Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Окно во власть

Архив
автор : Вадим Иванченко   17.06.2002

Создаваемая в Чувашии Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС) - одна из наиболее продвинутых российских разработок "электронного правительства". О разработке и внедрении системы рассказывает начальник Управления информационных технологий Администрации президента Чувашии Дмитрий Назипов.

Создаваемая в Чувашии Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС) - одна из наиболее продвинутых российских разработок «электронного правительства». Во многом благодаря ей, небогатая природными и финансовыми ресурсами республика стала одним из самых информатизированных регионов страны. О разработке и внедрении системы рассказывает начальник Управления информационных технологий Администрации президента Чувашии Дмитрий Назипов.

Дмитрий, что такое РИАС и какое отношение она имеет к «электронному правительству»?

Мы рассматриваем РИАС как базис для создания «электронного правительства». При построении системы учитывались все формы взаимодействия между властью, обществом и бизнесом (G2G, G2C, G2B). Но главная задача - это построение новых взаимоотношений внутри структуры органов власти. РИАС создается как целостная территориально-информационная система, интегрирующая различные ведомственные системы на территории республики и предоставляет информационный и коммуникационный сервис федеральным, муниципальным и республиканским органам власти на всей территории Чувашии. РИАС собирает и обрабатывает данные об экономике, финансах, хозяйствующих субъектах и населении в реальном времени. Ввод такого объема информации, формирование единого централизованного банка данных - дело, конечно, сложное, однако предварительный анализ показывает, что такая работа окупается. Во-первых, за счет снижения операционных издержек, во-вторых, просто за счет повышения эффективности органов власти - у чиновников появляется время на то, чтобы анализировать события, а не быть погребенными под грудами документов.

Следующее направление - это взаимодействие правительства и общества. Здесь наша цель - повышение степени прозрачности, подотчетности власти гражданскому обществу. Инструмент этого взаимодействия - портал Администрации Президента (www.cap.ru), на котором размещена всеобъемлющая и актуальная информация о республике и который консолидирует около 80 сайтов федеральных, республиканских, муниципальных органов власти. Контент сервера состоит из нескольких больших разделов. Оперативная информация: хроника (30-40 сообщений в день), календарь, персоналии, вопросы и ответы. Единый справочник государственных и муниципальных органов власти с описанием услуг, которые они предоставляют населению и бизнесу. Чувашская национальная энциклопедия, которая была размещена в Интернете раньше, чем вышла ее печатная версия…

В работе над наполнением портала мы используем конструктор сайтов, который предполагает унифицированный и стандартный формат для построения сайтов органов власти и управления всем контентом портала. Сегодня в Чувашии рабочий день многих чиновников начинается с просмотра новостей на сайте Администрации Президента. В 2001 году портал стал лауреатом Национальной Интернет-премии в номинации «Органы власти».

Третье направление работы - взаимоотношения «правительство-бизнес». Здесь наша задача - развитие деловой инфраструктуры и обеспечение электронного взаимодействия органов власти и бизнеса. Инструментом такого информационного взаимодействия выступает деловой портал www.chuvashia.com, который содержит весьма солидный объем деловой информации, в частности, полнотекстовые базы данных республиканского законодательства, более 200 тысяч публикаций чувашских газет за последние шесть лет. Все находится в свободном доступе.

На каких технологических решениях основана система?

При создании РИАС мы пошли по простому пути: выбрали те решения, которые занимают наибольшую долю рынка: единая аппаратная платформа Intel, единая системная программная платформа Microsoft, XML, электронная почта в качестве стандартного средства взаимодействия. Узлы коммуникационной сети - общей инфраструктуры для всех органов власти и для граждан - мы размещали в центрах нашего телефонного монополиста - «Связьинформа». Оказали ему содействие в приобретении оборудования и теперь пожинаем плоды этих инвестиций за счет относительно низких тарифов и высокой доступности сети. Информационные комплексы РИАС включают центр обработки данных в Администрации Президента Чувашской Республики (сервера на базе Pentium III и Xeon, производства Hewlett-Packard и Compaq), и информационные системы исполнительных органов власти. В 26 районных администрациях построены муниципальные информационные системы: мощные серверные комплексы и локальные сети. Всего в настоящий момент поставлено около 400 компьютеров и предполагается закупка еще 500 до конца этого года. В наших ближайших планах создание центров общественного доступа, размещаемых в зданиях администраций городов и районов и предоставляющих услуги доступа населения к республиканским информационным ресурсам.

