Не переиграть
АрхивКомментарий дняНи одна игра, созданная сообществом open source, пока не может конкурировать на равных с "промышленными" хитами. Но перспектива есть.
Компьютерные игры в плане популярности продолжают оставаться вне конкуренции по сравнению с любыми другими видами приложений для персоналок. Даже хит последних лет, файлобменные системы, пока не в силах затмить игрушки в умах миллионов компьютерных пользователей. Но тем удивительней смотрится факт отсутствия среди игровых приложений ярких примеров работы сообщества open source: во всех других областях программирования энтузиасты "свободно-открытого" кода успели обосноваться, кое-где став почти законодателями мод (вспомним рынок веб-серверов), но игры продолжают оставаться той областью, где дух и идеи open source работают лишь в очень ограниченных масштабах. В чём может быть дело?
Впрочем, прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что представляет из себя типичный открытый проект по разработке компьютерных игр. Хороший пример такого рода - FreeCraft Media Project (FcMP), участниками которого буквально пару дней назад было объявлено о выпуске первого устойчивого релиза их главного продукта, программного пакета FreeCraft 1.17 Это без преувеличения мощный инструмент для построения игр, принадлежащих к классу стратегий реального времени (а-ля C&C/WarCraft). Создание его силами энтузиастов отняло почти два года, но, судя по характеристикам, время потрачено не зря - даже беглое перечисление их впечатляет: это гибко конфигурируемый игровой движок с великолепной графикой и инструментарием для взаимодействия с пользователем, включающий поддержку сетевой игры и однопользовательские механизмы (искусственный интеллект, в частности). Он умеет работать с множеством открытых и ставших стандартами де-факто файловыми форматами (аудио/видео/архивы). Он, наконец, многоплатформен - и работает под Windows, Linux, MacOS/X, BSD и BeOS.
Вообще, FcMP представляет собой проект не только для программистов: здесь бок о бок с творцами код работают в своё удовольствие музыканты, графики, дизайнеры. И что самое главное - это не единственный и не самый значительный проект такого рода. Существуют и много более серьёзные (в смысле масштабов) инициативы - такие, к примеру, как WorldForge, онлайн-сообщество энтузиастов свободного игрового обеспечения, нацеленное на создание не просто какой-то одной игры или механизма для построения одного класса игровых приложений, но претендующее на то, чтобы стать недостающим звеном в цепочке между игроком и индустрией, способным удовлетворить все запросы потребителей игровой продукции, создав серию полноценных продуктов на основе пожеланий и идей, рождённых геймерами.
Таким образом, говорить об отсутствии открытых проектов по разработке игровых приложений по меньшей мере некорректно. Они есть и результаты работы их впечатляют - с технической точки зрения. Но при всей их многочисленности и чудесности - видел ли кто-то хоть один безусловный игровой open source-хит? Да, хорошие и популярные игры есть, но они чаще всего ограничиваются небольшими, сравнительно простыми проектами (см. TuxRacer). Что мешает свободным разработчикам создать действительно полновесный шедевр, способный конкурировать на равных с коммерческими хитами вроде той же C&C? Увы, однозначного ответа на вопрос нет. Кто-то ставит превыше всего отсутствие свежих идей - что, при многочисленности открытых игровых проектов, кажется странным, но действительно существующим (дизайн того же FreeCraft сильно напоминает Warcraft). Частично это вытекает из нежелания работать в открытых проектах профессионалов, которые могли бы стать их главной движущей силой. Решить такую проблему уже вполне возможно - просто обеспечив достаточное финансирование, но здесь встаёт уже проблема привлечения инвесторов. А можно ли вкладывать деньги в открытые игровые проекты? Инвесторам нужна стабильность и предсказуемость, а говорить об этих вещах в условиях, когда open source-проекты буквально душит индустрия коммерческого игрового программного обеспечения (вспомните недавний конфликт между Vivendi Universal и создателями и пользователями программки BnetD) - бессмысленно. Впрочем, может быть мы просто слишком торопимся?
Обсудите материал в форуме