"Садок вишневий коло хати, в якiй комп’ютери гудуть"
АрхивПеревод на русский: "В украинских "хрущевках", которые стоят в окружении лип, каштанов и абрикосов, лавинообразно увеличилось количество ПК". В марте этого года, в разгар кампании по выбору депутатов в Верховную Раду, автор этих наблюдений сбежал с Украины на свою историческую родину. По старому партизанскому принципу: "Огородами до батьки Кочубея".
Перевод на русский: «В украинских «хрущевках», которые стоят в окружении лип, каштанов и абрикосов, лавинообразно увеличилось количество ПК»
В марте этого года, в разгар кампании по выбору депутатов в Верховную Раду, автор этих наблюдений сбежал с Украины на свою историческую родину. По старому партизанскому принципу: «Огородами до батьки Кочубея».
«Батька Кочубей», не так давно вышедший на волю из Лефортовской тюрьмы этой самой исторической родины, выдал автору-очевидцу - для самообразования и восстановления знаний «кацапськой мовы» (как частенько называют на Украине русский язык) - подшивку «Компьютерры». В оной пачке обнаружился и номер со статьей Дениса Викторова «Business@rus» (#12, 2002 г.), в которой, в частности, сообщалось:
«Прежде любые комментарии, так или иначе связанные с развитием рынка ИТ на Украине, сопровождались бесчисленными шутками и изрядным скепсисом. Но сегодня у России появился серьезный соперник, с которым придется делить и внимание ведущих мировых поставщиков информационных технологий, и их деньги…»
Действительно, с конца 2000 года, несмотря на уменьшение к этому времени средних зарплат со 100 долларов в 1997 году до 35, на Украине начался лавинообразный и финансово необъяснимый процесс компьютеризации провинциального населения и офисов. Еще летом 2000-го журналистка «Московского комсомольца», приехавшая к нам для расследования первого в истории Украины антигосударственного заговора (заговорщики собирались поднять бунт в танковой части, захватить Киев и объединиться с Россией), удивлялась тому, что наша газета верстается на 233ММХ. А на столах журналистов ничего кроме бумаг и авторучек, и даже обычных печатных машинок, не наблюдается. Ах, если бы она узнала, что и дома у нас ничего не наблюдается!..
Но вдруг ситуация резко изменилась. Специальными расследованиями и статистикой мы не занимались, но субъективно ИТ-пир во время экономической чумы наблюдали. И вот его основные штрихи.
В непромышленном городе, в одном из самых отсталых областных центров Украины с населением в 300 тысяч человек, к началу этого года, по сравнению с началом прошлого, почти вдвое увеличилось количество торгово-сервисных точек, которые занимаются продажей, ремонтом и апгрейдом ПК, продажей и установкой ПО и игр. Такие точки появились практически во всех крупных магазинах, включая и гастрономы. Львиную долю продаваемых там компьютеров составляли привозимые с киевского радиорынка компьютеры б/у. Постепенно их доля уменьшилась в пользу новых ПК. Большинство из этих торговых точек было организовано частными предпринимателями.
Буквально в последние три-четыре месяца в городе появились торговые точки нового типа. Нового - по качеству продаваемых компьютеров. Это была уже не рухлядь с киевского базара, а еще более страшная рухлядь, но на этот раз уже из Европы. От лучшего опекуна и радетеля Украины - Германии. С кошельковой точки зрения, привезенные из Неметчины «четверки» и первые «пни» были уже доступны человеку с зарплатой в 30-50 долларов. «А шо воно такэ? А в игры грать буде? А друкувать (печатать. - авт.) буде? - спрашивали у продавцов дядькИ, приехавшие из райцентров. - А шо тут натиснуть, шоб играло? От як добре, куплю своему малОму!» И покупали, даже с EGA-мониторами.… Среди организаторов торговых точек местных предпринимателей уже не было…
ИТ-подарки депутатов. Депутатский корпус прежнего созыва действовал с 1998-го по март этого года. Интересно, что в первую половину срока народные избранники, навещая села своего избирательного округа, дарили селянам машины скорой помощи. Машины, как и многое сейчас в республике, - родом из Неметчины. Но с 2000-го нардепы переключились на компьютерные классы. И чем меньше оставалось времени до очередных выборов, тем больше классов расползалось по селам и райцентрам. Да и процессоры по ходу дарения наращивали мощь. С точки зрения борьбы за электорат, да и с государственной тоже, дарить классы - эффективнее, чем скорые машины для инфарктников. Но знающие люди толковали, что компьютеры эти подарила на самом деле Германия и что депутаты несправедливо приписали заслугу дарения персонально себе.
