Двуличный Palladium
АрхивВ июльском номере журнала "Newsweek" опубликована необычная статья, впервые представляющая публике секретный (до последнего времени) и в высшей степени амбициозный проект корпорации Microsoft под кодовым названием Palladium.
В июльском номере журнала «Newsweek» опубликована необычная статья, впервые представляющая публике секретный (до последнего времени) и в высшей степени амбициозный проект корпорации Microsoft под кодовым названием Palladium.
Необычно тут все. В Редмонде задумали в буквальном смысле «фундаментальную революцию» в архитектуре ПК, и ради добавления новых функций безопасности Microsoft намерена опуститься с программного на аппаратный уровень, для чего уже заручилась поддержкой Intel и AMD. Новые микросхемы безопасности планируется ввести в компьютерную архитектуру одновременно с выходом очередного поколения операционной системы Windows - примерно в 2004 году. При этом объявление о столь важных стратегических переменах сделано почему-то не в пресс-релизе или солидном компьютерном издании, а через один из самых респектабельных политических еженедельников.
В описании новой программно-аппаратной технологии защиты Palladium привлекает внимание ее, так сказать, двойное дно. На первый взгляд почти каждая из представленных функций системы служит для блага конечного пользователя, однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что куда больше выигрывают от архитектурных новшеств контролирующие рынок крупные корпорации, прежде всего - сама Microsoft. А конечный пользователь, по сути дела, теряет контроль над работой собственного компьютера.
Для иллюстрации достаточно упомянуть наиболее очевидные области приложения технологии Palladium. Аутентификация коммуникационных сеансов и обрабатываемых программных кодов, возлагаемая на чип безопасности, явно означает, что компьютер будет защищен не только от вирусов, но и от запуска любых «неподписанных» программ, то есть не имеющих официального сертификата от компаний, контролирующих Palladium. Шифрование данных - как при хранении, так и при пересылке между компьютерными компонентами - обозначает не только защиту файлов пользователя, но и более эффективные барьеры, препятствующие неподконтрольному корпорациям копированию программ и цифрового контента. Наконец, реализуемые через Palladium функции DRM (управление цифровыми правами на контент) не столько дают пользователю возможность контролировать рассылку своих документов и электронной почты, сколько полностью лишают покупателя права распоряжаться судьбой продукта.
В Microsoft прекрасно осознают, что успех внедрения новой «революционной» технологии зависит в первую очередь от массовости использования, и оценивают «критическую массу» примерно в 100 миллионов машин. Поскольку рядовые пользователи вряд ли пожелают добровольно «лезть в петлю», ставка делается на следующую стратегию: сначала внедрить Palladium в государственных учреждениях и главных финансовых институтах, затем в крупных и средних корпорациях, а уж потом вынудить к перейти на него и всех остальных.
По иронии судьбы эта «добровольно-принудительная» инициатива чрезвычайно напоминает однажды уже провалившийся сценарий внедрения правительством США пресловутого «клиппер-чипа» (криптомикросхемы с запасным ходом для спецслужб; см. «КТ» #379). Поскольку у публики нет оснований верить в искренность намерений Microsoft больше, чем в искренность американского правительства, корпорация решилась на небывалый шаг. Вопреки декларировавшимся прежде установкам на закрытый исходный код программ как на «более безопасный», в случае с Palladium с самого начала заявлено, что ради доверия общественности исходный код системы решено сделать открытым. Правда, для кого именно он будет «открыт», не уточняется.
Ну а ехидные наблюдатели из Интернет-сообщества тем временем порылись в справочниках и разоблачили двуличность термина Palladium. С одной стороны, он ассоциируется с Афиной Палладой, чье имя стало сегодня нарицательным для обозначения залога безопасности. С другой же - на ум приходит палладий, элемент из группы платиновых металлов, который хотя и отличается (как и все платиноиды) химической инертностью, но в то же время образует весьма токсичные и канцерогенные соединения.