Стратегия реального времени
АрхивКомментарий дняИгровые приставки совсем скоро обретут сетевую функциональность - принеся в онлайн новые угрозы.
Рост пользовательской аудитории Сети давно идёт без особых рывков и потрясений - и сегодня (и в ближайшем будущем), после кризиса, когда суммы, выделяемые бизнесами и индивидуальными пользователями на компьютерную технику, более чем умеренны, предпосылок для резкого всплеска численности сетян вроде бы нет никаких. Однако, на самом деле в очереди в Сеть томятся около 40 млн. человек, ожидающих лишь момента, когда имеющееся у них оборудование будет дополнено сетевой функциональностью. Речь не о владельцах компьютеров, а о тех, на чьих столах стоят тупые, нацеленные лишь на использование для развлечения, узкоспециализированные машины - современные игровые приставки.
Три компании, заправляющие рынком игровых консолей - Sony, Nintendo и Microsoft - сегодня заканчивают последние приготовления перед выводом на рынок продуктов, которые позволят владельцам приставок принять участие в работе компьютерных сетей. Sony, фаворит рынка, планирует выпустить в продажу кабельный или обычный модем для PlayStation 2 к августу. Nintendo не называет покупателям GameCube точной даты, но тоже намеревается открыть сетевой сезон в нынешнем году. Наконец, Microsoft уже оснастила свою Xbox Ethernet-адаптером и осенью выпустит лишь программное обеспечение, которое поможет пользователям использовать потенциал приставки полностью. Конечно, единого порыва в Сеть у "игрушечных пользователей" не произойдёт: согласно прогнозам, из 30 миллионов владельцев PS2, 4.5 млн. GameCube и примерно 4 млн. Xbox, лишь около десятой части сразу воспользуются предоставившейся им возможностью. Но даже такое развитие событий, по оценкам специалистов, способно привести к последствиям плачевным. Что может произойти?
Для того, чтобы понять это, нужно вспомнить о факте вроде бы как и очевидном, а потому постоянно замалчиваемом. Современные игровые приставки - суть, те же компьютеры, лишь с большей специализацией и меньшими возможностями по контролю со стороны пользователя. Первое, к счастью, ничем нам не угрожает, но вот второе обстоятельство может отрицательным образом сказаться на безопасности игровых консолей. Индустрия электронных развлечений помнит хороший пример такого рода: когда в 2000-м году Sony выпустила сетевой адаптер для своей Dreamcast, в программном обеспечении приставки особо любопытными пользователями были быстро раскопаны множество "дыр". Вряд ли с тех пор положение дел с защищённостью их кода хоть как-то улучшилось. Особенно страшно это для Xbox, с точки зрения программного обеспечения представляющей из себя почти полную копию обычной персоналки.
Впрочем, последствия тоже могут быть разными. И удалённое "завешивание" приставок, кража с них информации и программ, наконец, уничтожение пользовательских данных - это ещё не самое плохое, поскольку страдает лишь сам владелец консоли. Много хуже, если приставки будут использоваться как вспомогательные узлы для организации сетевых атак на другие компьютерные системы - а многомиллионная армия приставок с однотипным программным обеспечением и нулевыми средствами противодействия со стороны пользователей представляет из себя идеальный вариант для организации распределённых DoS-атак.
Пользователь приставки действительно не в состоянии самостоятельно противопоставить что-либо нападающему на него в Сети. Но даже если появятся какие-то средства защиты - использование их игроманами вряд ли будет эффективным. Единственный выход - которого, кстати, на настоящий момент придерживаются и сами производители приставок - в организации закрытых сетей. Sony и Nintendo просят разработчиков игр строить собственные субсети (поверх Интернет), индивидуальные для каждой игры. Microsoft планирует для пользователей Xbox единую закрытую сеть Xbox Live, наделённую средствами защиты от вторжения извне. Конечно, места контакта этих сетей с Интернет остаются подверженными хакерскому нападению, но шансы на то, что игровые консоли будут использованы в качестве оружия массового поражения, всё же уменьшаются.
Обсудите материал в форуме