Также внезапно в последние полгода в областном центре появились многочисленные игровые залы. Богатые фирмы выкупают и переоборудуют под них частные квартиры в центре города. Такие залы неплохо, по-европейски, выглядят и вооружены мощными игровыми ПК. Фирмы победнее оборудуют залы в школах, обменивая приобретенную «жилплощадь» на обязательства проводить уроки информатики. Если нельзя снять помещение в школе - берут в аренду близлежащие подвалы. Перед побегом на историческую родину я заходил в те подвалы и щелкал мышью. Уже знакомые буквы «IBM» на залапанных многими поколениями немцев бортах. 200ММХ внутри, старый добрый Doom…
Судя по всему, финансовые дела у «диггеров» шли неплохо. Осуществлен переход на современные игры и, очевидно, на более мощную технику. Двенадцатилетний посетитель игрового украинского подвала сообщил на днях: «Ходил на компьютерные игры, появилось много новых. Те, что помню, назову: Казаки, Quake 3, Counter-Strike, Unreal Tournament, Sudden Strikе, Age of Empires 2 и много других. Кстати, все эти игры относятся к разряду хитов. О Казаках вообще молчу. В такую офигенную игру я давно не играл. Куда там Семь лет войны (японская стратегия. - авт.)! Тут можно поиграть за казаков, за турков, за поляков, венецианцев и т. д. Выбираешь любую страну и видишь другую архитектуру, воинов, колорит. За своих (украинских казаков. - авт.) играть вроде бы приятнее, но наши казаки чогось найдурнiшi».
PR-рука Москвы. Друг детства, приехавший на Украину из России, пощелкав моим телевизором, искренне удивился: «Ну ничего себе! У тебя 35 кабельных каналов, а у нас в Новороссийске всего 11. Что-то здесь не то. Наверное, незаконно все это. Откуда у хохлов деньги на столько программ?» Действительно, из 35 программ украинскими были только шесть, остальные - сплошь Россия. И кажется, только две-три из них незакодированные. А вы думали, мы только нефть откачивать умеем?
Ну а что такое российские каналы? Не успели мы очухаться от рекламы Pentium III, как пошел призыв искать внутри компьютера, да еще и с фонариком, Pentium 4. Да эти зачаровывающие передачи об Интернете… Да молодежные сериалы с компьютерной атрибутикой…
Украинские дети буквально больны компьютерами, но журавль высоко летает, выше облаков Windows, а «четверка» из Неметчины - вот она, рядом. И денег на нее при желании (а оно огромно) собрать можно. Один местный студент до того заболел идеей перевестись на компьютерный факультет, что бросил свой институт. Снова сдал в него же вступительные экзамены (перевестись с факультета на факультет ему не разрешили) и снова стал первокурсником. Родители, видя такой патриотизм, раздели себя до нитки, поехали в Киев и купили своему чаду Сеleron (в Киеве дешевле).
