Журнализм
АрхивКафедра (архив)Так легче ли стало стать "настоящим" журналистом?
На наших глазах, в течении последних лет пяти-семи, произошла одна интересная штука: очередная профессия перестала быть уделом немногих избранных и перешла в разряд общедоступных. Нечто подобное произошло лет восемьдесят назад с профессией шофера, чуть позднее – фотографа, потом – пользователя компьютера, а вот теперь это случилось с занятием журналистикой. Причем именно с журналистикой, а не с литераторством вообще – сочинять нетленные романы или поэмы не возбранялось никому и никогда Публиковать их в принципе необязательно – можно рассчитывать, что потомки найдут и оценят, и писать “в стол” - многие так и поступали, ведь литературные произведения теоретически устаревать не должны. А вот журналистика… Единственный жанр, близкий к журнальным и газетным публикациям, но осуществлявшийся исключительно в частном порядке – пожалуй, ведение дневника. А так – какой смысл в том, что ты прокомментировал новость, написал разгромную статью про жуликов в правительстве или популярно рассказал про достижения науки – этот твой опус прочтут два-три человека из близких друзей, а через пару месяцев все эти тексты вполне устареют. Журналисту надо публиковаться, хотя бы “самиздатовским” способом – или вообще не заниматься этим делом. Но пробиться в “обычные” издания не так-то просто – и отбор жесткий, и теплые места уже заняты…
И вот тут-то в чистом виде проявилась пресловутая демократичность Сети. При некотором старании и приложении усилий вы можете стать вполне журналистом, с ничуть не меньшей аудиторией, чем у заводской многотиражки – притом почти бесплатно, за деньги, сравнимые с ежемесячным семейным бюджетом на пиво. Мало того, как отметила Т.Мерсадыкова, сетевые публикации много долговечней “бумажных” - я сам неоднократно натыкался в поисковых машинах на политические комментарии к новостям пятилетней давности – а попробуйте разыскать бумажные “Известия” за, скажем, 20 декабря 1999 года… Но еще интересней, что возродился жанр “публикаций в письмах” - напомню, что до широкого распространения прессы, примерно до XVII - XVIII века, основным каналом распространения новостей были частные письма. Именно из них узнавали новости, на их основе выбирали академиков и совершались дворцовые перевороты. Причем речь я веду в данном случае не столько об электропочте, сколько о форумах и конференциях в сети – иные выступления в них цитируются годами, вызывая эффект посильнее “официальных” публикаций. Впрочем, сравнивать форумы и конференции следует, скорее, не с эпистолярным жанром, а с форумами древних греков, выступления на которых, часто импровизированные, тоже порой сохранялись в веках.
Интересна и другая тенденция – наблюдается отчетливое движение традиционных профессионалов “второй древнейшей профессии” в сторону Сети. Прежде всего это проявилось в том, что уже очень немногие “бумажные” издания имеют в Интернете простое “зеркало” своих печатных выпусков. Обычная практика такова: “бумагу” выкладывают на сайте (часто с опозданием на некий срок, чтобы народ раскупил тираж), но это всего лишь опция, дополнение к основному содержанию он-лайн выпуска, который представляет более-менее отдельное и во многом независимое от основной редакции издание. Забавно, что в подавляющем большинстве случаев содержание такого сайта оригинальному изданию невыгодно (особенно после кризиса, связанного с лопнувшими надеждами на подъем бизнеса в Сети), но это только, если считать чистые деньги от собственно сайта (помнится потрясная цифра – содержание сайта “Вашингтон пост” приносило компании 267 миллионов чистого убытка в год). Но никто не отказывается – экономят, ужимаются, но сайт содержат – выгоды очевидны. Если кому неясно, в чем они выражаются, то я намекну: есть такая штука, имидж, называется…
Стремление профессионалов и любителей друг к другу имеет и некоторые внешние проявления – например, в части тщательности подготовки материалов. В он-лайне не редкость, когда автор является и редактором, и корректором и еще верстальщиком собственного текста. Причем это не отнюдь прерогатива малобюжетных или вовсе любительских проектов, и тут дело вовсе не в том даже, что издатели экономят на указанных штатных единицах. Представьте себе работу какой-нибудь Ленты.ру – сидят полтора десятка молодых людей и шерстят Инет и ленты официальных агентств в поисках сенсаций. Переводить и публиковать новость нужно сразу, в течение минут – иначе конкуренты обойдут. Ясно, что пропустить текст по обычной цепочке – редактор-литредактор-корректор-верстальщик нереально, на это уйдут в лучшем случае часы, в худшем – дни. Да и надо ли, если спеллер доступен, верстка тоже проще простого, а остальное зависит от твоего опыта и умения? Но не стоит, конечно, тогда удивляться, что даже в самых уважаемых изданиях в он-лайне частенько проходят и грамматические и стилистические ошибки…
Сейчас это прощается – возможно, зря, но такова тенденция: в он-лайне все измеряется минутами и часами, а не сутками и неделями, как в “бумажных” газетах и журналах. Вопрос в другом – так легче ли стало стать “настоящим” журналистом? И вот на этот вопрос придется дать двоякий ответ. Да, легче – составить себе имя и вылезти в профи теперь можно с куда меньшими временными и моральными затратами, чем раньше. Нет, ничуть не легче – потому что журналистами (как и писателями, художниками, учеными, поварами или водителями автомобилей) рождаются, а не становятся. И нет никаких оснований предполагать, что процент подобных особей должен увеличиться только по той причине, что публиковаться стало проще…
Обсудите материал в форуме