Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Индивидуальная альтернатива

АрхивДосуг
автор : Андрей Никулин   27.06.2002

А теперь давайте забудем "компьютерное аудио" как дурной сон. Выбрасывайте из головы привычные ассоциации: "Саунд Бластер", пластмассовые колонки, расширитель стереобазы, "двенадцать часов музыки на одном компакт-диске"…

А теперь давайте забудем «компьютерное аудио» как дурной сон. Выбрасывайте из головы привычные ассоциации: «Саунд Бластер», пластмассовые колонки, расширитель стереобазы, «двенадцать часов музыки на одном компакт-диске»…

Хотите настоящего звука? Чтобы инструменты выплыли, наконец, из мутного облака Joint Stereo, варварски сплющенного до 128 килобит в секунду, и встали на свои места: вон там, в пяти метрах слева играет скрипка (в паузах чуть слышно поскрипывает канифоль на смычке), а справа начинает вступать хрипловатый саксофон на пару с бас-гитарой, плетущей густой, осязаемый низкочастотный фундамент…

Для настоящего High Fidelity 1 нужны пять условий:

  • качественный носитель (уровня Audio CD или лучше);
  • качественный источник (так называемый транспорт - в нашем случае это CD-ROM или винчестер);
  • качественный ЦАП;
  • качественный аналоговый усилитель;
  • акустика соответствующего уровня.

Не вдаваясь в подробности, замечу, что первые два условия на любом персональном компьютере достаточно легко выполняются. Как бы ни пугали вас ужасным джиттером 2 проповедники Hi-End.

Третье и четвертое условия с трудом, но выполнимы даже в рамках 40$ (цена самой простой модификации SoundBlaster Live!). Собственно, это не так важно - кого не устраивает качество 18-разрядных ЦАП CT-1297TAT (или STAC9721T) и телефонного усилителя TDA 1308, могут поднапрячься и купить SoundBlaster Audigy или какую-нибудь продвинутую модель от Crystal с 24-битными ЦАП-ом и внешним усилителем.

Посмотрим на пятый пункт. Вот где действительно проблема. Чтобы полностью реализовать потенциал звуковой карты хотя бы уровня «SBLive!», требуются солидные напольники ценовой категории 600-800 долларов, а то и подороже. Плюс усилитель мощности, способный это добро «раскачать» - еще $250. Здесь мечта о настоящем звуке у многих заканчивается… еще бы - ведь сам компьютер стоит зачастую дешевле! Оканчивается все это обычно весьма банально - по бокам монитора ставится пара дребезжащих пластмассовых уродцев, на которых невозможно отличить файл формата MPEG1 Layer3, Dual Channel 320 Кбит/сек от копии, сжатой в Joint Stereo 128 Кбит/сек 3.

Как ни странно, альтернатива пластиковым колоночкам есть, причем не очень обременительная для семейного бюджета. Это хорошие студийные наушники. Меня, кстати, очень удивляет, почему этот замечательный класс акустики незаслуженно забыт в настоящее время сборщиками компьютеров. По-моему, ни в одном рекламном проспекте персонального компьютера я не видел наушников как варианта комплектации аудиоподсистемы. Везде непременные 20-долларовые «Гениусы», в крайнем случае - четырехколоночные вариации с сабвуфером от Creative.

Что подразумевается под термином «студийные наушники»? Как правило (в ценовой категории от $60 до $500), это головные телефоны с амбушюрами, полностью закрывающими ухо, и качественными динамическими излучателями с диаметром мембраны не меньше 50 мм. Обычно в подобных излучателях используются высокоэффективные магниты из неодима, кобальта и других редкоземельных металлов (сплавов). Не редкость использование мембран из биоцеллюлозы (хотя чаще применяют синтетику типа майлара). Обязательным является наличие трехметрового шнура из бескислородной меди (OFC - Oxygen-free Copper) с позолоченным штекером типа джек (6,3 мм) или миниджек (3,5 мм). Вся эта крутизна стоит не так дорого: всего за 60-100$ вы можете купить наушники, которые по эквивалентному качеству звучания (диапазон эффективно воспроизводимых частот, коэффициент нелинейных искажений, чувствительность, вид АЧХ) заметно превосходят лучшие модели многоколоночных громкоговорящих решений от Creative, Jass или Sony ценою в 200-500$.

Немного теории. Она необходима хотя бы для того, чтобы понять - почему производители пластмассовых колонок до сих пор не разорились. Начну с того, что головные телефоны - уникальный, не побоюсь этого слова, вид акустики. Вот разложенные по полочкам достоинства и недостатки наушников.