ИТ-СМИ Украины. Самые дешевые - киевские журналы «Мой компьютер» и «Компьютерное обозрение», соответственно 0,34 и 0,32 доллара. Только в прошлом году в еженедельнике «Мой компьютер» было опубликовано не менее 7-8 объемных материалов, посвященных старому «железу» и работающему на нем софту. Столько же материалов было посвящено и Фидо, которое сейчас переживает бум в украинской провинции. Среди местных фидошников есть и «счастливые» обладатели 286-х раритетов… На ПК-то люди денег скопили, а вот Интернет приходится покупать буквально по капле. Этой весной местное Фидо все же было подрезано: телефонные монополисты заменили абонентскую плату на повременку. Подрезали и интернетчиков, ведь теперь за Интернет придется платить дважды - провайдеру и телефонистам.
ИТ-КВН: Россия-Украина. КВН советской поры, игры «Что, где, когда?», «Брэйн-ринг» помнят многие. Как правило, в них одерживали победу украинские команды. Московские, да и российские в целом, выглядели слишком уж тяжеловесно и тугодумно. Как могучие, но покрытые льдом сибирские реки. Если точнее, в победители выходили не украинские команды вообще, а те из них, которые происходили из русскоязычных областей Украины, восточных и южных. Украинцы, русские, евреи, греки… Природные смекалка и ум, шустрость мышления были и остаются характерными для потомков казаков - этого восточноевропейского интернационального сброда.
«Судя по всему, в нынешнем году именно поставки ПК в рамках государственных тендеров будут делать погоду на украинском компьютерном рынке. И мы отлично понимаем, что это означает… Да, не одни мы подаем надежды на том месте, где прежде был СССР. Остается либо смириться, либо - как-то поактивнее подавать. Знать бы как», - пишет Денис Викторов.
Я тоже затрудняюсь ответить на этот вопрос. Живя на Украине, я так и не смог понять, почему компьютеров у населения стало в два-три раза больше, если денег стало в два-три раза меньше? Изменение приоритета покупок?..
Могу также предположить, что голодный украинский хлопец со старым Pentium на столе, с модемом на 9600 куда перспективнее московского сытого пацана с Athlon ХР и доступом по выделенной линии. Варвары, конечно, обрусеют, но и Рим они захватят. Да и Ломоносов в Архангельске, а быть может и в Урюпинске, снова лыжи на Москву вострит.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Угроза национальным ИТ-интересам России должна растопить лед на «сибирских реках». Из любого безвыходного положения, как известно, всегда существуют по меньшей мере два выхода.
Во-первых: государство должно выкупить все старье в Москве и почти бесплатно кинуть его в русскую провинцию. «Почти бесплатно» означает, что ПК следует не подарить, а продать провинциальным пацанам на пределе финансовых возможностей их родителей. Чтоб не приучать к дармовщине.
Во-вторых: энергичная компьютеризация Украины в условиях низкого жизненного уровня народа, бедности государства и ИТ-фирм способствует широкому проникновению туда российского ИТ-капитала. Учредители, соучредители, контрольные пакеты акций… И уж тогда деньги западных инвесторов и заказчиков должны потечь не в украинские, а в российско-украинские фирмы…
Им бедность строить и жить помогает. Это тоже один из законов экономики. Капитал часто стремится туда, где рабсила дешевле. Американские программисты слишком дорого стоят. Западу выгоднее найти равноценных, а то и лучших, в России и на Украине. Что, собственно говоря, и делается. Бедная на деньги Украина, при интеллектуальном равенстве с Россией, представляет для западных заказчиков особый интерес.
На днях мне удалось побывать в «Руссобит-М» и поговорить с директором по развитию Славой Плотниковым. Оценивая создателей компьютерных игр, он, в частности, сказал: «Из бывших союзных республик больше всего процветает, естественно, Украина, там очень много команд. Чтоб не соврать, больше десятка занимаются разработкой игр, причем многие из них даже не афишируют свое присутствие на рынке. Работают в тени. Потому что у них тоже проблемы. Кроме украинских? Есть, но… Народ уезжает на Запад и работает уже там… Но на Украине, видно, многие остались и смогли сгруппироваться в нормальные команды».