Мелко, но дерзко
АрхивОдним из главных новшеств нынешнего чемпионата мира по футболу, которое "позволила" себе FIFA, стали короткие трансляции на официальном сайте чемпионата. Просвещенные люди в США и в Европе склонны называть это серьезным шагом вперед, представители же телеиндустрии видят в этом начало своего конца.
Одним из главных новшеств нынешнего чемпионата мира по футболу, которое «позволила» себе FIFA, стали короткие трансляции на официальном сайте чемпионата www.FIFAworldcup.com. Просвещенные люди в США и в Европе склонны называть это серьезным шагом вперед, представители же телеиндустрии видят в этом начало своего конца.
7 июня в Британии опустело 12,5 миллиона рабочих мест, поскольку в 12:30 по местному времени передавали матч сборной Англии со сборной Аргентины. Итальянцы на день решающего матча Италии с Хорватией брали выходной, а лидеры двух противоборствующих парламентских фракций сообща болели за итальянскую сборную. В России такого ажиотажа нет, но и наши болельщики горазды восторженно проорать «го-о-ол!» перед огромным табло на Поклонной горе (благо, во время матча с Тунисом это можно было сделать аж дважды). Такое возможно лишь во время мировых чемпионатов по футболу.
Есть и другая статистика. По данным института Dai-Ichi Life Research, японцы потратят на покупку телевизоров, видеомагнитофонов, антенн и декодеров 150 млн. долларов. Англичане - более 100 млн. фунтов на алкогольные напитки во время матчей и более 200 миллионов - на ставки футбольного тотализатора. А это уже арифметика бизнеса, не имеющая к Игре никакого отношения.
Однако наибольшее удовольствие от футбола традиционно получат не болельщики и не продавцы пива, телевизоров и спортивной одежды, а те, кто будет крутить рекламу тех самых продавцов по своим теле- и радиоканалам в часы показа матчей. Ведь каждый матч посмотрят в среднем 516 миллионов зрителей, а финал увидит почти миллиард человек. Само собой, цены на эту рекламу взлетят на недосягаемую высоту. Вот где настоящий азарт! Но и здесь нет покоя. В 2002 году к медиа-фирмам, транслирующим матчи, примкнул новичок - Интернет. Некоторые склонны считать его волком в овечьей шкуре.
Итак, Международная футбольная ассоциация «дала добро» на трансляцию «самых ярких моментов» (video-highlights) Кубка Мира по футболу в Интернете. Единственным местом, где эти «хайлайты» будут доступны в Сети, это официальный сайт Кубка. Осуществила эту затею в сотрудничестве с FIFA и с Yahoo (спонсором Кубка) компания KirchSport, ответственная за предоставление прав на вещание матчей FIFA.
В новомодную услугу, которая стоит, между прочим, $19,95, входит возможность просмотра пятнадцати часов видео. Главная достопримечательность - 64 (с каждого из матчей Кубка 2002) видеоролика с профессиональными звуковыми комментариями на шести языках, не считая русского. Каждый ролик длится четыре минуты и включает в себя трехминутное изложение хода матча, а также четыре фрагмента наиболее ярких эпизодов игры, каждый по пятнадцать секунд. Видеозаписи матчей минувшего дня выкладываются через два-три часа после финального матча этого дня, но не раньше 17:30 по центрально-европейскому времени. Кроме того, подписчик сможет посмотреть архивные видеоматериалы предыдущих девяти Кубков FIFA (общее время показа 11 часов).
Yahoo, обеспечивающая Интернет-поддержку Кубка, обещает подписчикам круглосуточный доступ к оплаченному видеоряду, но при этом предупреждает, что в периоды высокого трафика этот самый доступ может быть ограничен. К недостаткам можно отнести и то, что ролики смогут просматривать лишь те, у кого установлена система Windows 95/98/ME/2000/XP, IE 5.0 или выше, Netscape 4.5 или выше, имеется поддержка Java-скриптов и Windows Media Player 6.0 или выше. Как сказано на самом сайте, Mac, Unix, включая unix-клоны, а также медиа-проигрыватель Real не поддерживаются. Это означает, что весьма солидная часть болельщиков оказалась неохваченной.
Другой вопрос в том, будут ли платить за то, что можно увидеть по ТВ бесплатно? Единственная причина - смотреть трансляции в дневное время, а не ждать вечернего ТВ-показа - отпадает сама собой, поскольку трансляции выкладываются с запаздыванием. Платить за архив? Но футбол не произведение искусства, вряд ли матчи десяти- или двадцатилетней давности способны вызывать бурный интерес у даже самых стойких фанатов. А ситуация в странах СНГ и Латвии, где зрители вообще оказались лишенными возможности смотреть матчи, просто бы не пришла в голову людям из KirchSport. Да потому что такое может быть только у «русских»: ни РТР, ни ОРТ не получили права на трансляцию матча на территории СНГ, о чем болельщики СНГ узнали лишь в первый день чемпионата.
