Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Звезде квартирного масштаба

АрхивДостижения
автор : Серж Скаут   27.06.2002

Еще несколько лет назад создание домашней музыкальной студии было задачей нетривиальной, если не сказать - невыполнимой. Нет, существовало, конечно, несколько устройств и в средней ценовой нише, но они умудрялись сочетать в себе качество немногим выше тех же "Бластеров" с ценой немногим ниже профессиональных устройств, посему их приобретение было, ну совсем уж экзотическим решением.

«Только взял гитару в руки,
сразу видно - баянист…»

Еще несколько лет назад создание домашней музыкальной студии было задачей нетривиальной, если не сказать - невыполнимой. Музыканту-любителю приходилось либо мириться с непригодным ни для чего, кроме домашнего музицирования да микширования демо-записей, качеством звука относительно недорогих (до 200 долларов) звуковых карт типа Sound Blaster, либо раскошеливаться на суммы, зашкаливающие за несколько килобаксов, для приобретения действительно профессионального оборудования, которое дома как-то и использовать было неловко - настолько его класс превышал желаемые для домашней студии нормы. Нет, существовало, конечно, несколько устройств и в средней ценовой нише, но они умудрялись сочетать в себе качество немногим выше тех же «Бластеров» с ценой немногим ниже профессиональных устройств, посему их приобретение было, ну совсем уж экзотическим решением. Эти девайсы стыдливо именовались «полупрофессиональными», что лично у меня всегда вызывало здоровую иронию по аналогии с полуцветным телевизором, полумузыкальным центром или полупроводником Иваном Сусаниным. По большому счету, «середнячки» сии занимали то же место, что в автомобильной иерархии - «Волги»: пафоса уже много, но ездит еще плохо.


 Не швец, не жнец, зато на дуде - игрец!

Звуковые карты для музыкантов - устройства узкоспециализированные, в отличие от бытовых или «меломанских» карточек, построенных по принципу «все в одном». Каждая из них предназначена для максимально качественного выполнения одной-двух задач, посему нередка ситуация, когда для создания полноценной студии вам может понадобиться не одна железка, а несколько - например, одна или несколько плат для оцифровки звука, плата с интерфейсами, плата синтезатора или эффектов… Не ожидайте найти на большинстве из них поддержку звука 5.1 - для этого существуют специализированные устройства, и уж тем более не надейтесь обнаружить встроенные усилители или, упаси Господи, game-порт. На большинстве девайсов вы не обнаружите и внутренних аудиоинтерфейсов для подключения, к примеру, компакт-диска или голосового модема. Кроме того, далеко не все платы оцифровки имеют даже MIDI-порты - для этого тоже есть специальные интерфейсы… К чему такие сложности? Да только к тому, чтобы заставить все эти устройства работать максимально качественно, с минимальным уровнем шумов, минимальными задержками и максимальной синхронизацией.


Однако за последние пару лет ситуация кардинально изменилась, и, когда некоторое время назад я все же решил заняться созданием собственной компьютерной домашней студии, чему способствовали как появившиеся в наличии наличные, так и высвободившееся свободное время, то к своему вящему удивлению обнаружил: выбор теперь предстоит делать как минимум из трех концептуально разных вариантов построения оной и примерно из полусотни всевозможных железок, лежащих в ценовой нише от ста до тысячи долларов. Самое интересное, что при столь низкой цене практически все они позволяли добиться качества звука не хуже, если не лучше, многокилобаксовых студий пятилетней давности - по крайней мере, по заявленным параметрам. И тогда я начал прокапывать Сеть в поисках информации, в первую очередь - реальных отзывов обыкновенных людей об этих устройствах; общаться со знакомыми-звукачами и экспериментировать с оборудованием, чему чрезвычайно поспособствовали милейшие люди из компании «Мультимедиа Клуб», снабдившие меня кучей разнообразного железа, за что им огромное человеческое спасибо.

