Операция на цифре
АрхивДавным-давно, можно сказать до нашей эры, был популярен стиль "окон РОСТА", с аршинными рублеными буквами и нарочито примитивистскими рисунками, потом его сменило оформление, напоминающее детские каракули, потом нахлынула волна сложнейших коллажей и эффектов. И вот теперь, пресытившись всем этим, мы вернулись к реализму.
Обращали ли вы внимание, что за последние пару лет в наружной рекламе, оформлении выставочных стендов, да и на книжных обложках, появилось гораздо больше реалистичных фотографий. Давным-давно, можно сказать до нашей эры (в начале девяностых), был популярен стиль «окон РОСТА», с аршинными рублеными буквами и нарочито примитивистскими рисунками, потом (почему-то в год дефолта) его сменило оформление, напоминающее детские каракули, потом нахлынула волна сложнейших коллажей и эффектов. И вот теперь, пресытившись всем этим, мы вернулись к реализму.
Скорее даже к «документализму», поскольку нередко (и весьма изобретательно) используются не созданные профессионалами в студии художественные кадры, а «лица из толпы». Взять хотя бы широко известную рекламу Benetton. Причин подобной эстетической эволюции несколько и часть из них лежит в весьма туманной сфере социальной психологии. Впрочем, одна из важнейших причин, на мой взгляд, лежит на поверхности - это широкое распространение цифровой фотографии. Профессиональные фотографы при этих словах, конечно же, усмехнутся: в их среде к цифровой фотографии относятся как к игрушке для богатых.
Конечно, для создания альбома с высококачественными репродукциями цифровая фотосъемка вряд подойдет. Но, согласитесь, такая задача возникает довольно редко. В реальной рекламной графике важны две вещи: оперативность создания и живость материала. И здесь цифровая съемка имеет неоспоримые преимущества. Самое очевидное - это экономия времени. И еще. Например, вы собрали нужные предметы или людей для съемки, настроили свет, отсняли, собрали все, проявили, отсканировали, начали монтировать, и тут вам в голову пришла идея сделать все несколько иначе или, еще хуже, вы поняли, что компоновка кадра плохо сочетается с рекламным текстом или графическими объектами. И что дальше? Снова собирать все и приглашать фотографа? Делать коллажи в Photoshop? Чаще всего в силу организационных и финансовых причин останавливаются на втором варианте. А это, увы, не всегда позволяет добиться желаемого результата и требует затрат времени. Использование цифровой съемки позволяет практически одновременно снимать и монтировать готовый модуль, страницу, баннер. Значит, все можно менять буквально «на ходу» и не придется потом двигать «вот этот столик на десять пикселей влево, а руку - примерно на столько же вниз».
Еще один плюс - отсутствие процессов проявки и сканирования. Конечно, преобразования изображения при переходе от внутреннего формата устройства к одному из стандартных графических форматов все равно происходит, но это единственное место, где могут произойти искажения. В случае же традиционной фотосъемки мы имеем, кроме искажений, вызванных собственно процессом сканирования (разумеется, любая оцифровка - это потери информации), еще и погрешности, связанные с проявкой и с возможными повреждениями пленки. О погрешностях при печати фотографий я не упоминаю умышленно: конечно, сканировать надо с прозрачного оригинала, а если это невозможно - получайте еще один источник помех.
Если у вас цейтнот, использование цифровой фотосъемки может оказаться вообще единственным способом достижения результата. Недавно мне довелось участвовать в одной такой авантюре. Надвигались первомайские праздники и, одновременно, выставка АРХ-Москва. Поскольку речь шла об оформлении стенда одной довольно известной в Москве учебной организации, возникла идея оформить стенд баннерами с фотографиями учеников (а точнее, в основном учениц). Руководству идея понравилась. Однако наша радость поугасла, стоило нам пообщаться с несколькими фирмами, делающими широкоформатную печать: чтобы успеть к началу выставки, надо предстааить макет вечером того же дня, или, в крайнем случае, завтра утром. Идея пригласить фотографа отпала сразу же, единственный способ успеть - сделать цифровой фотоснимок. Увеличивать цифровое фото, чтобы поместить его на баннер размером почти 1х3 метра?! Рискованно, но другого выхода нет. Заинтригованные барышни занялись обновлением макияжа, а мы - подготовкой места съемки. К счастью, день был довольно солнечным, а окна офиса выходят почти на юг. Таким образом, можно было работать при естественном освещении, но его одного явно недостаточно: под подбородком лягут глубокие тени. Верхний, дневной свет тоже не подходит: искажаются цвета, да и тени ненамного меньше. Свет, желательно рассеянный, должен падать под строго определенным углом. Профессионалы в таких случаях используют зонт, за которым «прячется» источник света. Зонта, увы, ни у кого не оказалось, но ведь, чтобы рассеять свет, можно использовать любую ахроматически окрашенную (не цветную) ткань. В результате «студия» выглядела следующим образом: «объект съемки» сидит на обычном стуле со спинкой. С обоих сторон стула на высоте примерно трети человеческого роста установлены обычные офисные светильники, к спинке стула прислонен большой лист пенокартона, на который накинута белая штора, прикрывающая и лампы и спинку стула. Таким образом, убиты оба зайца: мы сделали белый задник и рассеяли свет.