Проект длится всего восемь месяцев, но, по-видимому, был и подготовительный период. С чего все начиналось?

Начало было положено лет восемь назад, когда в республике построили первую сеть X.25. Потом пришел Интернет, мы плавно перешли на IP и стандартную электронную почту. Сайт региональной администрации появился в 1996 году, наверное, одним из первых среди органов власти в стране. Все это привело к тому, что, когда начала разрабатываться программа реформирования общественных финансов республики, одним из ее компонентов стала РИАС. Ее концепцию мы подготовили в конце 2000 года. В тот момент я не подозревал, что готовится «Электронная Россия», и, увидев ее текст, был поражен, во-первых, совпадением основных целей и задач, а во-вторых, от родного государства я ожидал чего-угодно, но только не декларирования открытых технологий. Мне казалось, что это будет какая-нибудь закрытая «фапсишная» сеть, сугубо российская разработка, компьютеры зеленоградской сборки и т.п. «Электронная Россия» оказалась вполне вменяемым документом, хотя, возможно, и несколько расплывчатым.

На конкурсе наша программа заняла первое место, Минфин пообещал денег, и мы начали создание РИАС. Правда, первый этап до сих пор финансируется из средств республики, но мы ожидаем возмещения затрат и компенсации из федерального бюджета. На проект уже затрачено около 700 тыс. долларов, в основном на закупки программного обеспечения и компьютерной техники.

Как в небогатой и дотационной республике вообще мог состояться такой проект, и как вы оцениваете результативность его реализации?

Проект состоялся, во многом благодаря достаточно серьезной поддержке со стороны президента, премьера и республики в целом. Естественно, движение «луддитов» и некоторое внутреннее сопротивление остается и сейчас, но меня поражает, как часто этот проект отображается, например, в республиканских СМИ. Я и подумать не мог, что он может оказаться интересным читателям газеты на чувашском языке, основная аудитория которой проживает в районах и компьютеры в своей жизни видит нечасто.

Внедрение системы в районах позволило опустошить шкафы в казначействе. Типичный интерьер офиса российских контор в глубинке - это шкафы, забитые папками и бумагами. У нас они уже не используются, вся информация хранится в электронном виде. Это достаточно зримый пример того, что мы действительно запускаем систему безбумажного правительства. Те ноутбуки с беспроводной сетью, которые вы видели на столах зала заседаний правительства, установлены недавно, но отнюдь не для того, чтобы произвести впечатление. Мы на самом деле пытаемся обучить наших министров тому, чтобы это работало. В отличие от других проектов «электронного правительства», как, например, в Эстонии, где на столах стоят компьютеры и это самый верхний и единственный уровень информатизации, мы сначала построили систему на нижнем, муниципальном уровне, затем на республиканском уровне, а уж потом начали оснащать ноутбуками министров. И в этом главное отличие нашей разработки от других российских проектов. От меня не требовали эффектных результатов сразу. Ведь вопрос не в том, чтобы нарисовать красивые графики. Требования были другие: достичь реальной отдачи от ИТ и реальной эффективности вложений. Что касается цифр, то стоимость проекта - 2,5 млн. долларов, а чистый эффект от внедрения системы, подсчитанный экспертами из Международного банка реконструкции и развития, - 3,7 млн. долларов.

Произошли ли с внедрением РИАС организационные изменения в аппарате правительства?