Немало подводных камней повстречал я на своем пути, и, полагаю, еще немало встречу, но все же по результатам сравнения избранных устройств рискну предложить вам свой взгляд на современные звуковые платы и устройства для музыкантов. Сразу должен оговориться: я в никоей мере не являюсь профессиональным музыкантом или звукооператором, но обладаю довольно неплохим слухом (по крайней мере, летучих мышей я слышу) и весьма развитым перфекционизмом, выражающемся в откровенном нежелании делать что бы то ни было посредственно, «для себя», что, к сожалению, довольно сильно распространено среди отечественных музыкантов 1, посему полагаю, что мой совещательный голос вполне сможет помочь вам с выбором.

Итак, в данной статье мы рассмотрим звуковые карты и устройства для построения бюджетной домашней студии (под бюджетной подразумевается не дороже тысячи долларов, что сопоставимо с ценой хорошего компьютера). Несомненно, звуковая карта - далеко не все, что вам понадобится, поэтому во врезках я кратко упомяну абсолютно необходимые дополнительные девайсы и примочки, без которых звуковая карта - все равно что «Феррари» без колес.

Каковы же упомянутые мною варианты построения подобной студии? Первый и самый недорогой - покупка внутренней звуковой PCI-платы 2 (или нескольких). Второй - приобретение внешних звуковых модулей, подключаемых к компьютеру посредством USB или PCMCIA. И, наконец, третий - создание студии на основе внешних цифровых, но не компьютерных устройств с подключением к компьютеру при помощи специальной PCI-платы со всевозможными цифровыми интерфейсами - оптический/коаксиальный SPDIF, ADAT и иже с ними. К сожалению, USB-устройства пока нельзя рекомендовать для создания домашних студий - они, несомненно, окажутся очень удобны для владельцев ноутбуков, но пропускная способность USB-шины все же недостаточна для профессиональной работы с многоканальным звуком, посему следует ждать появления аналогичных девайсов с интерфейсом USB 2.0. На последнем варианте мы также останавливаться не будем ввиду его дороговизны и явно завышенных для домашней студии возможностей, а вот достоинства и недостатки внутренних карт мы подробно разберем.

Внутренние звуковые карты

Это, пожалуй, наиболее распространенный сейчас тип. Плюсов у этого типа моделей несколько: во-первых, невысокая цена за счет отсутствия корпуса, блока питания, ручечек, регуляторов и иже с ними. Во-вторых, использование шины PCI позволяет добиться малого времени задержки и предоставить в распоряжение пользователя большее число каналов, нежели у устройств, подключаемых по USB, наконец, в-третьих, в один компьютер можно воткнуть несколько плат, одинаковых или разных, тем самым наращивая мощность домашней студии. К минусам следует отнести размещение ЦАП и АЦП на самой плате, а значит - внутри компьютерного корпуса, «заполненного» помехообразующим электромагнитным излучением, что потенциально должно давать более высокий шум. Правда, производители действительно хороших плат уже научились справляться с этой бедой, но все же обычно уровень шума у внутренних девайсов немного выше, чем у внешних.

На рынке присутствует около полусотни разнообразных моделей от «домашних» до узкоспециализированных, и, естественно, разобраться со всеми ними не было никакой возможности, поэтому мы отобрали для обзора три наиболее популярные платы.

EgoSys Waveterminal 2496 PCI

Эта профессиональная звуковая плата построена «вокруг» кодека AK4524VF и из всех участвовавших в обзоре обладает самым низким уровнем шумов - отношение «сигнал/шум» доходит до 110 Дб. В плате применены высококачественные конверторы 24 бит/96 кГц с 64-кратным оверсэмплингом 3.

На задней линейке карты в ряд размещены четыре полноформатных Jack-разьема - 2 аналоговых входа и 2 аналоговых выхода, которые могут работать как балансированные, так и как небалансированные (см. врезку «Входит и выходит»). Рядом с ними - два цифровых коаксиальных разъема S/PDIF. Поскольку цифровые и аналоговые каналы работают отдельно, то реально плата предоставляет возможность одновременной четырехканальной записи и воспроизведения - два канала по аналоговым и два - по цифровым входам-выходам. При этом карта грамотно использует режим Bus Mastering шины PCI, загружая процессор менее чем на 10 процентов (официально производитель заявляет 4 процента загрузки процессора, на самом деле эта величина колеблется в зависимости от нагрузки на карту. К сожалению, я работаю на двухпроцессорной системе, поэтому не могу привести точные цифры для однопроцессорных машин).

