущие российские сборщики ПК и поставщики OEM-продукции уже мало чем отличаются от зарубежных коллег. И это не прихоть. До конца года в стране может быть продано около трех миллионов ПК. А это достаточный куш, чтобы ради него отринуть давно вышедший из моды лубочный стиль.