Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кнут и пряник

Архив
автор : Евгений Золотов   25.06.2002

Крупнейшие звукоиздательские компании наконец-то поняли, что только кнутом проблему пиратства музыкальной продукции не решить: Universal Music Group и Sony Music планируют продавать музыку в цифровой форме без существенных ограничений на копирование.

Крупнейшие звукоиздательские компании наконец-то поняли, что только кнутом проблему пиратства музыкальной продукции не решить: Universal Music Group и Sony Music планируют продавать музыку в цифровой форме без существенных ограничений на копирование. Таким образом, каждый покупатель цифровой музыки сможет скопировать ее в mp3-проигрыватель, переписать на CD-R или перекинуть на другой компьютер. Похоже, до гигантов звукозаписи дошла очевидная истина: чтобы эффективно бороться с пиратами, нужно не только и не столько требовать от клиентов соблюдения буквы закона, но и предоставлять аналогичный по качеству сервис.

Крайняя левизна

Популярность формата MP3 породила настоящий бум музыкального пиратства. Так, по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) за 2001 год, в 25 странах мира объемы проданных пиратских аудиокопий превысили продажи легальные, а общее число реализованных в мире кассет и лазерных дисков с пиратскими записями перевалило за 1,9 млрд. экземпляров. В пересчете на деньги это 4,3 млрд. долларов. В том же отчете утверждается, что среднемировые продажи лицензионных компактов снизились на 5%.

Впрочем, гораздо интереснее сравнить показатели за два соседних года, это позволяет выявить немало любопытных тенденций. В частности, в 2001 году лазерных дисков с пиратскими копиями аудиозаписей продано на 50% больше, чем в 2000-м, однако в денежном отношении прирост составил едва ли 2% (100 млн. долларов). По мнению аналитиков, причиной тому существенное падение цен на один из главных инструментов, используемых пиратами для дистрибуции музыки, - диски CD-R. В российских условиях доля этого носителя в общей массе подпольных компактов почти незаметна, но в развитых странах печатать CD с ворованным контентом на тех же заводах, где издаются легальные диски, много трудней - а потому на кустарные заводики, оснащенные лишь оборудованием для записи CD-R, приходится до половины объема производства местной пиратской индустрии. С этим фактом перекликается одна занятная история: недавно по решению суда в Испании признана легальной эксплуатация автоматов для копирования компакт-дисков (такие производятся компанией Copyplay) - так что теперь изготовить копию понравившегося альбома смогут даже те жители страны и многочисленные туристы, кто с компьютерами не знаком.

Но не только компактами живо аудиопиратство: Сеть, с ее обретшими сумасшедшую популярность файлообменными системами, играет роль не менее важную. По оценкам IFPI, сегодня в любой момент времени к файлообменным сетям планеты подключены до 3 млн. пользователей, а в обменных фондах находится свыше полумиллиарда записей. Общее же число зарегистрированных клиентов таких систем превышает сотню миллионов.

В поисках компромисса

Учитывая беспрецедентные масштабы явления - по словам аналитиков, ни в одной другой отрасли нелегальное производство не достигло таких размеров, - можно только удивляться, что музыкальное пиратство (вместе с программным, кстати) многие называют криминалом без жертв. То, что деятельность аудиопиратов обходится без кровопролития и слез, отнюдь не делает его безобидным для общества. От пиратов страдают все, чьи доходы так или иначе зависят от благополучия музыкального рынка: для композиторов, издателей и прочих аудиопиратство означает недополученную прибыль, а значит - замедление темпов роста бизнеса и его меньшую привлекательность в глазах инвесторов.

Музыкальная индустрия оказалась на удивление живучей. Ее крах, вследствие распространения MP3, на полном серьезе предсказывался аналитиками еще в начале 1999 года - заметьте, в то счастливое время еще не родились файлообменные сети (Napster появится несколькими месяцами позже) и свободная дистрибуция аудиоконтента была налажена через FTP, каналы IRC и системы обмена мгновенными сообщениями ICQ. Однако при всей своей живучести индустрия так и не смогла выработать надежные методы борьбы с пиратами - что отчасти еще больше стимулировало пиратский бум.

Впрочем, средств противодействия пиратам предлагалось множество, но ни одно из них не стало идеальной вакциной, способной вылечить общество от этой новой цифровой болезни. Ситуация осложняется тем, что обмен цифровой музыкой между компьютерными пользователями отнюдь не синоним воровства. Ни пресловутый MP3, ни файлообменные сети сами по себе не являются пиратскими инструментами - пираты лишь приспособили эти чрезвычайно удобные средства для своих нужд. Так что сегодня каждый из участников музыкального рынка придерживается собственной тактики. Крупные структуры вроде IFPI и печально известной Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) тяготеют к силовым решениям. Отдельные звукоиздатели и музыканты предпочитают более мягкие способы, пытаясь снизить привлекательность пиратского контента в глазах покупателя. Каждый из способов заслуживает детального разбора и может стать темой отдельной статьи, поэтому мы лишь вкратце пробежимся по их сути, достоинствам и недостаткам.