Достоинства

  • во всем рабочем диапазоне частот излучает одна-единственная диафрагма. Результат - полное отсутствие специфических фазовых искажений, присущих многополосным акустическим системам;

  • широчайший диапазон эффективно воспроизводимых частот (10-25 000 Гц в полосе 10 дБ - вполне заурядный показатель для рассматриваемого класса наушников);

  • параметры звучания определяются только индивидуальными особенностями строения ушных раковин слушателя и конструкцией амбушюров. Помещение не играет никакой роли - наушники одинаково хорошо звучат как в ванной комнате, так и в чистом поле. В «громкоговорящем» же случае акустической системой является пара: колонки + помещение;

  • хорошая чувствительность (до 110 дБ - очень хороший результат, для колонок практически недостижимый). Ценно для мониторной акустики, да и вообще для качественного звука;

  • изоляция от внешнего мира. Вы никому не мешаете, и это единственная возможность полноценно заниматься творчеством в своей домашней звуковой студии (или просто слушать музыку) в вечернее и ночное время в условиях городской квартиры.

Недостатки

  • звуковые волны воспринимаются только ушами, тогда как реальные звуки - всем телом. Типичный пример - концерт рок-группы, на котором вы физически ощущаете удары «бочки» своей диафрагмой 4;

  • ненатуральность, «игрушечность» звуковой сцены. Пожалуй, это самый главный недостаток наушников - музыка играет «внутри головы» слушателя, так как ухо полностью изолировано от сигнала соседнего канала. Различные методики, типа подмешивания сигнала правого канала в левый, не решают проблемы полностью, а скорее усугубляют ее, искажая оригинальное звучание. Лучшие модели наушников обеспечивают более-менее объемную стереопанораму за счет своей конструкции (наклонное расположение излучателей, продуманная конструкция амбушюров и чашек) - и это оптимальный вариант из того, что можно придумать;

  • сугубая индивидуальность: одни наушники - одна пара ушей.

А теперь несколько вопросов и ответы на них.

Открытая или закрытая схема?

Наушники могут быть построены по открытой или закрытой схеме. В первом случае мембрана колеблется, не встречая заметного сопротивления, так как чашки не герметичны, и поток воздуха может свободно прокачиваться туда-сюда. Плюсом является потенциально более высокое качество звучания (достаточно сказать, что практически все модели Hi-End-наушников стоимостью в десятки тысяч долларов построены по открытой схеме). Минус - вы оказываетесь не полностью изолированными от звуков окружающего мира и прекрасно слышите мяуканье вашей кошки и звонок телефона (хотя для кого-то это и плюс). Да и окружающих могут раздражать звуки, вырывающиеся из наушников.

В закрытой схеме чашки полностью герметичны, что помимо всего прочего обеспечивает мощную звукоизоляцию. При этом внутренний объем чашек - это резонатор, работающий в паре с мембраной. От этого появляются более глубокие и «сочные» басы, однако возрастают и нелинейные искажения. Впрочем, не стоит слишком переживать по этому поводу, ведь даже элитные модели стоимостью порядка $500 могут быть закрытыми (например, SONY MDR-CD3000 с амбушюрами из натуральной кожи и мембранами из биоцеллюлозы).

Между прочим, с первого взгляда бывает непросто определить, к какому типу относится модель. Наглядный пример - Philips SBC HP900, которая вроде бы имеет монолитные пластмассовые чашки и должна бы считаться закрытой. Однако это открытая схема (или полуоткрытая), так как между амбушюрами и чашками по периметру присутствует зазор в 2 миллиметра, через который свободно проходит воздух. А вот усовершенствованная модель Philips SBC HP910 является уже полностью открытой - чашки сделаны из металлической сетки.

Какое сопротивление выбрать?

В идеале сопротивление наушников должно соответствовать рекомендуемому сопротивлению нагрузки для вашей звуковой карты (обычно 32 Ом). Однако многие модели имеют гораздо более высокое сопротивление (Sennheiser HD-580 - 300 Ом). Если подсоединить их к выходу, рассчитанному на более низкоомную нагрузку, ничего страшного не произойдет, правда, уменьшится отдача, и вам придется слегка прибавить громкость. Обратное не рекомендуется, да и вряд ли вы столкнетесь с подобной ситуацией, ведь наушники с сопротивлением меньше 20 Ом встречаются редко.

Амбушюры: кожзаменитель или велюр?

