Догоним и перегоним Америку
Архив28 мая, вслед за "антиприватными" законодательными инициативами США, Европарламент, несмотря на жесткое противостояние более чем сорока правозащитных организаций пятнадцати государств-членов Европейского Союза, принял директиву CDPD. Это решение было мотивировано необходимостью своевременного обнаружения и предотвращения террористических атак и обеспечения национальной безопасности.
28 мая, вслед за «антиприватными» законодательными инициативами США (cм. «КТ» #445), Европарламент, несмотря на жесткое противостояние более чем сорока правозащитных организаций пятнадцати государств-членов Европейского Союза, принял директиву Communications Data Protection Directive (CDPD). Это решение было мотивировано (как и в Штатах) необходимостью своевременного обнаружения и предотвращения террористических атак и обеспечения национальной безопасности.
По мнению европарламентариев, правоохранительным органам необходима большая свобода доступа к Интернет-трафику (особенно к электронной почте),
телефонным переговорам, факсимильным и пейджинговым сообщениям. Со вступлением директивы в силу телекоммуникационные компании, находящиеся на территории государств-членов Евросоюза, будут обязаны хранить интересующий правоохранительные органы трафик и выдавать его по первому требованию властей.
Лишь за несколько минут до голосования в Европарламенте в проект было внесено «смягчающее» дополнение: выемка информации производится в объемах «необходимых и соизмеримых с важностью защиты интересов членов демократического сообщества и обеспечения национальной безопасности государств».
В любом случае непонятно, как положения CDPD соотносятся с конституционными правами граждан на тайну переписки и коммуникации, а также с законодательными требованиями о получении доступа к подобной информации только по судебному постановлению или с санкции прокуратуры. Ведь для вступления директивы в силу на территории того или иного государства ей не должно противоречить внутреннее законодательство, в том числе и закон, имеющий высшую юридическую силу, - Конституция.
По словам представителя Италии Марко Каппато (Marco Cappato), CDPD нужно было назвать «Директива о хранении данных для нужд правоохранительных органов и зарегулировании Интернета».
Помимо вопросов хранения трафика, в CDPD содержатся положения, регулирующие общественные отношения в области нежелательной корреспонденции (спама), и вопросы сбора частной информации об Интернет-пользователях с помощью cookies.
Директива запрещает рассылку любой нежелательной коммерческой корреспонденции (без предварительного получения прямого разрешения адресата). Хотя на первый взгляд кажется, что это серьезно усложнит жизнь спаммеров, на самом деле законодательный запрет можно назвать действенной мерой лишь с большой натяжкой, поскольку он будет распространяться лишь на компании и частных лиц - граждан Евросоюза. Зарубежные спаммеры, занимающиеся рассылкой из стран, где подобная деятельность не наказуема, могут не бояться ответственности. Если же еще учесть, что у девяти из десяти спам-сообщений невозможно найти концы, запрет вообще оказывается филькиной грамотой.
Что же касается cookies, то, как и было предложено в рекомендациях от 16 апреля (см. «КТ» #441), сайты Евросоюза должны будут предупреждать посетителей об использовании этого инструмента сбора информации (а пользователи будут самостоятельно решать - хотят ли они иметь дело с cookies).
Обычно с момента принятия директив до их вступления в силу на территории стран Евросоюза - после внесения изменений во внутригосударственное законодательство (тем более таких нетривиальных, как в этом случае), проходит от трех до пяти лет…