В отличие от многих других плат, на этой звуковой карте разведены внутренние разъемы для цифрового подключения CD-ROM и Sound Blaster Live (SB-Link). Кроме того, на плате присутствует внутренний разъем WordClock, позволяющий синхронизировать ее с другими устройствами.

В один компьютер может быть установлено до трех подобных плат, при этом количество каналов соответственно возрастает до 12 входных (6 аналоговых, 6 цифровых) и 12 выходных.

MIDI-портов на карте нет, однако дополнительно к ней продается дочерняя карта, занимающая еще один слот и предоставляющая в ваше распоряжение 4 MIDI-порта - 2 In и 2 Out. Дочерняя плата не требует отдельного PCI-слота и не отъедает лишнего прерывания, поскольку подключается шлейфом к основной, но одной заглушкой на задней стороне корпуса все же придется пожертвовать.

Как и все профессиональные карты, данная модель поставляется со специальными драйверами, представляющими карту в системе как несколько отдельных аудиоустройств (по числу каналов). Соответственно, вы можете одновременно использовать несколько разнообразных музыкальных программ, направив выход каждой на соответствующее виртуальное устройство. Для управления платой используется программа WaveTerminal Control Desk, обладающая очень наглядным интерфейсом и позволяющая легко «перекоммутировать» все входы-выходы платы.

Плюсы:

  • сбалансированные входы-выходы;
  • самый низкий уровень шума среди тестированных;
  • наличие внутренних разъемов.

Минусы:

  • отсутствие MIDI-портов - требуется докупать дочернюю плату;
  • цена выше, чем у аналогичных плат конкурентов.

Цена по Москве: от 240 долларов.
Сайт разработчика: www.egosys.net.

Echo Mia Recording System

Построенная на старшей модели кодека от того же производителя - AK4528 - эта карта обеспечивает меньший уровень шума при работе на 96 кГц, нежели предыдущая модель. На первый взгляд, карта вполне обычная - те же четыре джека балансированных/небалансированных аналоговых входов-выходов да два коаксиальных S/PDIF на задней планке. Но вот после установки карты в корпус и инсталляции соответствующих драйверов вы неожиданно получаете… восьмиканальную студию! Дело в том, что карта благодаря драйверам имеет восемь виртуальных выходов, которые могут использоваться как отдельно, так и объединяться в стереопары, а это означает, что вы можете повесить выход, скажем, Gigasampler, на одну или две стереопары, выход Cubase -еще на одну и так далее. Виртуальные стереопары сводятся с помощью консоли управления Mia на реальные выходы, как аналоговые, так и цифровые, поэтому реально использовать аналоговый выход для подключения мониторов, а цифровой - для записи на внешние устройства. При этом на разных виртуальных выходах прекрасно уживаются разные аудиоинтерфейсы - GSIF, ASIO и MME, разработанные производителями музыкального софта специально для многоканальных плат с целью снижения времени ожидания (задержки). Что важно, поскольку самая большая головная боль для музыканта - обнаружить при сведении, что записанные «вживую» дорожки не синхронизируются с синтезированными или же несколько программ, использующих разные аудиовыходы, не соглашаются работать вместе. Так вот, у Mia этой проблемы нет. Кстати, из всех рассмотренных плат Mia единственная, у которой производителем гарантирована поддержка Athlon’ов, правда, с некоторыми оговорками - не поддерживаются чипсеты AMD 750 серии.

В остальном же плата довольно традиционна. MIDI-интерфейса нет, нет и возможности его подключения, как у WaveTerminal, так что для работы с MIDI-устройствами придется докупать отдельную плату. Нет и никаких внутренних разъемов - в общем, полный минимализм. Динамический диапазон - 106 Дб. Плата, действительно, очень тихая, и на слух отличить разницу в уровне шума между нею и конкурентами практически невозможно. Эта плата - идеальный выбор для людей, любящих Gigasampler.

Плюсы:

  • сбалансированные входы-выходы;
  • восемь «виртуальных» выходов;
  • удобная программная коммутационная консоль;
  • низкий шум.

Минусы:

  • отсутствие MIDI-портов - требуется докупать дочернюю плату;

Цена по Москве: от 230 долларов.
Сайт разработчика: www.echoaudio.com.

