Старая пластинка
АрхивДосугКому сегодня нужен старый добрый винил? Разве что ди-джеям, подарившим черным дискам вторую жизнь на дискотеках, да ностальгирующим коллекционерам, которые так и не нашли CD-версии любимой музыки.
Кому сегодня нужен старый добрый винил? Разве что ди-джеям, подарившим черным дискам вторую жизнь на дискотеках, да ностальгирующим коллекционерам, которые так и не нашли CD-версии любимой музыки. Вспоминается забавный случай на Митинских развалах: из всех продавцов, пристрастно опрошенных на предмет покупки «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», только один длинноволосый субъект с туманным взором смог изречь: «Не, мужик, этой команды вот уже неделю как не поступало. Да и не прет меня с металлистов». Пришлось снова довольствоваться коробкой с двумя «пластами», купленной ровно двадцать два года назад. Увы, увы, многие вещи, которые душа жаждала прикупить (да и что скрывать - по смешной цене), так и не издавались на CD, а если такое и случалось, то тираж рассчитывался, исходя из потребностей какого-нибудь Свазиленда 1, и был давно и безнадежно распродан.
Разумеется, в данном случае не обошлось без вечного русского вопроса: «Что делать?» А делать нужно только одно - спасать винил от неизбежной гибели путем оцифровки и переноса на CD-болванку. Желательно без потерь. Крайне желательно - без щелчков и характерного звука «песка», доброжелательно растираемого по стеклу. Интернет оказался не очень щедр на информацию по этой теме, но кое-что выудить удалось, и после пары не очень удачных попыток искомый продукт в виде CD с записями старого-доброго-вечного был получен в самом лучшем (с учетом скромных возможностей домашнего компьютера) виде. Поскольку танцевать принято от печки, то бишь делать все основательно и по порядку, начнем наш танец.
Фигура 1-я, подготовительная
Назвать ремастерингом то, что нам предстоит сделать, язык не поворачивается, но, тем не менее, качество звука, полученное после многотрудных мучений с записью и очисткой исходной фонограммы, наверняка порадует многих и придаст уверенности в своих силах. Итак, что нам понадобится для этого занятия:
-
компьютер вкупе с хорошей звуковой карточкой. О достоинствах и недостатках последних написана масса обзоров, например, см. www.3dnews.ru/reviews/multimedia/;
-
проигрыватель виниловых дисков. Если означенный относится в высшему классу, никто вас за это не осудит, но вполне сгодится и вертушка 1-го класса;
-
предварительный усилитель звука для подключения проигрывателя к входу звуковушки, так как во многих случаях мощности выходного сигнала LP-проигрывателя недостаточно для входного канала звуковой карты;
-
надежная коммутация. Что в переводе на нормальный язык подразумевает наличие хороших, проверенных соединительных кабелей между проигрывателем-усилителем-видеокартой;
-
программа, она же - звуковой редактор. Из всего многообразия софтин этого класса мной была выбрана программа «Cool Edit 2000», которая живет на сайте. Погодите, не кричите, что «Cool Edit Pro 1.2a» круче. Вы правы, но для наших задач вполне подойдет и менее навороченная (и менее дорогая - «всего» за 69 долларов денег) версия. Для справки: «Cool Edit Pro» хочет за себя, ненаглядного, аж 399 вполне условных единиц;
-
плагин для реставрации звука «Audio Cleanup» к программе «Cool Edit 2000», с нетерпением ждущий скачивания по адресу. Прибавьте сюда еще 49 дензнаков США;
-
категорический отказ от злобных выпадов в адрес автора за упоминание стоимости программ: никому не придет в голову материть авторов статей о «Виндах», хотя за это чудо от «Мелкософта» в конторе БГ тоже хотят немало;
-
пригодится нам и «папа» звуковых программ под названием «Sound Forge». Зачем - станет ясно ниже.
