Adobe Photoshop - сбывшаяся мечта фотографа и художника
АрхивИнтервью неделиБеседа Александра Костинского с Евгением Козловским в эфире "Радио Свобода" 30.04.02
Александр Костинский
В нашей передаче мы уже не раз рассказывали о достижениях цифровой фотографии и печати. Но после цифровой съемки и до печати на принтере, существует еще одна стадия обработки изображения. Для нее созданы специальные программы - графические растровые редакторы. Самые известные из них Adobe Photoshop и Corel Photopaint.
Эти программы в чем-то заменяют процесс обработки и проявления фотографий, когда мы при свете красного фонаря, перекладывали фотобумагу из ванночки в ванночку.
Но их функции гораздо шире. Они могут восстанавливать старые отпечатки, убирать с них ненужные детали, комбинировать снимки, картины, рисунки.
Растровые редакторы снабжены массой специальных фильтров, которые позволяют обычное изображение выполнить практически в любом художественном стиле, отлить его из бронзы, вытесать из гранита и многое-многое другое.
Сегодня мы обсудим возможности подобных программ с главным редактором журнала "Компьютерра", фотографом и фотохудожником Евгением Козловским.
Евгений, как возникла идея, как пришли компьютерщики к тому, что уже готовые изображения можно видоизменить, улучшить или преобразовать в какой-то другой вид?
Евгений Козловский Компьютерщики здесь не при чем. Я думаю, что в самых первых наскальных изображениях, уже тогда была потребность, интерес, желание как-то это все раскрасить, охрой, например, а что-то черным промазать. Поэтому, когда появились компьютеры, то, естественно, эта задача возникла вместе с креативными задачами создания чего-то, фиксации, в том числе обработки изображений. Другой разговор, когда у вас изображение записано в цифровом виде, то очень многие вещи, которые в аналоговом, живом виде было делать трудно, стало делать гораздо проще. Например, фотографы 20-40 лет назад использовали такие приемы, как изогелия, соляризация. Соляризация, например, после начала проявки пленки или фотографии требовала сильно ее засветить, чтобы инвертировать изображение, чтобы недопроявленное серебро пошло в засветку, а уже проявленное было частично обработано, и получалась местами негативная, местами позитивная картинка, странные тени. В зависимости от того, сколько времени горел свет, как он был ярок, соляризация была такой или другой. Цветная соляризация - это вообще был конец света. Журналы в то время, как "Чешское фото", печатали такие фотографии. Сейчас на компьютере это сделать очень просто. Вы задаете просто диапазон света и тени и говорите - эту часть нужно инвертировать. Он легко это делает довольно простыми программными средствами.
Или изогелия. Это было черт знает что. Надо было сделать из обычного полутонового изображения что-то такое плакатное, скажем четыре градации серого. Для этого нужно было брать негатив, печатать его с большой контрастностью. Потом его переснимать или печатать этот негатив на другой негатив, увеличивая контрастность. Несколько раз это проделывалось с большими или меньшими выдержками, и вы получали, наконец, четыре варианта фотографии. Один из них показывал более темные кусочки, другой менее темные, третий был совсем светлым. Потом их складывали вместе, совмещая на просвет. Печатали. И вместо сотен оттенков четыре: черный, темно-серый, светло-серый и белый. Получалось очень эффектно, плакатно. Проделать это на компьютере очень просто. Вы берете любую программу, а уж для такой мощной, как Photoshop, о которой мы будем говорить, просто элементарно, и задаете столько градаций, сколько вам нужно, и процессор просто их просчитывает. Вот эта часть пикселей, попадающая в градации от единицы до 256 красится в белый, от 256 до 512 - в светло-серый и так далее. И вы получаете картинку такового вот плакатного странного вида в одно мгновение вместо суток совмещения, сушек и всего прочего.
Александр Костинский В первых программах обработки изображения пытались реализовать в цифровом виде приемы, накопленные в фотографии?
Евгений Козловский Можно сказать так, а можно и шире. Сперва воплощались те приемы, которые уже существовали в изобразительном искусстве. Например, целое направление импрессионизма "пуантилизм", когда изображение разбивается на ряд локальных ярких точек определенного количества цветов, что-то вроде мозаики. Такие эффекты, такие фильтры легко реализуются в Фотошопе. Фильтры импрессионизма, легкой размывки. Или фильтр фрески, когда цвета бледнеют и становятся менее разнообразными. Здесь могут быть живописные фильтры, фотографические, психоделические, какие угодно. От чего это исходило? Наверное, отталкивались изначально от каких-то уже наработанных в живописи и фотографии вещей, а параллельно, иногда автоматически, иногда с помощью фантазии получались еще какие-то совершенно неожиданные эффекты. Дело в том, что иной раз какую-то формулу запускаешь на вход осциллографа, монитора, графопостроителя, и это сравнительно простое выражение вдруг начинает рисовать странные вещи, которые в каких-то ситуациях оказываются красивыми. И поэтому, я думаю, что часть этих фильтров, часть этих эффектов возникали как:
Александр Костинский Как фантазия, как эксперимент.
