Транспортировка макета: не кантовать!
АрхивВоздействие "кривого воздуха", о котором писал Пригов, дизайнерам знакомо не понаслышке. Открываешь свой макет на рабочем компьютере - любо-дорого посмотреть! Но стоит только донести его до сервис-бюро или салона оперативной полиграфии - глядишь, и верстка "сползла", и с картинками что-то не то…
Что-то воздух какой-то кривой,
Так вот выйдешь в одном направленье,
А уходишь в другом направленье
Да и не возвратишься домой
А, бывает, вернешься - Бог мой,
Что-то дом уж какой-то кривой
И в каком-то другом направленьи
Направлен.
Д. А. Пригов
Воздействие «кривого воздуха», о котором писал Пригов, дизайнерам знакомо не понаслышке. Открываешь свой макет на рабочем компьютере - любо-дорого посмотреть! Но стоит только донести его до сервис-бюро или салона оперативной полиграфии - глядишь, и верстка «сползла», и с картинками что-то не то… Случаи, когда макет печатается с того же компьютера, на котором был создан, очень редки. А потому один из наболевших вопросов - в каком виде и в каком файловом формате «транспортировать» свое творение.
Конечно, в дороге с файлом произойти ничего не может (разве только «умрет» носитель), но вот когда с ним начинают работать в пункте назначения, начинаются проблемы. Основная, но не единственная - несовпадение шрифтов: меняется вид макета, «едет» верстка. Проблемы также возникают с эффектами (тени, заливки). Наконец, у ребят, которым вы принесли файл, может просто не оказаться программы, которая его «поймет», - хотя это маловероятно, учитывая российские национальные традиции приобретения программного обеспечения.
К сожалению, универсального формата, который подошел бы во всех случаях, не существует. Речь может идти только о рекомендациях общего характера и о форматах, наиболее подходящих для переноски.
Формат PostScript
Лично я предпочитаю передавать файлы в сервис-бюро именно в этом формате. Если техническое задание сформулировано правильно, ничего не «завалится», так как оператор просто-напросто отправляет файл на принтер - точнее, в RIP. Чтобы записать правильный PostScript, нужно лишь попросить PPD (PostScript Printer Definition) того принтера (РИПа), который используется в сервис-бюро, установить этот принтер у себя и напечатать макет в файл на это устройство.
Но такой вариант оптимален, если вы готовите издание целиком, а не его часть, - PostScript-файлы уже никуда не заверстываются. Также предполагается, что после вас никто не будет «вмешиваться» в макет, перекомпоновывать материал, вносить редакторскую правку и т. п. 1 Теоретически, плюясь и матюгаясь, оператор может открыть PostScript-файл и что-то в нем поправить, но возможности такой правки минимальны. PostScript - это «конечный» формат, макет, описанный на языке принтера и предназначенный только для печати. Что можно считать одновременно и его достоинством, и недостатком.
Поэтому рассмотрим более распространенную ситуацию: вы готовите макет, который будет открыт, частично изменен и куда-то вставлен. Самое простое - нести макет в формате той программы, в которой он готовился.
Форматы программ верстки
Прежде всего убедитесь, что вы ничего не забыли. В PageMaker, QuarkXpress, InDesign и тому подобных пакетах графика, заверстанная в макет, может быть не включена в файл публикации, а подлинкована - то есть в файле находится «облегченная» копия и ссылка на «большой» файл. И склероз по поводу этих «больших» файлов не так уж редок.
Теперь о главной головной боли, то бишь о шрифтах. Если вы работаете в программе верстки, то вместе с макетом должны предоставить используемые шрифты. В большинстве пакетов есть возможность проанализировать макет и определить, какие шрифты в нем используются. В Adobe PageMaker, например, за это отвечает дополнение «Сохранить для сервисного бюро», оно же позволяет скопировать файлы шрифтов в заданную директорию (рис. 1).
Старайтесь использовать проверенные шрифты от известных производителей, а не самоделки и доморощенные русификации, даже если последние «красивее». Этим вы избавите себя и окружающих от многих неприятных неожиданностей.
Кое-кто считает, что если верстать системными шрифтами типа Times New Roman Cyr или Arial Cyr, это решит проблему. На самом деле, это ее только усугубит. Дело в том, что системные шрифты в разных операционных системах отличаются, и ваша верстка почти наверняка «сползет».
Еще одно правило можно сформулировать как «ничего лишнего». Не оставляйте в публикации объекты, которые вы сначала хотели использовать, а потом, передумав, бросили за пределами листа - они увеличивают объем публикации и запутывают того, кто эту публикацию обрабатывает. То же самое касается цветов и текстовых стилей. В общем, соблюдайте чистоту!
Векторная графика
Практически все векторные графические редакторы позволяют «кривить» шрифты (мне очень нравится словечко «курвить», от curves - «кривые»), то есть конвертировать текст в векторные графические объекты 2. Казалось бы, нет шрифтов - нет проблем…
Не тут-то было. Во-первых, текст в кривых исключает возможность внесения правки, поэтому таковая должна делаться до преобразования. Во-вторых, конвертирование в кривые, как ни странно, может исказить внешний вид текста - в основном этим грешат «самодельные» шрифты. В-третьих, если вы конвертируете большой текст, размер файла существенно увеличивается.