Займемся подключением LP-проигрывателя к компьютеру. Находим устойчивую подставку, исключающую малейшую возможность колебаний, на которую и водрузим нашу «вертушку». Соединительными шнурами коммутируем проигрыватель с усилителем, а последний - с входом «Line-in» звуковой карты. Наверняка придется разориться на переходник, поскольку автору этих строк не встречались усилители с выходом типа «mini-jack». Пластинку, намеченную в кандидаты на омолаживание голоса, тщательно чистим от пыли и многолетней грязи, ставим на диск проигрывателя, включаем нашу систему, и если подключение произведено правильно, то есть все шансы услышать из колонок знакомые шорохи виниловой дорожки.
Было бы весьма желательно предварительно прослушать то, что мы хотим реставрировать, так как «сюрприз» в виде «вжик, заело пластинку» будет не очень-то кстати во время записи фонограммы на винт. Если такая бяка обнаружена, то регулируем нагрузку на звукосниматель, в случае же отсутствия регулировки придется положить какой-либо груз на головку тонарма (очень нежелательно, но другого выхода нет).
Будем считать, что эти приготовления благополучно закончились, а это означает, что нам пора делать следующее па под названием
Фигура 2-я, программная
Ну как, скачали программу? Установили? Надеюсь, что вы не забыли и про плагин «Audio Cleanup», который нам ох как пригодится. Давайте запустим редактор и посмотрим на главное окно программы (рис. 1). Стандартный виндозовский интерфейс (в определенной мере, как часто говорят, интуитивно-понятный). Давайте договоримся таким образом: подробного рассказа о всех возможностях программы «Cool Edit 2000» версии 1.1 здесь не будет, поскольку для этого понадобится не одна статья. Рассмотрим только то, что нам действительно будет необходимо для реставрации звука.
Теперь пришла пора сделать небольшую, но очень важную настройку некоторых параметров программы. Поясню для чего: наверняка многие пользователи, читающие эти строки, не захотят ограничиваться очисткой звука с виниловых носителей, поскольку обычные компакт-кассеты еще никто не отменял. А что вы скажете о записи голоса с микрофона? Владельцам карточки «SB Live!» будет нелишне прочесть следующий небольшой абзац.
Практически все владельцы стационарных кассетников знают, что частотный диапазон записанной информации лежит в пределах 40-14 000 Гц в случае кассеты с лентой 1-го типа. Лента на основе хромдиоксида дает более широкий диапазон. Но мало кто знает, что магнитофон все равно воспроизводит отдельные «крики души» и в еще более широком диапазоне (20-20 000 Гц), каковые, будучи забиты всевозможными шумами и помехами, не достигают нежного уха меломана. Программа «Cool Edit» позволяет исправить этот недостаток и выровнять амплитудно-частотную характеристику кассетника до вполне приличного уровня.
Теперь специально для счастливых обладателей карточки «SB Live!»: вы наверняка знаете, что АЧХ кодека SigmaTel STAC9721 совсем не идеальна, и уже после 4,5 кГц начинается ступенчатый спад уровня верхних частот, что во многих случаях не есть хорошо. При помощи «Кульного Эдита» мы преодолеем и это препятствие.
Для исправления вышеназванных недостатков займемся настройкой FFT-фильтра редактора, который будет нашим помощником на начальном этапе очистки звука. Откроем любой wav-файл или запишем несколько секунд тишины, нажав кнопку с красной точкой, расположенной в кнопочной панели в правом нижнем углу. Затем зайдем в меню программы: Transform-Filters-FFT Filter. В открывшемся окне (рис. 2) создадим любой, абсолютно бездумный пресет (настройку), для чего мышью немного потаскаем желтую линию. При помощи кнопки «Add» обзовем нашу настройку любым цензурным именем и сохраним. Для чего? А для того, что сейчас мы будем редактировать файл «Cool.ini», проживающий по адресу: Х:\Program Files\ Cool2000. А именно, - путем внесения некоторых дополнительных параметров для исправления досадных недоработок кассетника и карточки «SB Live!». И не говорите мне, что оно вам не надо, так как нет у вас этой звуковухи: сегодня нет - завтра появится.
