Ераша
АрхивЗдорово теперь ходить по магазинам. Хамят меньше. Чуть голос повысят - в следующий раз мы свои трудовые рубли другим отнесем. Колбасу покупаем ту, которая нравится. Потрогаем придирчиво, понюхаем. Можем попросить настрогать кусочками.
Здорово теперь ходить по магазинам. Хамят меньше. Чуть голос повысят - в следующий раз мы свои трудовые рубли другим отнесем. Колбасу покупаем ту, которая нравится. Потрогаем придирчиво, понюхаем. Можем попросить настрогать кусочками. И настрогают, улыбаясь, - раньше такое разве что в «Елисеевском» проходило. И, главное, слово «выбросили» обрело изначальный смысл, не связанный с попаданием товаров на прилавок. Хорошо живем. Живем, но все помним.
А помним мы многое. Например, «Продовольственную программу». Ту самую, которая «на период до 2000 года». Трудились над изготовлением этого знатного документа НИИ, академики и даже отдельные герои соцтруда. За разработку программы ответственным товарищам премии отвалили. Академики на «Волгах» ездили, дачи строили и, отовариваясь в закрытых распределителях, были уверены, что выдуманная ими программа по меньшей мере не ухудшила положения. Но главное, авторы памятной «Продовольственной программы» сегодня имеют полное право требовать дополнительных наград: практически все ее пункты перевыполнены!
Мы, конечно, понимаем, что возможностью обнюхивать колбасу обязаны тому, что живем в совершенно другой стране. Но против фактов не попрешь: программа обещала решить проблемы с продуктами - и проблем не стало.
Теперь мы мечтаем о вещах куда более возвышенных. У страны даже появился документ, в котором сформулированы принципы движения к информационному обществу, - федеральная целевая программа «Электронная Россия». И не беда, что возникла она потому, что не так давно на японском острове Окинава самым позорным образом вскрылся факт полного отсутствия у России стратегии развития ИТ. Главное, что теперь программа разработана!
Кстати, именно это часто приходится слышать от представителей Минсвязи, за исполнение программы отвечающего: ну что теперь заниматься буквоедством, идеальных документов не бывает, а программа у нас все-таки есть! Есть-то есть, но, как и программу продовольственную, ее все чаще называют проблемой.
Чиновники говорят: мы всеми силами способствуем развитию в стране инфокоммуникаций (любят они этот термин). А наглые наблюдатели возражают: неправда! Минсвязи в лучших советских традициях осваивает бюджет «ЭР», пусть даже бюджет нищенский. В частности, организуя скучные протокольные конференции, на которых присутствует совершенно невразумительная публика.
Минсвязи утверждает: «ЭР» - настоящая федеральная программа. А критики опять ухмыляются и называют всю затею PR-кампанией. Минсвязи видит себя в роли координатора отдельных отраслевых и региональных инициатив в области ИТ. Но злобные обозреватели почему-то с гораздо большим интересом наблюдают за продолжением ведомственных игр. В прошлом году уже Минсвязи приложило массу усилий, чтобы как можно дальше отодвинуть от управления программой Минэкономразвития. Цель была достигнута, но пока продолжалась аппаратная разборка, бесхозная программа чуть не лишилась финансирования. Теперь вот Минсвязи проталкивает очередные поправки, которые должны помочь ему установить над программой полный контроль…
Публика с интересом взирает на происходящее. Зрелище действительно завораживает, особенно когда отдельные несознательные товарищи начинают интересоваться практикой проведения конкурсов: удивляют фигуры компаний-победителей первых конкурсов, проведенных по версии Минсвязи, явные преференции, оказываемые поставщикам, допущенным к столику, и государственным унитарным предприятиям (ГУПам). Но в ответ на эти выходки министр Леонид Рейман неожиданно заявляет: ГУП у нас сегодня только один - НИИ «Восход». Но для того, чтобы возникла конкурентная ситуация, следует, видимо, создать… еще один ГУП.
Вот тут бы критикам и заткнуться! А они все ходят вокруг и мычат. Кстати, критики эти - просто романтики. Их даже не слишком интересует, кто получил заказ на реализацию какого-нибудь «мероприятия №5» с душераздирающим названием «Разработка концепции и реализация практических мер по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов с учетом мероприятий по обеспечению их целостности и достоверности». Нет, им просто хочется жить в этой самой Электронной России.
Наконец, подмечено: цифры роста числа ПК и пользователей Интернета, а также показатели развития И-коммерции, приводимые Минсвязи в качестве будущих индикаторов выполнения программы, не сильно отличаются от прогнозов независимых исследовательских организаций, не склонных пока считать «ЭР» фактором, способным оказать заметное влияние на развитие сектора ИТ. Что означает две вещи. Первое: заложенные в программе показатели скорее всего будут достигнуты. Но, как и в случае с программой «продовольственной», совершенно невозможно будет доказать, произошло ли это благодаря ее выполнению. Второе: все же обитаем мы пока не совсем в другой стране.
Брезгливо откладывая колбасу «не того» мясокомбината, ожидая вежливости от работников прилавка, не будем обольщаться. Электронную Россию строить придется нам самим. Точно так же, как мы сами себя накормили колбасой. «Продовольственной» программе - вопреки.