Ода PhotoShop'у | ||||
Даже если вы снимали с неправильными установками белого, кадр, скорее всего, еще можно спасти: PhotoShop велик и могуч. Настройку белого можно произвести и в нем. Учтите только, что тратить время и силы имеет смысл только если изображение не имеет высокой степени компрессии. Картинку в формате JPG, с высоким уровнем сжатия, да еще с цветовым завалом можно со спокойной совестью удалить. В любом другом случае стоит побороться. Только не нужно (разве что в исключительных случаях) использовать автоматическую настройку белой точки при помощи пустой пипетки в меню Curves (Кривые) (см. рис. 1). К сожалению, найти на снимке абсолютно белый объект бывает затруднительно, если, конечно, вы не позаботились об этом заблаговременно. Учтите, что в качестве эталона белого блестящая фактура не годится, она должна быть по возможности матовой. Попробуйте отыскать такой объект среди десятка случайных фотоснимков, и вы поймете, что это непросто.
Если кадр, который необходимо спасать, просто темный (без цветного оттенка), скорее всего, поможет просто сдублировать слой и назначить верхней копии режим цветового взаимодействия Screen (осветление) (см. палитру слоев). Немного сложнее ситуация в том случае, когда фотография не просто темная, но еще и имеет оттенок. К счастью, цветовой завал обычно бывает равномерным и довольно легко исправляется. Правда, здесь есть небольшая ловушка: цветовой завал наиболее заметен лишь на некоторых фрагментах фотографии, поэтому возникает соблазн выделить эти места и заняться выборочной цветокоррекцией. Однако на печати вы рискуете обнаружить на заднем плане розоватый водопад или темно-фиолетовую дверь вместо черной. Поэтому будем править весь кадр. Для начала перейдем в цветовое пространство Lab (Mode-Lab). Теперь можно регулировать отдельно светлоту картинки и отдельно соотношения цветов: красный-зеленый - канал a и фиолетовый-желтый - канал b. Все эти действия производятся в меню Curves. На рис. 2а-в приведены результаты коррекции картинки при помощи палитры Lab и при помощи прямой установки белой точки (эталоном белого был объявлен участок шерсти на переднем плане). |
Теперь перейдем к собственно съемке. Съемка производилась цифровой камерой Canon PowerShot G1. При использовании цифрового фото главное -правильно настроить параметры съемки. Основной недостаток цифровой печати - ограниченность размера кадра. Число точек, из которых состоит растровое изображение, невозможно изменить без искажения (порой, к счастью, почти не заметного) картинки. Поэтому, чтобы получить хорошее качество, надо очень внимательно отнестись к настройкам размера кадра, а также компрессии и формата изображения. У нашей камеры три варианта размера кадра (resolution): 2048х1536 (L), 1024х768 (M) и 640х4380 (S) точек. Понятно, что в данном случае необходимо выбрать максимальный. Размер файла при этом возрастет, но это не имеет никакого значения: в любой момент картинки можно перенести на компьютер. Под сжатием (compression) подразумевается компрессия с потерей качества, поэтому, не задумываясь, ставим наивысшее качество (S).
Ситуация с форматом файла (file format) не столь однозначна: нам предлагается два формата - JPG и RAW. На особенностях формата JPG останавливаться не имеет смысла - общеизвестно, что этот формат включает компрессию с потерей данных. Второй из предлагаемых форматов, RAW - это данные в том виде, как они пришли с матрицы самой камеры. Однако при сохранении в этом формате не работает цифровой зум (увеличение). Кроме того, данные из RAW недоступны напрямую никаким распространенным графическим пакетам, их надо конвертировать при помощи программы Canon Zoom Browser. Изменения при этом велики: например, происходит преобразование цветового пространства (в RGB). А это опять-таки риск искажений. Поэтому лучше продублировать снимок, сохранив его в JPG с максимальным качеством и в RAW.
Еще одной неприятной особенностью большинства относительно недорогих цифровых камер является низкая чувствительность в условиях слабого освещения. Хотя камера имеет настройки отдельно для дневного света, облачной погоды, съемки с лампой накаливания, флюоресцентной лампой и вспышкой, качество кадра при использовании вспышки все же не идет ни в какое сравнение со съемкой при естественном освещении. При хорошо поставленном свете можно работать даже с автоматическими установками баланса белого (WB - white balance). Для оптимизации этого WB (чтобы белые предметы были именно таковыми, а не сероватыми или голубоватыми), можно настроить белый цвет, используя лист бумаги или ткани (процедура подробно описана в инструкции к камере).