Открываем файл «Сool.ini», где ищем раздел [Filters96]. Но нюанс в том, что данный раздел в этом файле появляется только после того, как мы воспользуемся услугами FFT-фильтра. Вот зачем нам были нужны телодвижения с созданием некоего абстрактного пресета. Теперь смотрим, где в разделе [Filters96] находится созданная нами настройка - просто находим имечко, которым мы обозвали наш пресет. А дальше несложно: в свободной строке прописываем вот такой «крохотный» параметр:
Item29=МСRESTORATION,3,19,0,20,426,5,845,0,1288,0,1986,0,2259,0,2855,
6,3179,9,3444,1,3583,28,3688,42,3773,48,3848,61,3925,76,3957,96,3998,100,
4004,100,4012,5,4096,5,19,0,20,426,5,845,0,1288,0,1986,0,2259,0,2855,6,3179,
9,3444,21,3583,28,3688,42,3773,48,3848,61,3925,76,3957,96,3998,100,4004,100,
4012,5,4096,5,2,0,12000,1,2,0,0,1000,100,5, -10,100,-0.5,12,24000,1,0,1,1,48000
Записываем эту цифирь непременно в одну строчку! Это параметры для исправления АЧХ у кассетных магнитофонов. Автор статьи является хозяином старой МП ВЕГА-122С, равно как и Игорь Бабайлов (bjcom@mail.ru), человек, который отработал в области профессиональной реставрации звука много лет и несколько ночей корпел над оптимальными значениями вышеуказанного параметра, за что ему нижайший поклон. О других нюансах реставрации звука, распайках, соединительных шнурах и многом другом, не входящим в рамки данной статьи, вы сможете прочитать в статье И. Бабайлова по адресу.
Не думаю, что параметры АЧХ у разных кассетных приставок будут сильно различаться. С другой стороны, если вы потратили много-много денежек на «Dragon Nacamichi», то эта статья вам явно не нужна.
Для обладателей «SB Live!» настоятельно рекомендую любую записанную фонограмму сначала пропустить через этот фильтр со следующим пресетом :
Item36=SBCORRECtion,3,20,0,0,83,0,532,1,793,1,1003,2,1223,4,1713,5,2046,
10,2391,12,2569,15,2710,18,3066,24,3234,27,3398,35,3480,41,3546,47,3628,
56,3726,70,3825,89,4096,100,20,0,0,83,0,532,1,793,1,1003,2,1223,4,1713,5,
2046,10,2391,12,2569,15,2710,18,3066,24,3234,27,3398,35,3480,41,3546,47,
3628,56,3726,70,3825,89,4096,100, 2,0,12000,1,2,0,0,1000,100,3, -10,100,0,
14,24000,1,0,0,1,48000
Данное значение прописываем все в том же Сool.ini и в том же разделе [Filters96], не забывая, что запись параметров должна идти одной неразрывной строкой.
Напоследок - параметры фильтрации для микрофона МД 52А, если таковой у вас имеется и вы на досуге упражняетесь в исполнении арии Каварадосси :
Item40=MIC_MD52A,3,8,0,0,1723,17,2158,37,2569,53,3176,89,3316,100,
3480,100,4096, 100,11,0,50,4,51,5,60,6,73,8,81,10,85,14,87,17,79,19,60,
24,51,4096, 50,2,1,6000,1,4,0,0,648,31,831,57,1000,100,3,0,100,0,16,
24000,2,1,0,1,48000
Не будет ничего страшного в том, если номер Item вы проставите свой. Главное, чтобы этот номер не совпадал с уже имеющимися номерами.
Хорошо читать онлайн-версию статьи: взял и скопировал все это длинноцифирное безобразие в буфер. А вот что делать читателям обычной версии журнала… Не велика проблема: если нет желания тупо набивать эту массу цифр, скачайте уже отредактированный файл Cool.ini, которым Игорь Бабайлов любезно поделился со мной: www.hot.ee/uvs/Cool.zip.