M-Audio Audiophile 2496

А вот и наш сегодняшний призер. Эта плата, будучи самой дешевой среди испытуемых, содержит всё необходимое для домашнего музыканта, обеспечивает прекрасное качество звучания, низкий уровень шумов и великолепные возможности. Собранная на том же аудиокодеке, что и WaveTerminal, имеет аналогичную конфигурацию входов-выходов - по 2 аналоговых и цифровых - и так же рассматривается системой, как четырехканальная. Но, в отличие от WaveTerminal и Mia, плата обладает несбалансированными аналоговыми входами-выходами на разъемах RCA (тюльпан), что несколько неудобно - приходится обзаводиться дополнительными кабелями. Кроме того, видимо, из-за несбалансированности входов уровень шумов все же немного выше, чем у WaveTerminal, но практически такой же, как у Mia.

Но есть у этой карты одно немаловажное преимущество перед конкурентами - MIDI-порты! Рядом с разъемами аудиовходов расположен стандартный 9-штырьковый D-Sub- разьем, к которому подключается «связка» кабелей - S/PDIF In/Out и MIDI In/Out. Правда, внутренних разъемов у карты, к сожалению, нет, а так бы вообще цены ей не было.

При тестировании на реальных приложениях карта показала себя настолько хорошо, что и говорить особо не о чем - все работает, минимальное время задержки (latency) - 2 миллисекунды, шум низкий, входы-выходы коммутируются на «ура»… В принципе, ничего другого ждать от M-Audio - ранее MIDIMan - и не приходилось, но все равно приятно.

Почему именно эта плата стала «выбором редакции»? Ответ прост: в ней есть все необходимое для домашней студии без каких-либо излишеств при самой низкой цене. То же самое с чуть более высоким качеством звучания вы получите, купив Waveterminal с дочерней MIDI-платой долларов на сто пятьдесят дороже - но оно вам надо? Конечно, если вы все же решили выделить в своей квартире отдельную комнату под студию, звукоизолировать ее, профессионально заняться музыкой и потом заработать этим кучу денег, имеет смысл обратить внимание на старшие модели, но для начинающих музыкантов это - лучший выбор. Долой SoundBlaster! Audiophile - вот правильная карта для музыкодела.

Плюсы:

  • наличие MIDI-портов;
  • низкий шум;
  • профессиональное качество звука;
  • низкая цена.

Минусы:

  • несбалансированные входы-выходы.

Цена по Москве: от 180 долларов.
Сайт разработчика: www.midiman.ru.

Врезка 1: Чипсетные страдания
Врезка 2: Звуковвод
Врезка 3: Входит и выходит
Врезка 4: Слушайте и не говорите, что не слышали


1 (обратно к тексту) - Вообще, эта российская склонность генерировать хорошие идеи и посредственно их реализовывать во многом определяет сложившийся в России музыкальный рынок. Слушаешь какую-нибудь композицию и понимаешь, что и с задором у людей все неплохо, и настрой хороший, и музыканты вполне себе техничные, но вот только ленятся или - еще хуже - слышат только себя, а не общее звучание. Потому как мы слишком гордая и талантливая нация для того, чтобы обращать внимание на какие-то там никому не нужные мелочи, к тому же портвейн/пиво/сок/[вписать нужное] уже застоялись... Да и пипл, по меткому выражению господина Титомира, хавает. Хавать-то и впрямь уже вполне можно, но, увы, пока в массе своей невкусно.
И посему, как мне кажется, имеет смысл заказать Зурабу Церетели здоровенную скульптуру Земфиры в указующей правильное направление позе, ибо - отвлекаясь от бесед о художественной ценности текстов - новый ее альбом отличает столь нехарактерная для отечественного производителя качественная музыка, на слух практически неотличимая от зарубежных эталонов жанра.
2 (обратно к тексту) - Об ISA, я надеюсь, уже никто вспоминать не будет.
3 (обратно к тексту) - В этом обзоре мы рассматриваем исключительно карты, позволяющие оцифровывать звук с разрядностью 24 бита на частотах сэмплирования до 96 кГц, поскольку восемнадцати- и двадцатибитные аналоги стоят немногим дешевле, а экономить тридцать-сорок долларов на качестве звука абсолютно бессмысленно.