Евгений Козловский Как неожиданное побочное действие работы над какими-то математическими алгоритмами и формулами.
Александр Костинский Практически все возможности, о которых мы сейчас говорили, убедительно воплощены в программе Adobe Photoshop. Он стал стандартом в области обработки изображения.
Евгений Козловский Фотошоп действительно стал стандартом де-факто, но он - дорого стоит.
Александр Костинский Но не на Горбушке (Горбушка - рынок компьютерной и бытовой техники, дисков, кассет - изначально находился в районе ДК им. Горбунова, а теперь перенесен в бывшие цеха завода "Рубин" - А.К.).
Евгений Козловский Но не на Горбушке. Поэтому я думаю, что только в России или на Украине Фотошоп считается самым универсальным инструментом для любителей. Потому что, на самом деле, даже очень продвинутый любитель никогда не воспользуется и десятью процентами возможностей Фотошопа, а некоторые вещи ему в Фотошопе будет делать трудно, потому что требуется глубокое понимание, глубокое знание программы. Нужно прочесть не одну толстую книжку, чтобы как-то в этом всем разобраться. Фотошоп - это суперинструмент, который, вообще говоря, совсем не обязательно использовать и не совсем просто. К большинству сканеров, цифровых фотоаппаратов обычно прикладываются какие-то графические редакторы, которые большую часть бытовых потребностей позволяют удовлетворить проще, понятнее для любителя, но их - много, и о каждом не поговоришь. Поэтому можно, как пример, говорить и о Фотошопе.
Александр Костинский Какие функции Фотошопа наиболее полезны для любителя?
Евгений Козловский Есть опция - autolevel, автоуровень. Что это значит? Это значит, что, когда вы получаете картинку, может оказаться, что весь ее диапазон сдвинут в какую-то сторону. Она чуть-чуть под желтой вуалью, или синей, или чуть-чуть пересвечена. Вы нажимаете автоуровень, Фотошоп сам определяет самое яркое место картинки и самое темное и весь возможный диапазон он расширяет на всю границу, на те куски спектра, которые оказались не задействованы в этой фотографии. Фотошоп расширяет диапазон.
Александр Костинский И фотография становится более сбалансированной.
Евгений Козловский И в девяти случаях из десяти она становится более четкой, более яркой, насыщенной, точной. Но в десятом случае теряется, например, общий розовый цвет рассвета. А он был. Поэтому без глаза здесь все равно ничего сделать нельзя. Иногда в таких случаях помогает другая автоматическая опция Фотошопа - автоконтраст. Тогда он не тронет цвет и розовую дымку оставит розовой или синюю вечернюю - синей, но отсечет уплотнит диапазон. То же самое, в принципе, делается, когда записывается музыка для компактов: сжимают динамический диапазон. Он достаточно широк и, чтобы он ярче звучал, его сжимают. На самом деле это искажение, но искажение, приятное нашему глазу, дающее что-то вроде повышения совершенства. Подобные операции есть во встроенных легких, небольших редакторах.
Александр Костинский Не только с Фотошопом можно работать. Даже если вы купили себе средний цифровой фотоаппарат, к нему прилагается программа, которая вам поможет одним или двумя нажатиями избавиться от красных глаз, скорректировать цвета. Фотошоп это - слишком мощный инструмент.
Евгений Козловский Это - слишком мощный инструмент и настолько мощный, что порою человек не может сделать даже элементарных вещей, потому что это оказывается слишком сложным. Обычный фотолюбитель в Фотошопе будет пользоваться четырьмя возможностями, которые, как правило, еще более доступно реализованы в прикладываемых программах. Но, тем ни менее, Фотошоп - это безумно увлекательно. Можно жить с Фотошопом, можно стать виртуозом Фотошопа и рано или поздно, наверное, зарабатывать на этом хорошие деньги. Но это трудно.
Александр Костинский А можно ли с помощью Фотошопа менять на фотографиях цвет волос, делать из фотографий шаржи, примерять с помощью компьютера одежду из журналов мод?
Евгений Козловский На самом деле для всяких таких штучек (вроде карикатур с вытянутым носом, вроде разных цветов или типов причесок) есть масса специальных программ. Просто на Горбушке лежат эти имиджевые программы. Вы берете свое лицо и делаете с ним что хотите: тени, румяна, волосы такие, другие, одного вида, другого. Для этого все специально заточено. Можно это сделать в Фотошопе? Можно, но очень сложно.
Александр Костинский Это специальные программы обработки изображений более дешевы и просты.
Евгений Козловский Или программы, которые делают шаржи. Просто берете фотографию, мышкой тяните сюда, туда. Вот здесь добавляете кисточкой какой-то цвет. Она специально сделана для шаржей. Есть программы, которые позволяют делать и такие вещи. Вы снимаете козла, например.
Александр Костинский Животное.
Евгений Козловский Животное. И себя. Запускаете эти два кадра. Пишите 8, 12 или 16 шагов и лицо козла превращается в ваше лицо совершенно плавно кадр за кадром. Там все больше козлиного, все меньше вашего, тем ни менее что-то похожее. Это все очень эффектно. Трудно сейчас придумать то, чего уже нет в таких небольших программах.