Пока нет, потому что процесс находится на одной из самых ранних стадий. Реинжиниринг аппарата начнется позднее, но этого момента ждать недолго. Говорят, что бессмысленно внедрять технологии, пока не наведен порядок. Я с этим не согласен, потому что порядок не будет наведен никогда. Сами ИТ - это инструмент наведения порядка. Когда мы поймем, где потери, это и будет шагом к порядку. А знать, где эти потери, уже задача ИТ. Сравнение средних закупочных цен на картошку в соседних районах позволяет понять, где закупка идет по-честному, а где нет. Когда занимались автоматизацией управления муниципальной собственностью, то к инвентаризации своего имущества администрации районов и городов подошли на удивление ответственно. Внедрение РИАС явилось «точкой перегиба», когда там просто начали учитывать свою недвижимость. Тезис о том, что внедрение ИТ является инструментом преобразования и совершенствования, подтвердился. Необходимость заполнить все поля формализованной таблицы заставляет как минимум собрать информацию об этих объектах. Параллельно с заполнением таблицы по муниципальной собственности происходит ее инвентаризация. С землей сложнее. Эта информация имеет некие грифы доступа. Крупномасштабные карты являются секретными. С одной стороны, здесь очевиден интерес спецслубж, с другой - Росземкадастр очень ревниво относится к тем, кто пытается завладеть их информацией. Но мы будем стремиться к тому чтобы земкомитет Чувашии перешел на единую технологию обработки данных.

Противодействие чиновников ощущаете?

Они все говорят, что очень заняты. Как у Кафки, все чиновники всегда очень заняты. У них просто нет времени заниматься внедрением программного обеспечения или набивкой данных. Лечится это простыми административными мерами: наездом, нажимом, угрозами, приказами сверху. Эффект заметен уже через месяц - чиновник становится не так занят.

С чего начинать информатизацию в тех регионах, где нет такого опыта, как у вас?

Во-первых, конечно, надо найти деньги. Во-вторых, найти понимание и поддержку в верхних эшелонах власти. Закупить компьютеры, программное обеспечение, расставить все по комнатам - это одно, а внедрить систему и получить результат - это другое. Для первого достаточно денег, для второго нужно осознание и понимание. А это в чиновничьей среде появляется только тогда, когда есть команда или соответствующее настроение «наверху». Соответственно, внедрить систему там, где местный руководитель принципиально отрицает информатизацию, как таковую, дело непростое. Например, в некоторых регионах уже есть великолепное оборудование, оптоволоконные сети, и есть непонимающие этого богатства губернаторы. Сочетание хорошего базиса и косного руководителя не приводит, как правило, к сколько-нибудь заметным результатам. Так что деньги и техника - необходимое, но недостаточное условие. Надо тиражировать волю и ясность в мозгах.

А насколько тиражируемы ваши технологии?

То, что относится к органам власти, является стопроцентно тиражируемым продуктом. Нет никакой разницы между горздравами, расположенными в Находке, Калининграде или Чувашии. Существует совершенно четкая, однозначная и одинаковая отчетность всех финотделов, загсов на всей территории РФ. Соответственно делать смоленский, чувашский или калининградский варианты «Электронной России» совершенно бессмысленно. Накладные расходы на преобразование информации, на реализацию разных проектов, на их сопряжение будут гораздо выше, чем возможный ущерб от монополизма того или иного разработчика или поставщика.

Может ли РИАС де-факто стать российским стандартом?

Пока речь о стандарте в масштабах России идти не может, поскольку в каждом регионе есть своя гордость, свои разработчики и свои начальники, и только действительно сильная воля способна изменить ситуацию. Будет ли такая воля проявлена на федеральном уровне? До сих пор она дремала. Хотя, повторюсь, разница между управлением улусом и сельсоветом минимальна. Бизнес транзакции, то есть ситуации и процессы, подлежащие регистрации, везде одинаковы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.