Чипсетные страдания

Как это ни странно звучит, но профессиональные звуковые карты весьма привередливы к остальному железу машины, и в первую очередь - к типу чипсета и процессора. Вызвано это, насколько я понимаю, тем, что звуковая карта должна работать в режиме реального времени, и производители этих устройств разрабатывают и тестируют карты и драйвера, опираясь на наиболее распространенные чипсеты и процессоры. Так, все карты гарантированно работают на связке «чипсет Intel/процессор Intel». При разных вариациях - например, процессор Intel, а чипсет другого производителя, или процессор AMD и разнообразные чипсеты для них - устройство может как заработать, так и засбоить. Обычно производители предупреждают об этом на своих сайтах и в приложенных к картам инструкциях, но в любом случае, перед тем, как приобрести понравившуюся карточку, необходимо справиться в форумах на разнообразных музыкальных сайтах (например, www.proaudio.ru) или непосредственно у продавца, будет ли данная конкретная модель работать на вашем конкретном наборе чипсет/процессор, а еще лучше - договориться о возможности возврата устройства, если оно не подойдет к вашему компьютеру. Будьте предельно внимательны в формулировках - по закону права на такой «манибэк» вы не имеете, и вернуть карточку по гарантии тоже нельзя - реально-то она исправна, а чипсет… вас предупреждали. Так что договоренность такого уровня лежит целиком на усмотрении продавца.

Звуковвод

Как вы уже, видимо, заметили, ни одна из упомянутых в нашем обзоре внутренних звуковых карт не снабжена микрофонными или инструментальными предусилителями - только линейные входы, и это не случайно: уровень наводок внутри компьютера настолько высок, что заводить непосредственно на карточку слабый микрофонный или гитарный сигнал абсолютно бессмысленно: он попросту утонет в шумах. А это означает, что для полноценной работы (если только вы не пишете исключительно электронные инструментальные композиции) вам понадобится внешний предусилитель. Несомненно, для этих целей можно воспользоваться любым микшерным пультом - если он у вас есть. Если же нет, то имеет смысл рассмотреть более дешевые варианты. Великолепным устройством для домашней студии является двухканальный микрофонно/инструментальный предусилитель AudioBuddy от M-Audio (Midiman). Эта крохотная коробочка ценою менее ста долларов позволяет подключать микрофон, гитару или бас и обеспечивает высокую степень усиления при крайне низком шуме. К каждому из двух каналов можно подключить либо микрофон через низкоомный (1 кОм) симметричный вход XLR, либо инструмент через высокоомный (100 кОм) несимметричный «джек». AudioBuddy может подавать на микрофоны фантомное питание. Микрофонное усиление составляет 60 дБ, инструментальное - 40 дБ. Выходы симметричные, что, как мы уже знаем, плюс - проблем с согласованием выхода с входом внутренних карточек не будет. В общем, девайс совершенно необходим для всех владельцев звуковых карт типа Mia, Audiophile или Waveterminal.

Входит и выходит

Очень важную роль в создании качественного звука играют такие, казалось бы, незамысловатые вещи, как провода и разъемы. И для понимания того, как осуществлять правильную коммутацию устройств, следует уделить внимание используемым для этого приемам передачи сигнала. Вы наверняка встречали в описаниях разнообразных звуковых плат фразы типа «два симметричных (несимметричных) входа (выхода) типа Jack(XLR, RCA)». Что же обозначают эти определения и аббревиатуры?

Несимметричная (небаланcированная) передача аналогового сигнала осуществляется с помощью одножильного аудиокабеля с экранирующей оплеткой. При этом собственно плюсовой («горячий») сигнал идет по центральной жиле, а оплетка играет роль «нулевого» проводника и обычно замыкается на корпус устройства. При такой схеме передачи возникают довольно сильные помехи, зависящие как от качества кабеля, так и от общей электромагнитной обстановки в помещении, поскольку кабель выступает в роли антенны, воспринимающей разнообразные наводки. При симметричной (балансированной) передаче сигнал передается с помощью как минимум двужильного кабеля с экраном. При этом через одну жилу передается собственно «горячий» (или плюсовой) сигнал, а через другую - тот же сигнал, но в противофазе («холодный» или минусовой). В обеих жилах, естественно, возникают одинаковые наводки. На входе приемника происходит вычитание одного сигнала из другого, при этом помехи взаимоуничтожаются.

