Улетные планы
АрхивВ прошлом году шестидесятилетний калифорнийский мультимиллионер Деннис Тито, не пожалевший на осуществление своей мечты двадцати миллионов долларов, посетил Международную космическую станцию и тем самым открыл эру внеземного туризма.
В прошлом году шестидесятилетний калифорнийский мультимиллионер Деннис Тито, не пожалевший на осуществление своей мечты двадцати миллионов долларов, посетил Международную космическую станцию и тем самым открыл эру внеземного туризма. А сегодня агентство Space Adventures, организовавшее полет Тито, пытается воплотить в жизнь идею более дешевых массовых космических туров. На участие в суборбитальных полетах, которые должны начаться в 2004-05 гг., уже поступило больше сотни заявок.
Доставлять туристов в ближний космос агентство собирается на аппарате Cosmopolis-XXI, который проектирует конструкторское бюро им. Мясищева (недавно в подмосковном Жуковском был продемонстрирован его макет, см. «КТ» #436). Cosmopolis - это шаттл массой в 3,5 тонны, рассчитанный на одного пилота и двух пассажиров. Запуск аппарата производится с самолета-носителя М-55 «Геофизика», разработанного в том же КБ. После того, как самолет поднимается на высоту 17 км, челнок отделяется, включает ракетный двигатель и набирает высоту 50 км, достигая при этом скорости 5200 км/час. Далее, двигаясь по инерции, он поднимается на 101 км и по баллистической траектории опускается на землю.
Стоить «экскурсия», длящаяся около часа, будет примерно сто тысяч долларов. За эти деньги турист получит массу экзотических впечатлений: ощутит состояние невесомости во время трехминутного пребывания аппарата на стокилометровом пике и полюбуется родной планетой из ближнего космоса (к сомнительным удовольствиям можно отнести трехкратные перегрузки и риск получить некоторую дозу излучения). В рамках тура предусматривается четырехдневная подготовительная программа, включающая испытания на центрифуге и полеты на истребителях.
Разработка Cosmopolis-XXI началась с конкурса X-Prize, учрежденного в 1996 году неким Питером Диамандисом и еще тремя богатыми американцами, которые задались целью положить начало космическо-туристической индустрии. Победителем конкурса (и обладателем 10 млн. долларов) станет создатель космического аппарата, который а) будет разработан без правительственного финансирования, б) сможет достичь высоты 100 км и вернуться на Землю, в) нести экипаж из трех человек, и самое главное - г) повторить полет в течение двух недель. Компания Space Adventures тогда же приступила к поискам российской команды для участия в конкурсе (ей по замыслу достался бы приз, а Space Adventures - готовый аппарат для организации массовых космических туров) и вышла на агентс-
тво экстремального туризма «Космополис-XXI». Для выполнения технической части было создано совместное предприятие «Суборбитальная корпорация».
Разумеется, идея Cosmopolis-XXI возникла не на пустом месте. В середине 1960-х в СССР была создана «Спираль», двухступенчатый «космический самолет». Затем появился МАКС - мини-шаттл, выводимый в кос-мос «со спины» самолета «Мрия». По МАКСу НПО «Молния» уже довольно давно выполнило основные проектные работы (чем, собственно, пока и ограничилось). Что касается КБ им. Мясищева, то его конструкторы (причем те же, что работают над Cosmopolis-XXI) принимали деятельное участие в создании знаменитого «Бурана». Причастность завода Мясищева к разработке «Бурана» сказалась и на внешнем виде Cosmopolis.
Правда, каким будет окончательный вариант аппарата, пока неизвестно (деревянный макет в натуральную величину, показанный в Жуковском, отличается от изображений Cosmopolis на сайте Space Adventures, на фото). Как заявил в одном из интервью генеральный конструктор КБ им. Мясищева Валерий Новиков, сейчас завершается предварительное проектирование аппарата. А что думают о проекте независимые эксперты? Мы получили от Дмитрия Пайсона, генерального директора Аналитического Центра экономики и управления «АэроКосмос», следующий комментарий: «Срок 2004 год представляется чересчур оптимистическим, знающие люди говорят о восьми-десяти годах, начиная с сегодняшнего дня. Хотя аэродинамическая модель уже «продута», но системы управления еще нет. Завод им. Мясищева действительно очень мощный коллектив. В принципе, создать небольшую трехместную птичку они вполне способны. Другое дело - за какое время и за какие деньги… Вообще же, не в обиду коллективу Сергея Костенко (президента «Суборбитальной корпорации». - Ред.) будь сказано, события развиваются по накатанной колее: привлекаются венчурные деньги, при большом стечении народа выкатывается макет, а потом под этот макет производится мобилизация капитала. Перспектива непосредственной отдачи - 10 млн. долларов X-Prize, хотя, по моим прогнозам, если создавать машину всерьез, такой приз ее не окупит».
Несмотря на обоснованные сомнения в реальности сроков создания «космической легковушки», коммерческие перспективы проекта, тем не менее, выглядят неплохо. Дело «за малым» - сделать так, чтобы C-XXI смог взлететь.