Теперь о том, почему я советовал воспользоваться программой «Cool Edit», а не «Сool Edit Pro»: дело в том, что в файле Cool.ini более быстрой и продвинутой версии вы можете не найти раздел [Filters96]. Не помогают и махинации с FFT-фильтром. Так что решайте сами.
Далее, после внесения исправлений в Cool.ini сохраняем изменения, после чего начинает вытанцовываться…
1 (обратно к тексту) - Свазиленд: королевство на юге Африки, население - 570 тыс.чел., столица - г. Мбабане.
Фигура 3-я, техническая
Поскольку компьютер с проигрывателем у нас соединены, проверены на работоспособность и готовы к доблестному труду, а программа «Cool Edit 2000» после внесения дополнений чувствует себя прекрасно, то можно смело приступать к процессу записи фонограммы на «хард». Для начала немного о системных ресурсах компьютера: я начинал заниматься оцифровкой звука на машине с матплатой на чипсете 440ВХ, где жили-поживали процессор Celeron 466 со звуковой картой «SB 128 PCI». В скором времени звуковушка поменялась на «SB Live!», которая была подключена к российскому усилителю «Амфитон У-002» с колонками «Estonia 35 AС-021». О пластмассовых колонках речи быть не может, уж простите за категоричность. Проигрыватель винила пришлось использовать свой, «Aria 121», поскольку среди друзей и знакомых ничего более навороченного не нашлось. Вертушка была подключена к входу «Line-in»-карточки через другой усилитель (в данном случае пришлось сорвать с насиженного места ресивер SONY STR-DE405).
Начинаем запись либо через «File» - «New», либо нажмем кнопку записи на панели. Не бойтесь, запись сразу не начнется: нам будет предложено выбрать характеристики записываемого сигнала. В открывшемся окошке выберем Sample Rate =44100 и 16-битный звук в стереорежиме - а зачем нам моно? Ставим тонарм на пластинку, и при нажатии кнопки ОК начнется запись, о чем будет свидетельствовать индикатор записи в виде пульсирующих красных полос и таймера. Было бы весьма желательно произвести запись конкретной вещи с захватом пустых участков в начале и конце фонограммы, т. е. там, где слышен только шорох самой массы - это нам понадобится в дальнейшем для глубокой очистки звука. Можно даже захватить несколько секунд предыдущей или последующей композиции.
В нужном нам месте нажимаем кнопку Stop, и в окне программы наблюдаем записанную фонограмму (рис. 3). Сохраним записанный шедевр в wav-файл (File - Save as). Далее, если у вас используется «SB Live!», открываем уже знакомый нам FFT-фильтр (Transform-Filters-FFT Filter) и, выбрав пресет SBCORRECtion и нажав кнопку ОК, начинаем выравнивать АЧХ записанного сигнала (рис. 4). Далее приступаем к удалению тресков и щелчков полученной фонограммы 2. Для чего все вместе отправляются в меню Transform-Noise Reduction-Click/ Pop Eliminator, где в открывшемся окне выбираются наиболее оптимальные параметры очистки звука (данные были представлены профессиональными реставраторами, съевшими не одну собаку на этом деле). На рис. 5 эти параметры представлены на всеобщее обозрение. Но вначале нам нужно нажать кнопку Auto Find All Levels, а уж потом на ОК для запуска процесса очистки звука. А процесс этот, друзья мои, весьма и весьма длителен, так что можете смело заваривать кофе, делать другие дела, ибо все ресурсы компьютера будут заняты именно этим начавшимся процессом.
После окончания предварительной очистки звука давайте сохраним полученный результат в wav-файл под другим именем - будет с чем сравнивать результат. Как ни крути, даже после удаления треска и щелчков в фонограмме остается характерный шум виниловой массы, который мы и попытаемся убрать при помощи Transform-Noise - Reduction-Noise - Reduction. Вот здесь я категорически не согласен с И. Бабаловым относительно того, что из фонограммы, полученной с винилового диска, не нужно убирать шум, оставшийся после удаления тресков и щелчков. На мой взгляд, сделать это можно и нужно.