Для передачи небалансированного сигнала используются разъемы типа RCA («тюльпан») или «джек», для балансированного - тот же «джек» или XLR. Наиболее надежным и «правильным» является разъем типа XLR, называемый на слэнге еще и «каноном» (Cannon). Этот разъем обычно снабжен тремя штырями для передачи «горячего», «холодного» и нулевого сигнала, а также гильзой, замыкающейся на корпус и зачастую соединяемой с нулевым проводом. Его плюсы - в уникальной надежности (соединение фиксируется замком и никогда не прервется само по себе) и правильной очередности коммутации - сначала соединяются «нулевые» контакты, а лишь затем - сигнальные.

А вот прелесть разъемов «джек» заключена в том, что в зависимости от типа штекера (моно или стерео, который правильнее называть TRS-jack) происходит «автоматическое» определение симметричности или несимметричности. Как это получается? Очень просто. При распайке кабеля на джеках «горячий» сигнал поступает на кончик разъема (Tip), а гильза разъема (Sleeve) соединяется с нулевым или общим проводником (экраном). Если используется «стереоджек» с дополнительным кольцом, то на него выводится «холодный» сигнал. Соответственно, если в симметричное гнездо втыкается несимметричный (моно) «джек», то «холодный» сигнал замыкается на общий проводник - происходит несимметричная коммутация. Похожая ситуация складывается и при использовании симметричного кабеля с несимметричным гнездом - здесь вторая сигнальная жила просто не используется. А при подключении симметричного (стерео) «джека» к симметричному гнезду и коммутация будет симметрична.

Единственно, что следует учесть во избежание путаницы - речь идет исключительно о монофоническом сигнале. При передаче стереосигнала с помощью «стереоджека» коммутация несимметрична- по двум жилам идут два разных сигнала правого и левого канала при общей нулевой оплетке. Кстати, учитывайте это и при знакомстве с параметрами разнообразных аудиоустройств: так, «два входа/восемь выходов» означает, что устройство имеет два входных монофонических канала и восемь монофонических выходов, которые при необходимости могут быть объединены в стереопары.

Слушайте и не говорите, что не слышали

Ну, предположим, что звуковую карту, предусилитель и все необходимые кабели вы уже выбрали. А на чем вы, собственно, собираетесь прослушивать свою нетленку? На пластмассовых компьютерных колоночках? В наушниках от плейера? Нет, так дело не пойдет. Подготовьте себя морально - сейчас вас ждет еще одна трата денег, и трата немалая…

Оценить качество записываемого вами материала можно исключительно с помощью студийных наушников или мониторов. К сожалению, даже самая хорошая компьютерная или обычная акустика для этого не подойдет по одной простой причине: колонки, предназначенные для прослушивания музыки, создаются с таким расчетом, чтобы слушатель получил максимум удовольствия, а вот мониторы используются для того, чтобы передать звук максимально честно, со всеми его недостатками. Конечно, если вы делаете записи исключительно для себя, то мониторы вам ни к чему - вы можете «заточить» звук так, чтобы на вашей звуковой системе он звучал максимально привлекательно, но тогда не стоит и ожидать, что вы услышите хоть что-то похожее, придя с записанным материалом в гости к другу или, к примеру, на радио. В общем, при профессиональной работе без мониторов, увы, не обойтись. Почему «увы»? Да уж больно дорого они стоят… Пара мониторов даже начального уровня обойдется долларов в четыреста (!), а самое обидное, что ни для чего другого вы их использовать не сможете, потому как наслаждаться прослушиванием аудиозаписей через мониторы - удовольствие более чем сомнительное. Несомненно, на начальном этапе можно ограничиться хорошими студийными наушниками, но запомните: полной звуковой картины наушники все равно не дадут.

Из мониторов можно порекомендовать более-менее недорогие Studiophile SP-5B, отличающиеся поворачивающимися «пищалками», что позволяет оптимально настроить звуковое поле, от все той же M-Audio, хорошие же наушники производят фирмы Sennheiser (признанный лидер), AKG, Technics и ряд других. Меня, например, очень устраивают студийные AKG.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.