Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Время Гладиатора

Архив
автор : Василий Щепетнев   02.07.2002

Собака укусила человека - банальность. Человек собаку - сенсация.

Собака укусила человека - банальность. Человек собаку - сенсация.

Подобная сенсация случилась пять минут назад. Нет, я не кусал Шерлока, лучше: я выиграл в шахматы у компьютерной программы Fritz! Fritz вздохнул, пожаловался на головную боль и пообещал в случае повторения проигрыша переквалифицироваться на борьбу сумо.

Крамник еще только примеривается к октябрьскому действу, а я - вот он каков!

Разумеется, Fritz играл не в полную мощь. Я подстроил его под собственный рейтинг (после победы над мистером Фелсом из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра он вырос до 1920, если кому-то это интересно). Поставил задачу по силам. И решил!

Посмотрим, как это удастся Крамнику.

Человеческая же междоусобица интересует меня все меньше и меньше. И если бы одного меня…

Действительно, к чему ждать чемпионата мира, если каждый на своей машине может его устроить - Фриц, Нимцо, Шреддер и доктор (Григорьев?) будут сражаться без договорных ничьих. Качество игры гарантируется. Что ж, народным и заслуженным идти блицевать на скамеечки в парки по десяточке, а неимущим - на щелбаны?

Театральные антрепренеры в свое время дружно ругали кинематограф, а киношники - телевидение. Гроссмейстеры хором накинулись на компьютерные программы. А зря! Они - те самые рукавицы за поясом, путь к спасению.

Пресыщенные гладиаторскими боями, древние римляне стравливали людей со львами, тиграми, носорогами и прочими заморскими чудищами. Победитель Львов гладиатор Молот из Перми против Бенгальского Тигра! Народ валил валом, делал ставки, спонсоры вешали по краям арены свои плакатики: «Храните сестерции у Калигулы - надежно, выгодно, удобно!», «Новый роман Светония появится в продаже через три дня!» и прочие, подобающие тому времени.

И выходили на арену люди и львы.

Прошли века, но люди остались людьми. Им подавай чего-нибудь покровавее.

Крамник против Каспарова - пресновато. Хотим заморское чудище!

И вот выползает оно - обло, озорно, стозевно! А нынешним гроссмейстерам не по себе. Вдруг съедят? Слышатся заявления: «с программами не играем принципиально!»

Зритель не смотрит соревнования тоже принципиально. Последний чемпионат Москвы прошел без них.

Срочно требуется гладиатор - истребитель кремния. Все остальные титулы, боюсь, скоро совсем потеряют свое значение.

Вполне вероятно, гладиатором будет человек, с людьми не играющий вовсе. У человека свои слабости, у «Шреддера» свои. С пеленок гладиатор будет изучать тактику и стратегию программ, подсматривая за ними из зарослей тростника, засылая агентов в дружные коллективы программистов, выискивая глюки и баги. И одновременно совершенствуя свой ум, реакцию, интуицию. В конце концов, программы - это лишь воплощенное мнения людей. Люди думают, что играть нужно так, и они пишут соответствующую программу. Но вдруг они ошибаются? И не «вдруг» - ошибаются наверняка! Перефразируя древнюю мудрость, скажу: кто может, играет сам, кто не может, пишет программу. Ботвинник - подтверждение правила, поскольку, умея играть, не сумел написать.

Разумеется, и программисты не будут сидеть сложа ручки. Начнут сманивать лучших из лучших белковых игроков в надежде заполучить Самую Главную Тайну. Еще Каспаров настойчиво повторял, что внутри Deep Blue сидел человек - разумеется, в переносном смысле. А если в кремниевую команду войдет сам Каспаров?..

А ничего страшного не произойдет. Это только кажется, что шахматист знает, как играть. На самом деле шахматная партия ближе к поэзии, чем к математике, а даже самый гениальный поэт не может никого научить писать гениальные стихи. Рифмовать строчки - это запросто. Все шахпрограммы - отчаянные рифмоплеты. И словари у них богатейшие, и быстродействие каждый год удваивается, и все предыдущие стихи от гениев до Лауреатов Премии Ленинского Комсомола помнят, а нового «Фауста» как не было, так и нет. «Мефисто» все же не то.

Сплошь «ты лети, моя ракета», как сетовал космонавт из одного романа.

Шахматные Маугли уже растут. Как прежде в Лисьей Норушке мог развить свой шахматный дар Ваня Батура? Ну, победит он счетовода Петрова, крепкого третьеразрядника, а дальше? Перечитывать до дыр Нимцовича? А теперь к его услугам кремниевый тренер, трезвый, дешевый, умный. Мастера он из Вани сделает, а если есть искра в душе Вани (и электричество в розетке), то и гроссмейстера. Человек создал шахматные компьютеры на свою погибель? Это была только первая серия фильма про войну. Компьютерные программы воспитают своего победителя!

Да и простым любителям шахмат вроде меня тоже польза немалая. Недавно напал я на организацию IECC и теперь играю по переписке со всем миром. Нужно только дать честное слово, что во время игры не будешь пользоваться подсказками шахматных программ - и играй на здоровье. Вспоминаю анекдот: «Джентльменам верят на слово. Ну тут мне карта и поперла!». На самом же деле воля у меня оказалась могучей - пусть они, если захотят, становятся компьютерной периферией. Я же, если и проиграю, утешусь по-деревенски - что не корову. Но уж зато выигрыш - мой целиком и полностью.

Пока при своих…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.