Сложная для многих дилемма. На первый взгляд кажется, что вариант из кожзаменителя (натуральная кожа применяется только в очень дорогих моделях) практичнее - меньше пачкается и долговечнее. На самом деле это не совсем так. При минимуме аккуратности поддерживать идеальное состояние велюровых амбушюров совсем не сложно. Нужно всего лишь раз в пару месяцев снимать их (если позволяет конструкция) и стирать хорошим стиральным порошком. Личный опыт автора, четвертый год являющегося обладателем наушников с велюровыми амбушюрами, показывает, что долговечность этого материала на высоте. Плюсы такого решения: высокая комфортность, в частности, ваши уши не потеют даже после нескольких часов прослушивания (при условии, что ушная раковина полностью помещается внутри амбушюров и конструкция оголовья также эргономична).

Вариант с кожзаменителем, несомненно, оптимален для игровых клубов или в том случае, если вы студент первого курса, живущий в общежитии... Однако если наушники покупаются для «себя любимого» - я бы советовал выбрать велюр.

Как должны сидеть наушники на голове?

Не сочтите за рекламу отдельно взятой фирмы, всё дело в том, что несколько лет назад я «перепробовал» десятка полтора хороших наушников, выбирая соответствующую акустику для свежекупленного «SBLive!». Так вот, у многих наушников прекрасное звучание, но эталоном по части эргономики я до сих пор считаю Philips SBC HP900/910. Ради интереса зайдите в магазин и примерьте эту модель - вы поймете, как должны сидеть на голове идеальные наушники. Их не чувствуешь, и при этом они мягко и надежно охватывают вашу голову. В них можно слушать музыку лежа, а можно бегать - не свалятся. Конструкция оголовья, позволяющая этого добиться, даже была запатентована - под названием Flexi-Fit 5 (рис. 1). Похожая конструкция используется в модели SONY MDR-CD3000, но она заметно тяжелее, амбушюры кожаные, и потому не так эргономичны (хотя прочнее).

Пример противоположного подхода - модель KOSS R/100. Это «пуленепробиваемая» конструкция оголовья, которую очень трудно повредить, но больше двух часов вы в этих наушниках не просидите - устанете, и уши взмокнут. Знаменитые Sennheiser HD-580 стоимостью $300 выдают кристально чистый звук, но ощутимо давят на скулы чуть пониже ушей. Нет в мире совершенства…

Чем дорогие модели лучше дешевых?

Если построить примерный график зависимости качества звучания от цены наушников, мы получим вовсе не прямую, а, скорее, параболу. На начальном участке она круто пойдет вверх - увеличение цены с 10 до 30 долларов повышает качество очень сильно. После 100 долларов кривая выходит на участок «насыщения» - 100-долларовые модели не сильно отличаются по уровню от 300-долларовых, в основном, разница между ними - в уменьшившемся коэффициенте нелинейных искажений (к примеру, у KOSS R/100 (100$) - 0,2%, а у Sennheiser HD-580 ($300) - 0,1%). Часто цена здесь зависит от имени производителя (Sennheiser’ы традиционно дороже JVC или Panasonic с аналогичными ТТХ).

В диапазоне $200-500 уровень «настоящего» Hi-Fi полностью достигнут, и разница в цене чаще всего обусловлена материалами, используемыми в конструкции (титановые или стальные детали оголовья, натуральная кожа амбушюров, магниты из сверхэффективных редких сплавов, мембраны из дорогих материалов, позволяющие уменьшить коэффициент искажений и увеличить чувствительность и т. п).

Наконец, после $500-1000 начинается область Hi-End. Тут уже мизерный прирост в качестве звучания вызывает резкий скачок цены. В основном, потому, что в подобных моделях используются уникальные технологии, такие как электростатические излучатели, в которых используются мембраны из благородных металлов толщиной в несколько микрон. Подобные излучатели требуют для работы специальных высоковольтных усилителей, которые продаются в комплекте с головными телефонами и часто, как и подобает изделиям класса Hi-End, выполнены на лампах. Примеры наушников такого класса - KOSS ESP/950 ($1000) или Sennheiser Orpheus ($12000). Кстати, вот какими характеристиками обладает Sennheiser Orpheus (данные производителя): диапазон эффективно воспроизводимых частот - 14-85 кГц (6 дБ); чувствительность - 98 дБ; уровень искажений - <0,1%; невзвешенное отношение сигнал/шум - 80 дБ. Обратите внимание: диапазон частот дан для полосы 6 дБ, а в полосе 10 дБ он простирается от 4 до 100 000 Гц… Кстати говоря, всегда обращайте внимание на этот параметр, иначе сравнение различных моделей по диапазону воспроизводимых частот не имеет особого смысла.

