Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тестер Тьюринга

Архив
автор : Влад Жигалов   31.05.2002

Два понятия - искусственный интеллект и естественный язык - идут рука об руку уже сорок лет. Это забавное сочетание искусственного и естественного стало чуть ли не архетипом в коллективном бессознательном цифрового века. Научились ли машины понимать язык человека? Ответ зависит по крайней мере от двух важнейших слов: "понимать" и "язык".

Два понятия - искусственный интеллект и естественный язык - идут рука об руку уже сорок лет. Это забавное сочетание искусственного и естественного стало чуть ли не архетипом в коллективном бессознательном цифрового века. Научились ли машины понимать язык человека? Ответ зависит по крайней мере от двух важнейших слов: «понимать» и «язык».

Тест Тьюринга, которым принято сверять часы в этом вопросе, в чем-то подобен апориям Зенона. Как там сказано у Владимира Ильича: «по форме верно, а по сути - издевательство»? Этот тест к тому же обоюдоострый: те счастливчики, которые болтали в чате с клоном знаменитой Элизы, не подозревая, что говорят с машиной (то есть поставили ей «зачет»), - прошли бы они сами этот экзамен (уже с другой стороны ширмы - в роли кандидатов на разумные существа)?

Язык и разум не случайно очень сильно связаны понятиями. Мы привыкли к термину «искусственный интеллект» и к тому, что он применим даже к микроволновой печи с контроллером нечеткой логики. Было бы глупо требовать от печки способности поддерживать разговор. От искусственного интеллекта этого по-прежнему ждут, несмотря на то, что само понятие ИИ выхолощено и теперь мало что означает, кроме вечной тяги к сенсациям. Язык так же многомерен, как разум, и присущ исключительно человеку. В этом смысле монополию человека на понимание языка никто не отменил и не опроверг. Даже процесс познавания языка у человека и у машины отличается в корне: человек с рождения приспосабливается к окружающему миру, в том числе и своими языковыми навыками, и воспринимает все естественно-языковое, как и все происходящее вокруг, через призму своей личности и опыта. Никакая система понимания пока не работает в категориях жизненного опыта, не говоря уже о личности.

Вычислительная лингвистика подобна качелям, на одной стороне которых компьютеры и все, кто с ними связан, а на другой - наука о языке, которая, как кипящий суп, с трудом поддается формализации. Обе стороны смотрят друг на друга с некоторого расстояния и пытаются получить удовольствие от процесса. Этот довольно неустойчивый и динамичный симбиоз научился решать отдельные важные задачи: чем более частная задача, тем проще и надежнее решение. Понимание ЕЯ-запросов к базам данных, машинный перевод, синтаксический анализ - сегодняшняя тема номера касается решения этих задач, но за рамками остались задачи не менее важные - распознавание речи, поиск информации, автоматическое реферирование, диалоговые системы.

«Счастье - это когда тебя понимают». Золотые слова, но… Сегодня общение с ничего не понимающими машинами, несмотря на несметные вычислительные ресурсы и океаны доступной информации - это унылая реальность, которая так контрастирует с многообещающими диалогами с HAL-9000 в «Космической Одиссее» Кларка. Вот и год закончился, в котором происходило действие этого романа. Дэйзи, Дэйзи…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.