Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интернет - генератор новых идей

АрхивСудите сами
автор : Александр Дорожкин   17.05.2002

Интернет-компаниями получено огромное количество патентов на самые разнообразные примочки и новшества.

 

Спросите у любого русского: "Кто изобрел радио"? Вам каждый ответит: "Попов". За рубежом же изобретателем радио считают итальянца Маркони. Никого не волнует, что свое изобретение Попов продемонстрировал публике раньше. Во всем мире права на изобретение принадлежат тому, кто получил на него патент. Вот здесь то и обошел простака Попова шустрый итальянец. Это произошло более ста лет назад. С тех пор многое изменилось, но стремление раньше других получить патент на свои идеи только увеличивается. Причем, наряду с действительно новыми и интересными разработками, компании и "ученые-одиночки" стараются патентовать все подряд. Про запас, авось пригодится.

Доходит до смешного. Так, австралиец Джон Кео запатентовал круговое приспособление для облегчения транспортировки. В простонародье - колесо. Это стало возможным по причине того, что Патентное бюро Австралии не занимается проверкой принимаемых патентов, а только ставит на них печать. Попытки получения патентов на повсеместно используемые вещи компаниями неоднократно предпринимались и предпринимаются по сей день. Наибольшую активность в данном секторе проявляют различные интернет-компании.

В середине прошлого года компания British Telecom в ворохе своих старых патентов обнаружила документ, полученный в 1976 году. Этим патентом закреплялось за компанией изобретение гиперссылок. Не долго думая, BT решила взимать за их использование плату. British Telecom предъявила 18 американским интернет-компаниям счета за использование гиперссылок. Ни от одной из них ответ не был получен.

В феврале 2001 года компания Apple Computer получила патент на технологию сменных оболочек для графических интерфейсов программ. Данная технология, в простонародье skin'ы, используется во многих программах. По оценке экспертов, патентование использования skin'ов может привести к задержке выхода следующих версий различных программных продуктов, использующих данную технологию.

Компания NetZero запатентовала технологию всплывающих рекламных окошек. После этого юристы компании не замедлили разослать серию исков в суды с претензиями по поводу использования этой технологии различными сайтами и компаниями.

Не остался в стороне и крупнейший поисковик AltaVista. В своем багаже компания имеет 38 патентов на различные поисковые технологии. По мнению исполнительного директора холдинга CMGI, Дэвида Везерела: "...все, кто используют технологии поиска и индексирования содержания Сети, нарушают сразу несколько патентов компании AltaVista". Руководство считает, что оно вправе пополнить пошатнувшийся интернет-кризисом бюджет компании средствами, полученными за использование патентов AltaVista.

Поистине огромное возмущение интернет-общественности вызвал патент, выданный торговой компании Amazon на использование технологии заказа товаров в интернет-магазинах - one-click purchazing. Причины этого кроются в том, что данной технологией пользуются практически все компании, торгующие в Интернете. Никому и в голову не приходило, что всеми используемую последовательность действий при покупке и заказе товара можно запатентовать.

Интернет-компаниями получено огромное количество патентов на самые разнообразные примочки и новшества. Многие из них заваливают суды исками к конкурентам с обвинениями в неправомочном использовании запатентованных технологий. Суды, как правило, придерживаются в подобных спорных вопросах нейтралитета и не присуждают компаниям больших штрафных санкций. Большое количество патентов позволяет компаниям если не обогатиться, то хотя бы потрепать нервы конкурентам.

Учитывая всю несуразность описанных выше патентов, тем не менее, патентовать свои идеи, разработки и изобретения все же необходимо. Этим автор защитит себя от обыкновенного плагиата идей, что в открытом информационном пространстве, проводником которого является Интернет, последнее время не редкость.

Веб-странички фактически являются программным обеспечением с открытым кодом. Каждый посетитель сайта может, при желании, сохранить всю гипертекстовую разметку вместе с графическим оформлением на своем жестком диске. Если автор размещает на общедоступном сайте информацию, которая, по его мнению, является ноу-хау, то он должен побеспокоиться о расположении поблизости специальных знаков (Copyright), которые закрепляют за ним его авторское право. Если же он об этом не побеспокоился, то в том, что его идеи распространились по всему пространству Глобальной сети и всячески заимствуются на других сайтах, кроме него самого не виноват никто.

Появление Интернета и первые несколько лет, за которые Всемирная сеть опутала весь мир, дали обществу огромный толчок на пути развития новых информационных технологий. Ну и пусть половина появившихся и запатентованных за два десятилетия идей никогда и никому не пригодятся. Середина двадцатого века была ознаменована первым полетом человека в космос, в конце этого века появился Интернет. Что последнее дало обществу? Да хотя бы то, что будет изобретено после возникновения Интернета. Что именно? Этого мы пока не знаем.

Обсудите материал в форуме

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.