Комплекс неполноценности (Итоги недели с 17.06 по 23.06.2002 от Евгения Золотова)
АрхивИтоги неделиПоследнее слово Microsoft. - Rambus зла не помнит. - Давным-давно, в далекой-далекой галактике… - Тишина в эфире. - Дело о неполноценном компакте. - Мобильный универсал. - Java снова в игре. - За заслуги перед Веб…
Судьба компании Microsoft в растянувшемся на многие годы антимонопольном процессе может быть определена уже в ближайшее время - и намекнула об этом журналистам сама Колин Колар-Котелли, ведущая разбирательство. Представителям враждующих сторон - девяти непримиримых штатов и самого софтверного гиганта - предложено определить рамки уступок, на которые они согласились бы пойти ради достижения компромисса. Впрочем, то, что его удастся достичь на самом деле - не факт: Microsoft, как и прежде, старается минимизировать собственные потери от возможного проигрыша, в то время как штаты требуют максимально жёсткого решения (модульная Windows, раскрытие части кода операционной системы). Вероятнее всего, вместо принятия компромиссного решения, судья примет позицию одной из сторон.
Минувшая неделя вообще выдалась необычно богатой на разного рода судебные баталии. Так, всё в тех же Штатах обрела плоть угроза Федеральной торговой комиссии (FTC) учинить разбирательство деятельности компании Rambus. После подготовительного, почти годичной длительности расследования, FTC, наконец, подала судебный иск, обвинив Rambus в нарушении законов, регулирующих деятельность монополий. Суть обвинений - в подаче высокотехнологичным и предельно успешным стартапом, который представляет из себя Rambus, некорректных, а точнее - заведомо ложных - сведений в Электротехнический Совет (JEDEC). Сообщая в JEDEC информацию о разрабатываемых продуктах, Rambus поспособствовала выработке и принятию ряда промышленных стандартов, умолчав, однако, о том, что запатентовала часть своих разработок. В дальнейшем это вылилось в претензии со стороны компании на сумму свыше одного миллиарда долларов, став к тому же дополнительным фактором в подъёме цен на чипы оперативной памяти.
Случилось несколько крупных событий околосудебного характера и на музыкальном рынке. Здесь Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA вкупе с ещё несколькими представителями музыкальной индустрии, удалось таки склонить к сожительству владельца одной из самых крупных пиринговых систем планеты, компанию Audiogalaxy. Последняя начала фильтрацию музыкального контента, ходящего в её сети, ещё прошлым летом, после того, как суд приостановил работу Napster. Однако, эффективность установленных фильтров оказалась слишком мала, чтобы удовлетворить издателей музыки: при миллионах доступных в обменном фонде Audiogalaxy нелегальных копий музыкальных композиций, блокировалось хождение в лучшем случае нескольких сотен. Теперь, дабы не доводить дело до судебного решения, руководство Audiogalaxy пошло на добровольные уступки, согласившись уплатить некоторую сумму в знак покрытия нанесённого авторам и издателям музыки ущерба, а также впредь исправшивать у них разрешение на нахождение в обменной сети каждой принадлежащей им композиции. Любопытно, что в отличие от Napster, которая вводила систему фильтров долго и мучительно, Audiogalaxy предпочла быстрый вариант: уже на следующий день после достижения соглашения, обменная сеть компании фактически прекратила своё функционирование - в результате наложения запрета на обмен всеми композициями. Теперь, по всей видимости, их будут потихоньку снимать - получая на то разрешения правообладателей конкретных работ.
Другой крупной новостью стало окончательное утверждение в США тарифов для Интернет-радиостанций, в сответствии с которыми они должны будут оплачивать труд музыкантов и издателей музыки. Пресловутые семь сотых цента за каждую ретранслированную одному слушателю через Сеть композицию кажутся суммой незначительной, но будучи помноженными даже на скромную посещаемость небольших сетевых станций, дают в результате многотысячедолларовые суммы, порой многократно превосходящие бюджет веб-вещателя. Так что в ближайшее время следует ожидать массовой гибели подпадающих под юрисдикцию Штатов сетевых станций, а также популяризацию в среде начинающих музыкантов разного рода открытых аудиолицензий - ведь никому не известным творцам музыки надеяться на бескорыстную помощь сетевых вещателей теперь никак нельзя.
