Президент этого не допустит!
АрхивНеожиданный сбой возник в процессе подготовки Всероссийской переписи населения-2002. Дело в том, что компания ABBYY, проигравшая тендер на поставку автоматизированной системы для обработки данных Переписи, подала в суд на организатора тендера Госкомстат РФ и компанию-победителя "КРОК".
Неожиданный сбой возник в процессе подготовки Всероссийской переписи населения-2002. Сроки проведения грандиозного государственного акта - с 9 по 16 октября - могут подвергнуться корректировке. Дело в том, что компания ABBYY, проигравшая тендер на поставку автоматизированной системы для обработки данных Переписи, подала в суд на организатора тендера Госкомстат РФ и компанию-победителя «КРОК». ABBYY требует признать результаты тендера недействительными, поскольку, по ее мнению, он был проведен с нарушениями законодательства. В Госкомстате же считают этот иск недоразумением, ведущим к срыву Переписи.
Открытый конкурс «на размещение заказа на разработку, внедрение и сопровождение аппаратно-программного комплекса первичной обработки материалов ВПН-2002», который проводил Госкомстат с 22 января по 11 февраля 2002 года среди российских компаний-разработчиков ПО, должен был выявить лучшее технологическое решение для сканирования и обработки данных Переписи. Технические требования к аппаратно-программному комплексу были такими: он должен уметь распознавать цифры и меточную информацию, сигнализировать об отказе распознавания данных, а также осуществлять формально-логический контроль по заданному алгоритму, разработанному Госкомстатом. От участников также требовалось предоставить работоспособный прототип комплекса и документы, подтверждающие их квалификацию.
Начиналось все спокойно, без намека на возможный казус. Заявки подали четыре компании - «Интеллектуальные технологии» (торговая марка Cognitive Technologies), «КРОК», ABBYY и Step Logic. Каждая из них, получив конкурсную документацию, передала Конкурсной комиссии два конверта: один - с техническими предложениями и необходимыми документами, второй - с финансовыми предложениями. Первые были вскрыты 23 января. А вот конверт с финансовыми предложениями вскрыли только один - от «КРОК» (единственной компании, прошедшей квалификационный отбор).
От этого факта и отталкивалась ABBYY, выдвигая обвинения в адрес Госкомстата в проведении безальтернативных торгов («КРОК» выступает в качестве соответчика по формальным признакам, поскольку является заинтересованной стороной в деле). 17 мая Московский арбитражный суд провел предварительное заседание, на котором заслушал мнения сторон. Следующее заседание также состоится в мае.
Каковы шансы ABBYY в судебной тяжбе? Генеральный директор компании Сергей Андреев утверждает, что Госкомстат в процессе торгов неоднократно нарушил соответствующее законодательство. Во-первых, не вскрыв всех конвертов с финансовыми предложениями, он сделал конкурс безальтернативным. (В ABBYY почти уверены, что смогли бы выиграть за счет выгодной цены своего проекта, хотя конкретную цифру они так и не назвали.) Вторым существенным поводом для обвинений в ABBYY считают само построение конкурса. Сергей Андреев имеет в виду следующее: «В одном лоте было объединено сразу несколько вещей - программное обеспечение, прокладка сетей и работы по обеспечению гостайны. Это особые работы, на которые должны быть соответствующие лицензии - Гостехкомиссии, ФСБ, ФАПСИ. Фактически, компания, подающая заявку, должна иметь на руках все эти лицензии на виды деятельности, друг с другом никак не связанные. Я считают это необоснованным». Принимая решение об участии в конкурсе, ABBYY это требование приняла в надежде, что наличие необходимых лицензий у ее субподрядчика, компании «АйТи», устроит членов Конкурсной комиссии. Однако именно это и стало одной из причин дисквалификации ABBYY. Были и другие пункты в условиях конкурса, вызвавшие недовольство ABBYY. Например, требование иметь минимальный аудированный годовой оборот за 1999-2000 гг. 10 млн. долларов, что, по мнению Андреева, многовато для компании-разработчика ПО. Или такой момент, как изменение условий испытаний прототипов непосредственно перед испытаниями. Причем ABBYY склонна подозревать, что проигравшие были поставлены в неравные условия с компанией «КРОК».
