Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Две буквы

Архив
автор : Сергей Токарев (eSTet)   24.06.2002

Что такое Microsoft Office, известно всем. За некоторую общность методов работы и решаемых задач подобные наборы программ называются интегрированными пакетами. Пакет, о котором пойдет речь, кое-кто уже окрестил "Office для Web".

Что такое Microsoft Office, известно всем. За некоторую общность методов работы и решаемых задач подобные наборы программ называются интегрированными пакетами. Пакет, о котором пойдет речь, кое-кто уже окрестил «Office для Web». В него вошли новые и не очень версии известных программ: Flash, Dreamweaver, Fireworks, Freehand, ColdFusion. Но если раньше они были сами по себе, то сегодня стали единым целым под названием Macromedia Studio MX. Вопреки ожиданиям, буквы «MX» в названии новой линейки программ от Macromedia ничего не значат. Компания Macromedia объясняет, что они не являются аббревиатурой и вообще не имеют какого-либо литературного перевода. Это просто обозначение нового и очень прогрессивного продукта, который… и так далее, и тому подобное. Тоже вариант. Но он провоцирует на свой собственный перевод или ассоциацию. У меня лично MX ассоциируется с крылатыми ракетами, у кого-то с Mail Exchange, у другого - с MMX. Не объявить ли конкурс?

«Офис для Web»

Ранее в аналогичный пакет входило только две программы - Dreamweaver и Fireworks. Очевидно, Macromedia рассудила, что вместе пробиваться гораздо легче и что оптовая торговля более доходна, чем розничная. Но шутки шутками, а реальная причина заключается в наступлении определенного исторического момента. С одной стороны, это тотальное распространение технологии Flash. Изначально она создавалась как средство для внедрения векторной графики и анимации в веб-страницы. А сегодня ее позиционируют как тотальную и неизбежную замену обычному HTML. Классический случай помещения пальца в ротовое отверстие с последующим откусыванием верхней конечности.

По статистике Macromedia, проигрыватель Flash имеется у 436 миллионов или 98,3% пользователей. Сторонние наблюдатели называют чуть более скромные цифры - где-то в районе 90%. Но как ни крути, и они впечатляют. В то же время Flash и HTML сравнивать невозможно - по той причине, что это совершенно несопоставимые продукты. На сайте Macromedia Flash тоже используются как вспомогательное средство - для навигации и прокрутки собственных рекламных роликов. Большая часть информации сверстана в традиционном стиле с помощью старого доброго языка HTML. Хотя на странице, посвященной ColdFusion MX, можно наблюдать обычный текстовый дизайн в виде Flash-ролика. Зачем, непонятно. Чтобы лишний раз обломать посетителей, которые любят сохранять страницы на жесткий диск?

С другой стороны, наступает мультимедийный Интернет. Растущие скорости соединения и запросы рекламщиков сводят чистый текст к минимуму. Все больше появляется контента не простого, а «богатого», или, по-аглицки, Rich Content. И одну из первых ролей здесь играет тот же Flash. Видя это, просто нельзя не выбросить на рынок универсальное средство, позволяющее разом удовлетворить все потребности веб-дизайна, а заодно и привязать к себе потребителей. И таким средством является как раз пакет MX. Его принцип - создание любых Интернет-приложений в одном флаконе. Для этого в пакете есть инструменты разработки обычного HTML, а также поддержка современных серверных технологий - ASP, ASP.NET, JSP, PHP и CFML. Можно разрабатывать «богатый контент» на Flash, можно писать скрипты для сервера, а можно по старинке - строить HTML.

Огромный плюс Office в том, что он позволяет решать не одну проблему, к примеру набор текста, а комплекс связанных между собой задач. Так же дело обстоит и с Macromedia Studio MX. Для дизайна веб-страниц предназначен Dreamweaver MX. Для подготовки графики - Fireworks MX. Если надо сделать мультимедийный ролик или анимационный баннер - пожалуйста, Flash MX. Нужно написать скрипт, работающий с базой данных - вот тебе ColdFusion MX. В качестве довеска в пакет входит векторный редактор Freehand, будущее которого покрыто мраком. В отличие от других, он не обновлялся и в состав «Студии» вошел в десятой версии, появившейся еще год назад. Примечательно, что в различных материалах компания Macromedia забывает указать номер версии и говорит просто о Freehand. «Студия» ориентирована на Web, а Freehand издавна был силен как раз в другой области - полиграфическом дизайне. Кроме того, векторные инструменты достаточно развиты как во Flash, так и в Fireworks. Так что вряд ли кому-то понадобится использовать Freehand, разве только для перегона старых макетов из полиграфии в Web?