Не менее любопытные события разворачиваются и в оффлайне - где подан первый крупномасштабный судебный иск сразу против пяти крупнейших звукоиздательских компаний планеты. Поводом для иска стал выпуск ответчиками заведомо недоброкачественной продукции в виде... защищённых от копирования аудио-CD. Согласно требованиям истцов, следует либо запретить продажу такого продукта полностью, либо явно уведомлять покупателей о неполноценности приобретаемого им товара: защищённые компакты не являются эквивалентом CD. Вообще говоря, об этом факте предупреждает надпись "Will not play on PC/Mac", однако, по мнению истцов, этого недостаточно - подтверждением чему служат недавние инциденты с застреванием защищённых компактов в CD-ROM'ах на компьютерах производства Apple и выпуск компанией специальных рекомендаций по борьбе с проблемой. Чтобы впредь неповадно было, в том же иске проставлено требование к звукоиздателям вернуть покупателям все, незаконно нажитые продажей защищённых аудиодисков, средства. Иск принят к рассмотрению, хотя сами звукоиздатели и относятся к нему, мягко говоря, скептически - настаивая на том, что имеют право самостоятельно решать какие из своих продуктов и какими способами им защищать от посягательств пиратов.
Впрочем, эта новость сенсацией так и не стала - отклик на неё сетевой прессы достаточно сдержан, отражая, по всей видимости, усталость непрекращающимися в последние месяцы судебными дрязгами в околомузыкальном сообществе. Если уж говорить о сенсациях, то здесь отличилась сингапурская компания Intramedia, приоткрывшая завесу тайны над разрабатывающимся ею вот уже в течение 3 лет оригинальным продуктом - операционной системой Motion Experience Interface (MXI). Строго говоря, MXI - не настоящая ОС: это вспомогательный инструмент, работающий в параллель с основной операционной системой, и позволяющий обладателям наладонных компьютеров и прочих им подобных устройств работать с приложениями, писаными под различные десктоп-системы. MXI - своего рода идеальный переходник, поддерживающий множество ОС. Демонстрация работы под ним на обычном iPAQ десктоп-версий Internet Explorer и Word (Windows-версии), StarOffice (Linux-версия) и игрушки Pacman (AtariOS), не оставляла равнодушным никого - однако, подвох в том, что на самом iPAQ никаких вычислительных задач не производилось. Наладонная машинка служила лишь клиентом, принимающим данные со специального сервера, где и работал весь вышеупомянутый софт. От систем удалённого управления MXI отличается одной важной деталью - способностью клиента работать и вне пределов досягаемости сервера (правда, сколь долгое время - пока достоверно не известно).
Стремление к универсальности неизбывно, однако, каждый предпочитает реализовывать его собственными средствами. К примеру, Microsoft, на минувшей неделе удивившая всех возвращением в Windows XP поддержки языка Java (виртуальная машина - правда, очень старая - будет поставляться в составе сервис-пака SP1), намерена всё же постепенно отказаться от продукта Sun целиком и полностью - в пользу собственной разработки под названием C#. Произойдёт это, как ожидается, к 2004 году.
Кто в этой схватке окажется игроком, внесшим наибольший вклад в развитие Сети и сетевого сообщества, ещё только предстоит выяснить. Но присуждать призы уже есть кому: возможно, в недалёком будущем, Microsoft или Sun получат свою Вебби за заслуги перед виртуальностью - так же, как нынче получили их призёры очередной церемонии Webby Awards, проведённой Международной академией цифрового искусства и наук. Среди награждённых в 30 номинациях - трижды герой Google, BBC, NASA и даже сеть KaZaA. Российских проектов среди отмеченных не замечено. Удачи вам!