С пастью наперевес
АрхивСкоро семь лет, как IBM проглотила Lotus. Тогда казалось, что это слияние должно просто перевернуть вверх тормашками весь мировой рынок информационных технологий. Фанаты желтого цвета вопили, что IBM задавит его своим синим и убьет все лучшее, что было в Lotus.
Скоро семь лет, как IBM проглотила Lotus. Тогда казалось, что это слияние должно просто перевернуть вверх тормашками весь мировой рынок информационных технологий. Фанаты желтого цвета вопили, что IBM задавит его своим синим и убьет все лучшее, что было в Lotus. Скептики утверждали, что на процесс переваривания Lotus IBM потратит слишком много времени и ресурсов. И, наконец, противники Microsoft злорадно потирали руки в ожидании нового витка конкуренции на рынке ПО. Итог, как обычно, оказался промежуточным. Но ведь главное же процесс!
И вот за процессом наблюдать было крайне интересно. Особенно здесь, у нас. Общение с местными сотрудниками Lotus уже после объявления о слиянии компаний доставляло массу удовольствия. В целом радовали даже не патриотизм и эмоции, а - удивительное непонимание устройства бизнеса как такового, субординации, а главное - собственных перспектив.
«Они же там, в Америке слились, а тут мы как работали сами по себе, так и продолжим». «Кто вообще такой этот «Ай-би-эм»? Мы еще поглядим, кто кого! Они думают, что они нас съели, а мы их съедим изнутри». «Чтобы нами управляли начальники из местного офиса IBM? Да никогда в жизни! Вот не пустим их к рулю и поглядим, как они запоют». До какого-то момента местной штаб-квартире IBM действительно было все равно, кто и что говорит по поводу слияния. А затем управленческая вертикаль гигантской корпорации пришла в действие и местный офис Lotus был переварен как килька - кашалотом: отобрали тех, кто вписывался в новую концепцию развития Lotus как подразделения IBM, а остальных попросили очистить помещение. Вместе с патриотизмом и мечтами о самостийности.
В 1998 году Compaq слопала DEC. Реакция на это событие в России в чем-то напоминала историю с IBM и Lotus. Бывшие советские инженеры, воспитанные на дековских архитектурах, были оскорблены. На глазах у всех достояние ИТ-индустрии смачно пережевывала компания, в технологическом отношении мало чем отличившаяся, зато сделавшая имя и деньги на такой подлой и негодяйской штуке, как маркетинг. Следом же взвыли российские компании. Оказалось, что фирмы, окучивавшие одного и того же клиента - банк, завод или страховую фирму, но не сталкивавшиеся лбами в силу товарной специализации - теперь должны были на глазах у заказчика бодаться друг с другом. Российская команда Compaq сумела-таки конфликт в сбытовом канале разрулить, хотя и не без потерь.
Теперь вот по уже проверенному сценарию развиваются события в связи с поглощением Compaq другим гигантом - Hewlett-Packard. Пресса свое слово по этому поводу уже сказала. Если не на страницах изданий - так в кулуарах. По сути, было два рекламодателя, а остался - один. Поставщики же вибрируют уже давно, но общий тон в точности совпадает с тем, что мы слышали и в 1995-м, и в 1998-м. Кто-то так хорошо умел обставлять свои отношения с Compaq, что сегодня теряет почву под ногами. А кое-кто из поставщиков ПК и серверов в свое время успел поругаться с HP и перебежал в стан Compaq. Теперь вот российские офисы компаний объединяются, а значит, массу времени и сил придется отдать перестройке сбытовых цепочек.
Что же касается сотрудников обоих представительств, то сегодня вполне можно им сочувствовать. Не смотря на то, что обычно их считают баловнями судьбы, вытащившими счастливый билетик. Улей вскрыли, пчелы в шоке. Еще бы!
Главной интригой, которую обсуждали до сих пор, считался выбор главы объединенного офиса. Но тут был проявлен просто верх дипломатии. Роберт Беллманн, бывший глава представительства Compaq Computer в России, занял должность «главного по России» (Country Manager Russia), в то время как шеф российского офиса HP Хилмар Лоренц стал «главным» по СНГ и прилегающим странам (Country Manager CIS). А вот что будет с остальными - пока не очень ясно. Три сотни сотрудников обоих офисов с трепетом ожидают решения своей судьбы, отпуская при этом те же сентенции, что в свое время сопровождали и сделку IBM - Lotus, и Compaq - DEC.
У любого, даже счастливого билетика, есть срок действия. И когда-то он истекает.
Ну, а впереди у нас, судя по всему, очередной сюжет того же свойства. Microsoft скорее всего проглотит Navision, которая одной из первой прислушалась к стонам корпоративных заказчиков всего мира, досыта наевшихся дорогих и очень часто не приносящих обещанного счастья ERP - комплексных систем управления предприятиями. Navision дала клиентам возможность покупать ERP недорого, кусками, а к тому же - еще и самостоятельно конфигурировать эти решения, если жадность не позволяет платить всяческим внедренцам. Странная, но во многом близкая к истине историческая параллель в том, что на мировых рынках корпоративного ПО Navision сделала примерно то же, что «1С» - в России.
Если сделка не сорвется, то руководство российского офиса Microsoft может закупать шампанское ящиками. Предприятий, готовых строить ИТ-решения на базе Oracle eSuite или SAP, в России немного. Зато все больше тех, кто готов попробовать, но не тратить на эксперименты миллионы долларов.
То здесь, то там раздается характерное чавканье. На рынке все время кого-то кушают. Впрочем, точно так же это означает, что хотя бы акулы еще не всплыли брюхом кверху в условиях «кризиса мировой индустрии ИТ».
Главное, чтобы никто не подавился.