В чем суть процесса? Из имеющегося звукового сигнала мы просто вырежем (или сотрем, если угодно) составляющую этого самого шума, для чего сделаем снимок паразитного сигнала. Чуть выше говорилось о том, что вполне целесообразно при записи захватить пустые участки звуковой дорожки в начале и конце композиции. Если мы увеличим рис. 3, то вполне отчетливо увидим, что начальный участок фонограммы имеет вот такой волнисто-мохнатый вид (рис. 6). Если после увеличения мы не нашли начальный участок - не пугайтесь, а подведите курсор мыши к ползунку вверху рисунка и сдвиньте этот ползунок влево, где и найдете начало фонограммы. Теперь мышью выделяйте начальный участок с шумом, соответствующий примерно 3 секундам звучания (время указано на панельке снизу), и в меню Transform-Noise Reduction-Noise Reduction при помощи кнопки Get Profile from Selection сделаем снимок столь ненавистного нам шума. Но предварительно выставим наиболее оптимальные (на мой взгляд, разумеется!) значения некоторых параметров, которые можно увидеть на рис. 7 вместе со снимком шума. Сомневающиеся могут оставить значения по умолчанию либо поэкспериментировать со своими настройками. Почему так? Просто одно ухо на одной аппаратуре слышит одно, а другое ухо на другом железе услышит совершенно другое. А чтобы услышать предварительный результат работы шумодава, нажмем на кнопку Preview, не забыв заранее выделить очищаемую фонограмму. Если результат устраивает, нажимаем кнопку ОК и начинаем процесс шумоподавления, длящийся намного меньше, нежели очистка сигнала от треска и щелчков. После окончания не будет лишним сохранить полученный результат под другим именем, чтобы иметь представление о всех ступенях очистки звука.
Следует сказать, что после полной очистки фонограммы от шумов уровень сигнала весьма ощутимо снижается, а, следовательно, придется нормализовать сигнал при помощи команды Transform-Amplitude-Normalize, что займет совсем немного времени.
Наконец настала пора провести заключительную фазу нашего трудового процесса, а именно - обрезку нашей фонограммы по краям, и сохранение ее, родимой, в файле. Сразу скажу, что обрезать ненужные начальный и конечный участок звукового файла можно и в «Cool Edit» при помощи выделения ненужного участка и команды Edit-Cut. Но я для этого процесса отдал предпочтение программе «Sound Forge». Просто мне там удобнее, не более того. Вряд ли стоит делать дополнительный рисунок для иллюстрации обрезки краев фонограммы. В «Sound Forge» действует та же команда Edit-Cut, но доступ к команде возможен и из меню правой кнопки мыши, чего нет в «Cool Edit». Более подробно о некоторых приемах работы в «Sound Forge» можно прочитать здесь: http://www.hot.ee/ucheba/43.htm.
Для тех, кто хочет перевести в цифровую форму записи с компакт-кассет, задача упрощается ровно на один этап - очистку фонограммы от шума и щелчков. После окончания записи музыки на хард, в FFT-фильтре выбираем настройку MCRESTORation, выравниваем АЧХ сигнала с кассетника, а дальше просто начинаем процесс шумоподавления и нормализации сигнала.
Ну-с, приведенный в божеский вид, очищенный и подстриженный кусок фонограммы сохраняем кому как нравится - wav-формат, на мой взгляд, более всего подходит для этой цели: с записанным файлом можно будет поступить, как Винни Пуху с горшочком меда - сделать все, что угодно, например, отконвертировать в МР3. Но это уже совсем другая история.
Все вышесказанное является не более чем субъективным мнением автора и результатом, полученным в процессе очистки и оцифровки порядка десяти виниловых дисков и несчитанного количества компакт-кассет.
2 (обратно к тексту) - Обладателям других звуковых карт (не SB Live!) могут заняться этим без коррекции АЧХ - все равно толк будет