Все обновленные версии программ, поменявшие номер на сочетание «MX», получили интерфейс в едином стиле. В программах появилась панель свойств, отражающая параметры выделенного объекта. А сами панели действительно стали оригинальными - теперь вряд ли кто-нибудь сможет подать в суд на Macromedia за кражу идеи, как это сделала Adobe. Раньше это были отдельные плавающие палитры, теперь же панели связаны в единое рабочее пространство. И им всегда хватает места на экране, поскольку неиспользуемые панели автоматически сворачиваются в тоненькие полоски с именами - проявление заботы о владельцах пятнадцатидюймовых мониторов (рис. 1). Если же у вас экран пошире и нет необходимости держать на виду десять-двадцать панелей, лучше перевести их в обычный плавающий режим.

Flash MX

Можно ругаться по поводу постоянного обновления стандартов. Но у Flash MX (рис. 2) есть один замечательный плюс, который оценят пользователи, - это улучшенная компрессия роликов. Я экспортировал из одинаковых исходников ролики в пятом и шестом (новом) форматах SWF. И всегда шестой формат показывал несравненно лучший результат. Ролик, весивший в пятом формате 39 Кбайт, в шестом похудел до 15. А другой ролик сбросил вес со 115 Кбайт аж до 36. Особенно хорошо сжимаются файлы с большим объемом кода ActionScript. Это значит, что ролики в несколько сот килобайт будут весить по сотне, а то и меньше, так что повод для обновления Flash-плагина в браузере есть. В общем, хочешь похудеть - спроси у Macromedia как.

Любителям слоев посвящается новшество - иерархические слои, а точнее, система папок, в которые слои можно укладывать. В ролики Flash можно импортировать видеофайлы и настраивать их сжатие и временные параметры (рис. 3). Кроме того, появились библиотеки элементов, которые используются на этапе воспроизведения ролика - то есть несколько роликов могут использовать общие элементы из одного файла.

Те, кто сам творит ролики, обнаружат во Flash MX россыпь приятных мелочей. Один мой знакомый «флэшер» не нарадуется на то, что появились стандартные элементы интерфейса (рис. 4). Теперь их не надо рисовать, можно просто брать и использовать стандартные объекты - кнопки, полосы прокрутки, списки и т. п. Этакая Windows в миниатюре. Прощайте, нестандартные интерфейсы?

Главная же «фишка» в том, что стандартными элементами может быть все, что угодно. По сути, это объекты - кубики, из которых можно складывать законченное приложение. Такой подход сильно смахивает на визуальное программирование. Пока что создатели Flash предлагают его как средство для разработки веб-приложений. Хотя они явно не прочь, чтобы Flash использовался и для написания обычных приложений. На нем можно писать дополнительные модули к программам из пакета MX, в частности к Fireworks 1. Таким образом, Flash выступает в роли внутреннего языка программирования. Что ж, «каждому Office - свой Visual Basic».

Fireworks MX

Это графический редактор, который используется для подготовки обычных изображений для Web (рис. 5). В принципе, в нем можно разрабатывать и веб-страницы, но это занятие уже на любителя. Преимущество Fireworks перед остальными программами этого класса заключается в создании интерактивных изображений - кнопок, меню и ролловеров - без единой строчки кода, набранного вручную.

С выходом MX-версии программа приобрела черты взрослого универсального редактора. Раньше для работы с векторной и растровой графикой использовались разные режимы. При этом одни инструменты работали только в определенном режиме, а действие других изменялось в зависимости от режима текущего. Таких переключений больше нет - вся работа выполняется в одном стиле, просто «рисовальные» инструменты разделились на векторные и растровые (рис. 6). Это удобно и соответствует классическому подходу в графических редакторах.

В новой версии появились дополнительные растровые инструменты: Blur (размытие), Sharpen (резкость), Dodge (уменьшение насыщенности), Burn (увеличение насыщенности), Smudge (размазывание). Похожие, если не идентичные, инструменты уже давно есть в растровых редакторах (Photoshop). Но Fireworks приобрел их только сейчас. Похоже, именно этих штучек не хватало кому-то для полного счастья.

В предыдущей версии текст набирался или редактировался в специальном окне мини-редактора. А сегодня Fireworks сделал тот же шаг, который сделал в свое время Photoshop 6, - перешел к набору и редактированию текста прямо в окне документа. Это, бесспорно, более удобный метод, если только вы не собираетесь верстать абзацы в несколько тысяч знаков.

Панель свойств разжевала и проглотила несколько панелей, отвечавших в предыдущей версии за настройки объектов. Теперь и специфические параметры, и заливка с обводкой, и даже живые эффекты - всё объединено (рис. 7).

Программы, входящие в состав Macromedia Studio MX, так ладно подогнаны друг к другу, что трудно отказаться от их совместного использования. Тут и единый стиль интерфейса, и вызов функций одной программы из другой. К тому же, Macromedia предлагает пользователям этот пакет за 799 долларов - на 500 долларов дешевле суммарной стоимости входящих в него программ. Для большинства наших соотечественников это не имеет особого значения, но зато немаловажно для множества дизайнеров в остальном мире - а они-то и делают погоду на рынке.


1 (обратно к тексту) - Точнее, на смеси Flash и внутреннего для Fireworks диалекта JavaScript.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.