Оказалось, что при хорошо настроенном свете, кадры, сделанные с автоматической установкой баланса белого и правильной корректировкой, почти не отличаются по качеству. Правда, нам повезло: в офисе светлые стены. Поэтому вся цветокоррекция состояла в придании лицам более теплых оттенков (см. рис. 3а-б).
Некоторый сдвиг в сторону теплых тонов, который позволил убрать легкую зеленоватость с лиц. Однако, ретушь картинок, конечно, нужна. Во-первых, штора на заднем плане все же не полностью однотонная и дает «мусор» на фоне. Ее несложно удалить, используя выделение «волшебной палочкой», подкорретированное потом в режиме «быстрой маски». Теперь надо установить нужный размер картинок и выяснить, какая ретушь требуется лицам. Размер нашей картинки 2048х1536 пикселей. Если установить разрешение 300 dpi, получим картинку примерно 17х13 см. Но нам-то требуется изображение для баннера, а не для офсетной печати. Широкоформатный принтер, на котором собирались печатать картинку, работает на разрешении в 300 dpi, значит, разрешение картинки можно спокойно уменьшить еще по крайней мере в два раза.
Вообще, существует довольно распространенное заблуждение, что разрешение картинки для любой печати должно быть не менее 300 dpi. На самом деле все зависит от того, что и каким способом мы печатаем. Никакой магии числа 300, конечно, не существует. Если мы имеем дело с офсетной или любой другой (например, флексографической) печатью с регулярным растром, оптимальное разрешение картинки соответствует удвоенной линеатуре вывода. При линеатуре 150 dpi (еще недавно наиболее популярной) мы и получаем наши 300 точек. Однако в данном случае печатать будет широкоформатный принтер с собственным разрешением 300 точек на дюйм (о линеатуре говорить не приходится, поскольку растрирование стохастическое). Если мы передадим картинку с разрешением 300 dpi принтеру с таким же разрешением, он должен при печати отобразить каждую точку картинки при помощи не более чем одной точки каждого из цветов. Не нужно быть великим инженером, чтобы понять, что это нереально. Поэтому уменьшаем (естественно, без ресемплинга) разрешение картинки до 150 точек на дюйм. Размер при этом станет примерно 34х25см. Маловато, конечно, но делать ресемплинг (пересчет числа точек) в сторону увеличения пока рано. Сначала надо провести ретушь. Условием заказчиков было не превращать лица в модельные: это должны быть узнаваемые лица реальных людей, почти как у Benetton. Однако небольшая ретушь все же необходима, особенно женским портретам, с учетом грядущего увеличения размеров.
Существуют классические советы Дэна Маргулиса по ретуши лиц, но здесь пришлось действовать более жестко, поскольку изображения в дальнейшем будут увеличены. Для придания гладкости щекам и лбу создаем копию фонового слоя, размываем ее до некоторой расплывчатости, стираем кистью с очень размытым краем область глаз и губ и волос (то же самое можно сделать при помощи слоев-масок, но я почему-то люблю работать по старинке) и уменьшаем прозрачность слоя процентов до 15. Теперь надо придать блеск зрачкам и губам и белизну белкам глаз и зубам. Это просто сделать при помощи режима цветового взаимодействия слоев Hard Light или Color Dodge. Color Dodge дает более сильное осветление и придает эффект блеска. Он используется, например, для имитации светлой перламутровой помады на губах и придания сильного блеска глазам. У режима Hard Light эффект более «мягкий», им можно осветлять белки глаз и зубы, можно использовать, и для губ, если не нужен сильный блеск.
Итак, выделяем «быстрой маской» губы и копируем их в отдельный слой, установив ему режим Color Dodge. Регулируя прозрачность слоя, добиваемся нужного оттенка. Если хочется сделать губы еще светлее, можно слегка провести по ним полупрозрачной кистью более светлого оттенка. Если хочется, чтобы губы были темнее, можно сделать два слоя с копией губ, установить для первого режим взаимодействия Multiply, для второго - уже упоминавшийся Color Dodge и отрегулируйте прозрачность слоев. Для замены «ежедневного применения «Орбита» используем режим Hard Light. Уровень непрозрачности может быть повыше, но все же важно не перестараться - 100% белые зубы выглядят неестественно. Аналогично поступаем и с белками глаз. Ну, вот и все. На рис. 3 вы можете увидеть результаты работы нашего «салона красоты». Для фотографий мужчин столь долгой работы не требуется. Единственное, что надо сделать: отбелить зубы и белки глаз.
То, что получилось из этой авантюры - выставочный стенд в целом - вы можете видеть на рис. 4.