Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Инакомыслие

Архив
автор : Денис Викторов   05.06.2002

Для иностранцев думать по-русски - задачка не из легких: мы и сами-то порой не очень понимаем, что творится в наших головах. В начале перестройки мне пришлось тесно общаться с молодыми европейцами, из которых пытались готовить советологов. По-русски они говорили отменно.

Для иностранцев думать по-русски - задачка не из легких: мы и сами-то порой не очень понимаем, что творится в наших головах. В начале перестройки мне пришлось тесно общаться с молодыми европейцами, из которых пытались готовить советологов. По-русски они говорили отменно. Многие - почти без акцента. Кроме того, их заставляли читать Достоевского: на Западе считается, что Достоевский - магический ключик к русской душе. В общем, отличные были ребята. Вот только, начитавшись наших классиков, мололи ужасающую чепуху. А думать по-русски так и не научились.

Когда речь идет о загадочной России, уже не важно, кто конкретно томится этой нашей загадочностью - европеец или американец. Происходящее на нашей территории совершенно не укладывается в матрицу рационалистического западного мышления. Потому в кресла руководителей представительств транснациональных корпораций и сажают наших. Отчаявшись научить своих действовать здесь разумно и с пониманием.

Теперь вот думать по-русски - Think Russian (по аналогии с Think Different) - собирается в России Apple. Это широкомасштабная маркетинговая акция, в очередной раз призванная переломить ситуацию и добиться роста продаж.

Заявления о том, что компьютеры Apple вот-вот завоюют прочные позиции на российском рынке, звучат давно. Во всех своих многочисленных ипостасях, устами разных представителей, Apple обещала нам, что вот-вот свершится чудо. Но чуда раз за разом не происходило. Впрочем, именно сегодня субъективные факторы скорее благоприятствуют расширению рынка Apple: с тех пор, как продвижением этой марки в России занялась группа DPI, в процессе наконец-то проглянули логика, четкость и система. В отличие от своих предшественников, делавших вид, что «продвигают в России марку Apple», а на самом деле трепавших языком и прожиравших маркетинговые деньги, DPI начала строить нормальные каналы сбыта, налаживать постоянные связи с системой образования, развивать розницу. Наконец, DPI умеет играть в узких сегментах, где находится либо в положении монопольного, либо, по крайней мере, доминирующего поставщика. Решения в области полиграфии и систем офисной печати, поставки техники и решений SGI, дистрибуция Apple - все это элементы единой бизнес-стратегии.

Вот уже около года в составе DPI действует Apple IMC - независимая маркетинговая компания, объявившая на пару с Apple Europe о запуске программы «Think Russian». Есть бизнес-план, инвестиции (сообщается о нескольких миллио-нах долларов) и цели - к 2006 году увеличить объемы продаж техники Apple в три с половиной раза и войти в пятерку ключевых зарубежных поставщиков компьютеров на российском рынке.

Инакомыслие Apple как способ существования вызывает глубочайшее уважение. Но если вынести за скобки перебранки «однокнопочников» и сторонников PC, то окажется, что мировой рынок давно все расставил по местам. Открытая архитектура PC, участие в этом бизнесе тысяч компаний и мощнейшая подпитка процесса со стороны Intel оставляют системам от Apple исключительно маргинальные ниши.

Никакая маркетинговая активность и никакие деньги пока не способны заставить абстрактный «рынок конечных пользователей» по-новому взглянуть на «Маки». Эти самые пользователи давно сидят на крючке Intel. И ни у кого в индустрии нет таких денег, которые могли бы повлиять на рыночные позиции PC. Представители DPI не исключили возможности появления рекламы Apple на телевидении. Если речь о том, чтобы потратить миллионы задолго до 2006 года, то лучшего пути не найти. Но что-то подсказывает: в такие затеи руководители проекта Think Russian вряд ли ударятся.

Что остается? Остается усиливать позиции Apple там, где уже удалось зацепиться. Прежде всего, это сфера творческая - рынок мультимедиа, графики и дизайна. Но PC лезут сюда через все щели, и верстальщики все чаще восседают перед полуразобранными PC, в которые так легко добавить память или запихнуть новый винчестер (купленные на любой толкучке).

Образование? Вне всякого сомнения. Общественное мнение благосклонно относится к идее использования компьютеров Apple именно в этой сфере, хотя уже мало кто способен объяснить - почему. Но если отбросить разговоры о том, что общение с компьютером способствует творческому развитию детей, то останется главная задача: научить школьников пользоваться стандартным инструментом. А стандартный инструмент - это PC. Сегодня и - в 2006 году.

Наконец, есть тот самый рынок «конечных пользователей». Осознание пользователем того факта, что он, как и всё сущее, конечен, способно в редких случаях привести к спонтанным изменениям потребительских предпочтений. И все же теперь любители цифрового домашнего видео, вместо того чтобы мечтать о «Макинтоше», на котором можно монтировать видео», идут в магазин и покупают долларов за сорок карточку IEEE-1394. Есть у PC в России и еще один «союзник». Это огромный выбор программного обеспечения. И прежде всего - пиратского.

Хватит ли на решение этих проблем «нескольких миллионов»? Если в Apple IMС действительно будут «думать по-русски», то шансы есть. Наконец, маркетинг - штука публичная. И у нас будет возможность оценить, чего стоит в России Apple, обладающая не только гордостью, но и кошельком.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.