Вышеупомянутая IFPI, в которую входят сотни компаний со всего мира, стремится действовать на самом высоком уровне, лоббируя поправки к законам и новые законопроекты, ужесточающие наказание за нарушение авторских прав и прав владельца (это разные вещи: есть автор и есть издатель, распространяющий плоды его труда). Хотя обычно обе эти категории называют одним словом: копирайт. Такой подход имеет свои плюсы - ведь постановка аудиопиратства вне закона, его приравнивание к краже физического имущества, с определением наказаний в виде лишения свободы 1, снижает привлекательность пиратского бизнеса в глазах относительно законопослушных граждан, ищущих способ заработать. Вместе с тем подобные меры способны лишь скорректировать последствия, а не устранить причины явления. Спрос-то на контрафактную продукцию никуда не делся…

Тем же недостатком страдает и тактика, которой придерживается RIAA, прославившаяся своими многочисленными акциями против пиринговых файлообменных систем: начав с Napster, сегодня Ассоциация успешно продолжает борьбу с его последователями (последним стал судебный иск к владельцам системы Audiogalaxy, поданный в мае). Здесь, как и в случае с IFPI, причина пиратства остается вне поля зрения борцов за справедливость.

Кнут и пряник

К счастью, список антипиратских мер не ограничивается лишь прямым противодействием. В арсенале борцов с аудиопиратами числятся еще как минимум два инструмента, обещающих проявить себя с лучшей стороны. Это отказ от ограничения права покупателя на использование музыкального контента в личных целях и введение принудительного лицензирования.

Как известно, музыкальная индустрия не прочь сама подзаработать на симпатиях современного слушателя к чисто цифровой форме хранения музыки (вспомните MPEG): поскольку в стоимость копии не нужно включать стоимость носителя, а доставка копии через Интернет обходится в копейки, то конечная цена цифрового альбома заметно ниже записанного на компакт-диск. Однако переводя музыку из своих гигантских фонотек в цифру, заправилы музыкального рынка до недавних пор весьма ревностно относились к ее копированию. Два созданных гигантами мировой музыкальной промышленности крупнейших коммерческих сервиса по дистрибуции музыкального контента, PressPlay и MusicNet (в их архиве больше двух третей всей музыки, доступной на планете), предоставляют посетителям лишь возможность приобрести на определенное время копию аудиозаписи, сдублировать же ее (к примеру, для переноса на цифровой аудиоплейер) пользователь не в состоянии - ему помешает защищенный формат, в котором поставляется музыка. Но ситуация меняется: уже этим летом Universal Music Group и Sony Music начнут продавать в Сети цифровые копии композиций из своих фонотек с сильно ослабленными либо вовсе отсутствующими ограничениями на их использование. Купив такую композицию (или целый альбом - что обычно выгоднее), слушатель сможет записать ее на CD-R (получив обычный аудиодиск с ухудшенным качеством звука) либо перенести на другой компьютер или устройство. Безусловно, ту же самую музыку можно бесплатно раздобыть в открытых файлообменных сетях (к примеру, в Audiogalaxy, структура которой позволяет отыскать практически любую композицию, когда-либо бывшую в обменном фонде системы), но тут уж все карты в руки звукоиздателям и музыкантам, которые должны заинтересовать покупателя именно легальной копией (к примеру, предоставляя какие-то сопутствующие услуги).

Принудительное лицензирование, предложенное в мае и теперь активно лоббируемое в США компаниями Verizon и Sharman Networks, представляет собой идею не менее смелую. Суть ее в том, что для конечного пользователя музыкальный контент, распространяемый через файлообменные сети или любым другим способом, остается бесплатным, но издатели и музыканты все же получают прибыль. Образуется она из небольших отчислений, которые делают владельцы файлообменных систем, сборщики компьютеров, производители пишущих лазерных приводов и все остальные, кто так или иначе заинтересован в продажах компьютерной техники, - а продажи, в свою очередь, будут расти, поскольку пользователи смогут легально и без опаски работать с файлообменными сетями (это одно из самых популярных компьютерных приложений последних лет), удовлетворяя свои потребности в музыке.

Конечно, борьба с пиратами этим не ограничится: на очереди новые, оригинальные задумки, такие как введение системы обязательных цифровых меток, по которым можно идентифицировать истинного производителя компакт-диска; выпуск в файлообменные сети файлов-обманок, лишь похожих на музыкальные, а на деле представляющих собой пустышки; отказ Интернет-провайдеров от предоставления доступа к Сети на безлимитной основе (так что активным пользователям файлообменных сетей досуг влетит в копеечку) и многое другое. Битва только начинается, и всем нам предстоит стать свидетелями, а кому-то - и ее непосредственными участниками.


1 (обратно к тексту) - Кстати, недавним решением Госдумы РФ незаконное использование фонограмм теперь может наказываться лишением свободы на срок до двух лет.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.