Еще один источник проблем - эффекты. Мало того что они чаще всего печатаются «неправильно», они также могут изменить свой вид при переносе с одной машины на другую. Это относится, главным образом, к эффектам Corel DRAW, поскольку Adobe Illustrator до недавнего времени (а точнее, до восьмой версии включительно) был «эталонным» инструментом, создающим «правильные» файлы 3. Дело в том, что эффекты рассчитываются при каждом открытии файла, а не хранятся в файле в виде «обычных» объектов. Поэтому метод борьбы тут прост: все «необычное» сделать «обычным». Такие эффекты, как Blend и ему подобные, нужно перевести в наборы кривых командами Ungroup, Separate, Convert to Curves. А тени, линзы и прозрачности - конвертировать в растровое изображение, для чего используется либо кореловская команда Convert to Bitmap, либо более сложные операции с применением растровых графических редакторов.
Photoshop
Photoshop позволяет хранить в PSD-файле текст в виде текстовых слоев. Так как в фотошоповские изображения правка вносится чрезвычайно редко, все текстовые слои нужно перевести в растр командой Rasterize Layer.
Может возникнуть проблема с цветовыми установками. Если вы работаете в Photoshop версии 6 и выше, сохраняйте файл с включенным в него цветовым профилем. Для этого в окне Save (или Save As) установите флажок «ICC Profile: имя профиля». Если же вы пользуетесь «пятеркой», приведите цветовые установки программы в соответствие с теми, которые будут использоваться в пункте назначения.
Portable Document Format
До сих пор речь шла о «родных» форматах, а теперь перейду к «неродным» - тем, которые не относятся к определенной программе и используются для обмена изображениями между программами.
PDF, как и PostScript, является «конечным» форматом 4, то есть не предполагает правки. И точно так же PDF-файл может быть напечатан на PostScript-принтере напрямую, без использования программы-редактора. Но отличие PDF в том, что он без совершения дополнительных телодвижений может быть выведен на экран с помощью программы Acrobat Reader 5. Кроме того, PDF является полностью устройство-независимым, а PostScript, как правило, ориентирован на определенный принтер.
Формат, безусловно, хороший и достаточно гибкий. Файлы PDF или отдельные страницы из них могут быть заверстаны в публикацию в программе верстки. Векторные редакторы в большинстве своем тоже способны открывать или импортировать файлы PDF. Вдобавок существует большое количество плагинов для Adobe Acrobat, позволяющих обрабатывать PDF - например, выполнять спуск полос, менять цветовые модели, «разбирать» файл на составляющие и т. п.
Но и здесь не обошлось без проблем. Во-первых, как уже упоминалось, внести правку или переверстать в нем практически невозможно. Во-вторых, ошибки при создании PDF допускаются как фильтрами экспорта, так и самими дизайнерами-верстальщиками.
Encapsulated PostScript
Формат EPS основан на PostScript, но изначально предназначен не для печати на принтер, а для заверстывания в публикацию, и может содержать и векторную, и растровую графику. Во многих случаях «транспортировка» с помощью EPS будет лучшим вариантом.
EPS, как и PDF, является кросс-платформным и устройство-независимым форматом. Но файл EPS не может содержать многостраничную публикацию и не отображается «напрямую» на экране - для этого он должен быть интерпретирован. Для использования в программах верстки в EPS включается растровое или векторное экранное preview, но его может и не быть.
Зато EPS, в отличие от PDF и PostScript, предполагает возможность редактирования. Помимо Adobe Illustrator, для которого он является почти «родным» форматом, EPS может быть открыт или импортирован в Corel DRAW (как PostScript Interpreted) или в Adobe Photoshop (как растровое изображение), а также записан из программ верстки.
Грабли, на которые можно наступить, кроются, как всегда, в шрифтах - они должны быть либо включены в файл, либо переведены в кривые. Эффекты Corel DRAW и Adobe Illustrator тоже могут быть неправильно записаны в EPS (что делать с эффектами, я уже в общих чертах говорил).
В случае с EPS можно столкнуться с проблемой совместимости версий. И хотя в настоящее время практически все редакторы приведены «к общему знаменателю», для подстраховки лучше пользоваться EPS Level 2.
Свойства различных файловых форматов, используемых при подготовке печатных изданий
Формат |
Текст (шрифты /кривые) |
Редактируемость 6 |
Многостраничность |
Adobe PageMaker |
+/– |
+ |
+ |
Adobe InDesign |
+/+ |
+ |
+ |
QuarkXPress |
+/– |
+ |
+ |
Corel DRAW |
+/+ |
+ |
+ |
Adobe Illustrator |
+/+ |
+ |
– |
Adobe Photoshop |
+/растр |
+ |
– |
EPS |
+/+ |
+ |
– |
PostScript |
+/+ |
– |
+ |
+/+ |
– |
+ | |
TIFF |
нет |
– |
+ |
Просто TIFF
Формат TIFF - казалось бы, проще некуда, но можно поиметь проблемы и с ним. Чтобы этого не произошло, применяйте два уже известных правила. Во-первых, помните о цветовых пространствах - о них шла речь применительно к формату PSD.