Как выбрать подходящую модель?

На рынке представлен огромный ассортимент головных телефонов нескольких десятков производителей, охватывающий ценовой диапазон от 5 до 50 000 долларов. Понятно, что давать рекомендации по выбору конкретной модели в одной статье - всё равно, что ответить на вопрос, какой автомобиль выбрать? Даже в специализированных аудиоизданиях сравнительные тесты наушников проводятся по следующему принципу: берется узкий ценовой диапазон (скажем, от $80 до 120) и рассматривается десяток-полтора наиболее популярных моделей. И так по каждому ценовому диапазону. Дорогим моделям посвящаются отдельные статьи-исследования, не ставящие своей целью сравнение конкурирующих продуктов.

Две опоры, способные помочь в выборе - цена и проба. Головные телефоны за 20 долларов по определению не могут быть хорошими. Настоящий звук применительно к наушникам начинается со $100. Редкие исключения типа Philips SBC HP900 за $60 лишь подтверждают правило.

И, конечно, обязательный этап - «личное знакомство». Зайдите в специализированный магазин и сравните несколько потенциальных кандидатов. Рекомендуется производить прослушивание на качественной аппаратуре, при этом неплохо взять с собой в магазин компакт-диск со знакомой вам записью хорошего качества (предпочтительна живая акустическая музыка). Надев наушники, задумайтесь: сможете ли вы, не напрягаясь, просидеть в них хотя бы час? Если нет - подбирайте более эргономичную модель.

Напоследок позволю себе дать несколько практических советов по использованию головных телефонов в паре с хорошей звуковой картой. Некоторые из них могут показаться наивными или очевидными, но эти наблюдения сделаны мною за несколько лет эксплуатации данного вида акустики:

  • используя продвинутые звуковые карты класса «SBLive!» и выше, в которых можно выставлять различные «пресеты», имейте в виду следующее: предустановки типа Headphones хороши только для игр (в таких режимах производятся хитрые манипуляции с фазой сигнала и подмешиванием его в соседний канал, дабы сделать звуковую сцену более осязаемой и вынести ее за пределы головы слушателя). Слушая музыку, включайте режим 2 Speakers - это даст вам наиболее реалистичную звуковую картину и минимум разного рода искажений. Правда, возможны редкие исключения: некоторые симфонические вещи очень выигрывают от режима Headphones в сочетании с предустановкой Concert Hall;

  • забудьте про всякие программные эквалайзеры - как правило, для получения комфортного, наиболее естественного звука хватает регуляторов тембра звуковой карты (по крайней мере, для «SBLive!» и «Audigy»);

  • сидя в шумном людном офисе, вы мало что услышите даже в супер-пупер наушниках. Звуковая картина и вовсе будет плоской и скомканной. Кстати, восприятие музыки очень здорово зависит от психофизиологического состояния человека. Поэтому максимальный кайф от прослушивания «Time» группы Pink Floyd в исполнении London Philharmonic Orchestra вы получите вечером, лежа на диване в темной комнате - включите воображение и представьте себе инструменты на виртуальной звуковой сцене. Проверено неоднократно.


1 (обратно к тексту) - Разговор пойдет о качественном звуке категории Hi-Fi, т. к. все, что ниже - не в тему, а Hi-End - сфера весьма туманная и в большей степени является предметом веры, чем объективных технических характеристик.
2 (обратно к тексту) - Jitter (англ.) - дрожание, флуктуационные помехи.
3 (обратно к тексту) - Кстати, очень показательный тест. Подразумевается, что кодирование в MP3 320 Кбит/с осуществлялось высококачественным кодером класса mpegEnc v007a, BladeEnc или LAME.
4 (обратно к тексту) - Имеется в виду та диафрагма, что отделяет грудную клетку человека от брюшной полости, а вовсе не диафрагма наушников.
5 (обратно к тексту) - Впрочем, без ложки дегтя - никуда. У столь продвинутой конструкции есть существенный недостаток - она достаточно хрупка и ненадежна. Держатели чашек моих наушников склеены в трех местах, а пластмассовые оси заменены на самодельные латунные, поскольку условия эксплуатации были отнюдь не тепличными. Понятно, что в игровом клубе такие наушники продержатся от силы месяц.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.