Решение FIFA о трансляции матчей Кубка в Интернете средства массовой информации и США, и Европы расценивают как прорыв вперед. Ведь еще в 1998 году, в разгар Интернет-бума, футбольная федерация была категорически против Интернет-трансляций любых видеозаписей Чемпионата мира по футболу, равно как и Международный Олимпийский комитет, который отказался от любых видов Интернет-трансляций, опасаясь, что новая среда разрушит благополучно охраняемый оазис. Однако, благодаря дружественным отношениям с Yahoo, FIFA все же сменила гнев на милость. Кстати, продолжительность трансляций матчей в Интернете обещают увеличить до двадцати минут.
Телевещатели расценивают разрешение FIFA на Интернет-трансляции как попытку рубить сук, на котором сидишь, и угрозу своим доходам. Повод для беспокойства у телекомпаний есть: в середине весны KirchMedia объявила о своем банкротстве, ITV-Digital отключила вещание на своих платных телеканалах. И хотя до глубокого кризиса мировой телеиндустрии еще очень далеко, она уже морально созрела для перемен и появления на рынке новых игроков из сферы IT. Как сказал Чарльз Контамайн, глава Интернет-подразделения FIFA, «в ближайшие несколько лет форма Интернет-вещания изменится, и тогда мы будем близки к тому, чтобы вещать в Интернете».
Наступит день, когда пользователи смогут смотреть видео в прямой трансляции в Сети или получать его по своим мобильным телефонам. Спрос на это есть уже сейчас, даже в нашей не столь продвинутой державе (если сравнивать не с Северной Кореей, а с Южной). Во время игры нашей сборной с Тунисом попасть на некоторые российские спортивные сайты было просто невозможно. Из местных операторов связи отличилась разве что МТС, предложив абонентам платную услугу SMS-сообщений о результатах матчей. Как рассказывают очевидцы, такие сообщения приходят с запаздыванием на пять-десять минут, зато информация в них представлена довольно подробно.
К чему-то более прогрессивному, каким является видео по запросу в Интернете и уж тем более по мобильному телефону, мы пока не готовы. За примерами далеко ходить не надо - в редакции «КТ» нашелся всего лишь один сотрудник, пожелавший подписаться на видеозаписи Кубка FIFA. Дело закончилось, не успев начаться: просто не нашлось других фанатов, готовых разделить с ним расходы на трафик из расчета 180 долларов за гигабайт. А одному такая роскошь, согласитесь, ни к чему.
Что касается стран-хозяев World Cup 2002 - Кореи и Японии, здесь «айтишность» чемпионата проявилась во всей своей красе. Благодаря инициативе FIFA японцы, например, первыми в истории смогли получать видео с футбольных матчей на свои мобильные телефоны. Разумеется, не любые телефоны, а только модели новейшей линии 3G-телефонов компании NTT DoCoMo, активно развивающей популярный в Японии стандарт i-mode. Телефоны должны поддерживать технологию FOMA, позволяющую получать видеоинформацию по 3G-телефону в режиме реального времени. Подписчики модной услуги получат по одной минуте выдержек из начального матча Кубка, трех матчей японской сборной в первом раунде и восьми матчей четвертьфинала. К тому же, эта услуга будет встроена в выпущенную FIFA i-mode версию сайта FIFAworldcup.com.
Южная Корея, как известно, имеет высочайший в мире рейтинг по уровню использования Интернета. Здесь создана крупнейшая сеть телекоммуникаций. Около половины жителей страны являются активными пользователями Интернета. Да и президент Ким Дэ Цзюнь, судя по всему, большой приверженец «хайтека». В своем интервью Reuters он выразил надежду, что чемпионат мира по футболу даст шанс корейцам использовать свои технологии на полную мощь, что, в свою очередь, поможет привлечь в страну новые иностранные инвестиции: «Мы превратим это событие в IT-Кубок по футболу, передавая его азарт и энтузиазм с помощью самых передовых технологий и средств».
Интересен еще и тот факт, что не всех болельщиков, для которых так старается FIFA со своими спонсорами, радует IT-переворот в футбольных чемпионатах. Для многих (во всяком случае, русских фанатов) это еще один признак того, что сам футбол постепенно уходит на второй план, уступая место играм соперников из совсем других сфер.