Бороться и искать
АрхивКомментарий дняОбман клиентов, практикуемый многими поисковыми системами, долгое время оставался проблемой самих пользователей. Но ситуация меняется к лучшему.
Введение в заблуждение или, попросту, обман клиента - штука, которую стоит воспринимать всерьёз вне зависимости от того, где, с кем и по чьей вине эта неприятность приключилась. Тем более удивительно, что по сей день в Сети процветают сервисы, наживающиеся на неосведомлённости и наивности рядовых компьютерных пользователей. Речь - о поисковых системах, многие из которых поставили обман посетителей в основу собственных бизнес-моделей, и не выказывают совершенно никакого смущения по этому поводу.
Владельцы поисковых машин - такие же люди, как и все мы, и жить им на что-то нужно. Поэтому ничего удивительного в том, что поисковики зарабатывают деньги, показывая рекламу посетителям, нет. Но ситуация осложняется спецификой работы поисковых систем: работая с миллионами ссылок они вполне естественно используют этот материал для извлечения прибыли - размещая рекламу непосредственно среди результатов поиска. Впрочем, чаще всего никакой специальной рекламы и не требуется - размещение по заказу владельца какого-либо сайта ссылки на его ресурс в верхних строчках поисковых результатов, само по себе является лучшей рекламой. На сегодняшний день этот приём практикуется множеством поисковых систем: AltaVista, LookSmart, AOL Search, машинами Microsoft и Terra Lycos, и мн.др.
Чем плох такой приём? Дело в том, что пользователь поисковика, запрашивая у системы какую-либо информацию, надеется получить в ответ результаты, наиболее точно - странно, правда? - удовлетворяющие его запросу. Оплаченные же ссылки, пробирающиеся в верхние позиции результатов поиска, отнюдь не всегда оказываются самыми подходящими по смыслу. Добавьте к этому полное отсутствие или весьма туманный намёк на их "коммерческий характер" - и получите самый банальный обман потребителя. К сожалению, такая практика никак с законом не конфликтует: ведь даже туманных намёков на истинное происхождение той или иной ссылки вполне достаточно для того, чтобы считать, что права пользователя не нарушены.
Проблема платных ссылок, порождённая неизбежной коммерциализацией поисковых систем, сегодня настолько остра, что ею занялись регулирующие органы. На днях Федеральная комиссия по торговле США (FTC) разослала поисковикам, замеченным в злоупотреблении платными ссылками, письмо с просьбой более чётко оговаривать факт наличия таковых в списке результатов поиска. То, что в настоящее время предоставляется некоторыми системами своим посетителям под видом этой оговорки, не может считаться удовлетворительным: к примеру, AltaVista помечает свои платные ссылки крохотной опцией "Info", кликнув на которую, пользователь узнает лишь, что соответствие данной ссылки поисковому запросу, было определено с учётом мнения редактора. Только проявив настойчивость и продравшись сквозь терминологию и длинные тексты, можно узнать о том, что ссылка была оплачена.
Столь нежная забота, проявляемая серьёзной организацией к казалось бы пустяковой проблеме на самом деле более чем обоснована. И в первую очередь тем, что очевидность проблемы - лишь кажущаяся. Если вы знаете, что поисковые системы могут выдавать желаемое рекламодателями за действительное для пользователей, можете считать себя человеком весьма осведомлённым. Но это скорее исключение, нежели правило: согласно всплывшим на поверхность вместе с сообщением об инициативе FTC результатам исследования, проведённого весной этого года американским Потребительским союзом (Consumers Union), 60% (вдумайтесь в эту цифру!) сетян - по крайней мере, проживающих в США - даже не предполагают, что поисковики могут преподнести им сюрприз в виде подставных результатов поиска. И вряд ли в этом стоит винить пользователей: в конце концов, Сеть постепенно становится таким же обыденным инструментом для работы с информацией, как и сам компьютер. А значит следует озаботиться её соответствием принятым в обществе нормам и правилам.
Обсудите материал в форуме