А были ли у ABBYY и ее пакета Form Reader шансы на выигрыш? Или, лучше сказать, а есть ли у нее шансы победить в случае повторного тендера? Как считает руководитель Управления ресурсного обеспечения и автоматизированной обработки материалов ВПН-2002 ГКС РФ Евгений Калашник, ABBYY была наиболее близка к победе, но - после «КРОКа». Не в ее пользу сыграло отсутствие необходимых лицензий и самое главное - не столь удачные, как у «КРОКа», испытания прототипов. Финансовое предложение не могло сыграть роковой роли. О результатах испытаний прототипов Евгений Иванович сказал следующее: «Сроки обработки переписи будут ограничены тремя месяцами, каждый день на счету. По времени обработки данных «кроковская» система «СВОД 1М» довольно успешно реализует поставленные задачи: 500 листов было обработано за две минуты, у других участников - от десяти минут и больше. Учитывались и другие показатели - правильность распознавания, удобство интерфейса и так далее». Было у «КРОКа» и другое преимущество, о котором заместитель директора департамента информационных технологий этой компании Андрей Шаин в онлайновом интервью почему-то предпочел умолчать (чем хороши онлайновые интервью - так это тем, что можно отвечать только на вопросы, которые нравятся, игнорируя остальные). По словам Евгения Калашника, в 2000-м году в Красногорском и Преображенском районах Москвы и в одном из районов Владивостока была проведена пробная перепись, на которой отрабатывались методологические вопросы. «КРОК» выразил желание бесплатно помочь Госкомтстату и предоставил свои технические средства. «Поэтому они, конечно, продвинулись дальше других компаний, а у ABBYY времени не хватило, чтобы реализовать свои возможности», - говорит Калашник. Бесплатных баранок не бывает - это известно каждому. Наверняка, в Госкомстате отдавали себе отчет в том, что, принимая БЕСПЛАТНЫЕ услуги от коммерческой компании два года назад, они подвергают большим сомнениям беспристрастность проведения будущих торгов и свою репутацию. В какой-то степени итоги тендера можно было считать предрешенными еще тогда, в 2000-м. И поэтому, скорее всего, шансов на победу у ABBYY не было. Во всех смыслах.
Мнение Андрея Шаина о ситуации, в которую оказалась втянута компания «КРОК», традиционно для подобных случаев: «Это жизнь, таковы естественные законы конкурентной борьбы. Но нужно уметь признать поражение, сохраняя при этом свое лицо. Что касается действий ABBYY, то нам многое стало понятно на слушании в Арбитражном суде. Например, даже в исковом заявлении компании ABBYY название конкурса систематически пишется неверно - это неудивительно, если, как выяснилось, ABBYY не предоставила своим адвокатам даже конкурсной документации. Судя по тексту искового заявления, которое основано на искажении, передергивании и замалчивании фактов, они рассматривают судебное разбирательство как PR-акцию».
Надо признать, что ABBYY устроила пиар по полной программе не только себе, но и «КРОКу», с его достижениями в области распознавания информации. Если кто и пострадает от разгоревшегося скандала, так это Госкомстат. Евгений Калашник допускает, что решение суда может быть и не в их пользу, если «найдут какие-то неточности при оформлении документов», и считает, что это «недоразумение» может стать причиной срыва Переписи. Евгений Иванович, в прошлом партийный деятель, как и прежде, мыслит по-государственному: «Если сорвется этот национальный проект - представляю себе репутацию России в мировом сообществе. Я думаю, президент этого не допустит: будут приняты меры другие, государственные. В результате «колотушек» навешают и ABBYY, и «КРОКу», и Госкомстату. Я бы чисто военными методами порешал это дело, потому что нельзя Россию мазать в грязи. И, честно говоря, хотел бы я посмотреть в глаза этим людям, кто подал иск». Завершающей фразой в разговоре было: «все будет так, как надо».
А надо всем, к сожалению, по-разному. Проблемы государства в проведении Переписи - это проблемы государственных служб. У участников торгов достаточно своей головной боли. Директор ABBYY говорит как минимум о двух причинах продолжать разбирательство: «С одной стороны, этот проект нам важен с точки зрения престижа: «компания, которая провела перепись России» - хорошо звучит. Во-вторых, хотелось бы, чтоб госорганы, проводя тендеры при покупке компьютерных программ или компьютерной техники, все-таки следовали правилам, которые сами для себя написали, не прикрываясь значимостью и срочностью государственных задач».
Два других участника тендера, компании Step Logic (по некоторым сведениям, документального подтверждения которым мы не имеем, - дублера «КРОКа» на тендере) и Cognitive Technologies, заняли позицию нейтралитета. Как сказал президент Step Logic Юрий Кантаровский, у него замечаний по проведению конкурса нет: «Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. От моих юристов не поступало информации о каких-то проблемах. А что касается ABBYY, - каждый сражается своими средствами. Мы ничего не заметили, хотя мои ребята караулят, и вообще мы не спускаем таких вещей».
Cognitive Technologies, представитель которой долго выяснял у нас, какого рода будет статья, кто в ней фигурирует и какие мнения высказывает, чью позицию поддерживает редакция, - так и не сумела выразить свое отношение ко всему происходящему или хотя бы ответить на простой вопрос: все ли было правильно в проведении конкурса? До решения суда редакция воздержится от комментариев, которыми так интересовались господа из Cognitive Technologies. Ведь, как заметил товарищ Калашник, «советский суд - самый справедливый суд».