И во-вторых, «ничего лишнего». В TIFF-файле, который предназначен для заверстывания в публикацию, не должно быть альфа-каналов и лишних путей (Paths) - их наличие может привести к искажениям изображения при печати.
1 (обратно к тексту) - В принципе, «беспроблемно» может быть выполнен спуск полос - в РИПе или в специальной программе.
2 (обратно к тексту) - Adobe InDesign, хотя и является программой верстки, тоже позволяет конвертировать шрифты в кривые.
3 (обратно к тексту) - «Неправильные» эффекты в нем появились с девятой версии, но «неправильность» эта относительна: если ваш RIP поддерживает PostScript 3, то проблем не возникнет, если же нет - придется выбирать между «редактируемостью» и «красивостью». - Прим. ред.
4 (обратно к тексту) - Для Adobe Illustrator 10 формат PDF уже стал «родным». - Прим. ред.
5 (обратно к тексту) - Справедливости ради нужно сказать, что и PostScript с помощью специальной программы-интерпретатора может быть отображен на экране, но такие программы в окружающей среде встречаются гораздо реже, чем Acrobat Reader.
6 (обратно к тексту) - Теоретически, конечно, можно редактировать любой файловый формат, поэтому здесь под возможностью или невозможностью редактирования подразумевается «в большинстве случаев».
Маленькие хитрости: шрифты в Adobe PageMaker
Когда вы создаете новый файл в программе PageMaker, обратите внимание на опцию «Скомпоновать для принтера». Поинтересуйтесь, на какой принтер будет выводиться публикация, и укажите его в этом списке - для этого принтер нужно установить у себя. Кроме того, сохраните файл публикации «Для удаленной печати» (опция в окне «Сохранить»). При этом в директории, куда вы сохранили публикацию, программа создаст файл trakvals.bin, содержащий специальную информацию о шрифтах, - этот файл тоже нужно прихватить с собой.
Маленькие хитрости: текст в Corel DRAW
Программа Corel DRAW использует два вида текста - Artistic Text (художественный текст) и Paragraph Text (текстовые блоки), но конвертировать в кривые умеет только Artistic Text. Подскажу обходной маневр для конвертирования блоков Paragraph Text. Выделяете текстовый блок, экспортируете его в формат Adobe Illustrator, в параметрах экспорта указываете, что текст экспортируется в виде кривых (рис. 2). После этого «втягиваете» полученный файл обратно в Corel DRAW и ставите на место текстового блока. Adobe Illustrator при этом иметь не обязательно.
Маленькие хитрости: создание PDF
Самый надежный способ создания PDF для полиграфических целей - это «дистиллирование» PostScript-файла, то есть конвертирование файла PostScript в PDF программой Acrobat Distiller. Экспорт публикации в PDF или печать на PDF Writer куда менее надежны.
Перед тем как «натравить» Distiller на PostScript-файл, убедитесь, что установки (Job Options) в Distiller выставлены правильно (рис. 3):
-
Выберите совместимость с более ранней версией PDF. Если не знаете, какая версия используется в пункте назначения, выбирайте PDF 1.2 (Acrobat 3.0).
-
Если хотите сохранить максимальное качество изображений, отключите понижение разрешения (Downsampling) и компрессию.
-
Установите флажок «Embed All Fonts» - «внедрить все шрифты».
-
Отключите опцию «Convert CMYK Images to RGB».
Эти установки будут работать в Acrobat Distiller версий 3.0-5.0.
По умолчанию установки Distiller прямо противоположны, дабы уменьшить объем файла, - компания Adobe полагает, что файлы PDF в основном готовятся для размещения в Интернете 1.
Маленькие хитрости: формат EPS в PageMaker
Adobe PageMaker (по крайней мере, до версии 6.5) не умеет сохранять страницы в виде EPS. Но обходной маневр возможен и здесь: если в системе установлен PostScript-принтер, то EPS может быть записан из диалога печати (рис. 4). Для этого нужно установить флажок «Записать PostScript-файл» и выбрать тип файла EPS. Также убедитесь, что включена опция «Загружать шрифты PostScript и True Type». Если вы записываете в EPS больше одной страницы, то PageMaker создаст соответствующее количество файлов и автоматически пронумерует их, заменив последние символы имени файла номерами страниц.
1 (обратно к тексту) - Тем не менее, в Distiller, начиная с четвертой версии, существуют предустановленные профили PressOptimized и PrintOptimized. За исключением некоторых частностей (позиционирования и размера полосы), в них все задано достаточно корректно. В первом профиле выходное разрешение 2400. Во втором - выходное разрешение 1200, добавляется профиль цветоделения (Adobe CMYK, по умолчанию). Профили можно редактировать, можно также создавать новые. - Прим. ред