Александр Костинский Можно сказать, что сейчас благодаря компьютерной технике произошел серьезный качественный скачок.
Евгений Козловский Дело вот в чем. То же самое можно отнести к записи и редактированию текстов. Софья Андреевна Толстая восемь раз переписывала "Войну и мир". Представляете, сколько одной бумаги потребовалось? А сейчас один раз набили в компьютер, а дальше редактируйте. Цифровое видео. Что такое раньше был монтаж? Я помню, как делали аналоговый профессиональный монтаж в аппаратной на телевидении. Сейчас все это происходит в реальном времени и легко. Звук - то же самое. Как только мы какую-нибудь информацию, и фотографии, и текст и так далее, переводим в цифровую форму, с ними уже можно легко оперировать.
С другой стороны, я помню, кажется, в 1965 году, когда один из фотографов на выставку принес молодого человека комсомольского вида, сделанного в технике изогелия. Вокруг толпа собралась. Как вот этот плакатный вид сделан из фотографии? Кто понимал - понимал, что он неделю просидел, кто не понимал, тот удивлялся. Сейчас это уже никому не нужно. Сейчас это сделать легко и поэтому на выставку такая фотография не попадет. Сейчас каждый может выделить четыре уровня в Фотошопе и получить подобную картинку за секунду.
Александр Костинский То есть изогелия стала обыкновенным инструментом.
Евгений Козловский Здесь две стороны. Я не думаю, что это только: "Ах, облегчило фотографам работу!" Насколько облегчило, настолько и обесценило.
Александр Костинский Но зато можно над смыслом работать. Это лучше, чем неделю четыре градации выводить.
Евгений Козловский Я совершенно согласен, но по моему опыту количество смыслов, рождающихся в голове того или иного человека, довольно ограничено. Вот если бы высвобождению смыслов мешала только техника, да, мы сейчас могли бы и соборов понастроить: Количество смыслов ограничено. Скорее повышается общий ремесленный уровень. Я не думаю, что это способно изменить креативную составляющую искусства.
Александр Костинский Если говорить о довольно простых возможностях художественных редакторов. Мы можем, например, легко увеличить фотографию, уменьшить ее.
Евгений Козловский Мы можем, конечно, увеличить фотографию, но, если она снята с маленьким разрешением, ее, вообще говоря, увеличить можно, но прилично она будет смотреться на том расстоянии, на котором она будет выглядеть такой же маленькой, как была изначально.
Александр Костинский А сглаживание?
Евгений Козловский Сглаживание, бикубические преобразования, пятое-десятое, но в самом высшем смысле, из ничего - ничего вы не получите.
Александр Костинский Исходник, все-таки должен быть высокого качества.
Евгений Козловский Исходник должен быть высокого качества, чтобы получить высокое качество. Другой разговор, что можно взять исходник низкого качества и с помощью довольно сложных и творческих операций перевести его в другую технику. У вас низкого качества исходник, по краям линий видны ступеньки и квадратики, вы это все смажете. У вас неоткуда взяться ни добавочным цветам, ни добавочным деталям, вы это просто покрасите, сделаете под японскую шелковую гравюру и получится здорово, но это целая работа. А вот, чтобы у вас была фотография на паспорт, а вы могли с помощью чудесных компьютерных технологий увеличить ее до плаката - это вряд ли. Хотя, конечно, если речь идет об аналоговых фотографиях, когда разрешение ограничено только величиной серебряного зерна, а зерна маленькие, то при хорошем сканировании, конечно, вы ее можете сделать довольно большой. Но вы, хорошо сканируя, уже делаете довольно качественный оригинал. Вы не столько увеличиваете, сколько тонко снимаете информацию с изображения. Вы все равно не получите больше, чем ее есть, но поскольку эти частички серебра достаточно микроскопичны:
Александр Костинский 30 микрон.
Евгений Козловский Ну да. Если у вас есть хорошая аппаратура, то вы можете каждые 30 микрон поместить в один пиксель. Если таких микрон у вас достаточно много, а сканнер позволяет их увидеть, то, да, вы маленькую фотографию можете увеличить. Но, если у вас цифровое изображение 640х480 точек, конечно, вы ничего с ним не сделаете, разве что возьмете его основой для творческого преобразования, практически создания новой картинки.
Если говорить о практических вещах, то я бы поговорил вот о чем. О том какая обработка изображений минимально нужна. Нужна всегда, и не является вот такой экстравагантностью. Тем более, повторяю, экстравагантности в каком-то смысле чуть ли не проще элементарных вещей, потому что для них есть специальные программы:
Александр Костинский Один раз кнопку нажал и все.
Евгений Козловский
Стоит получение нами фотографических, документальных изображений разделить на три группы. Это сканирование с прозрачного материала - слайды, негативы; сканирование с отпечатков; и, наконец, получение цифрового оригинала с помощью цифровой камеры.
Сегодня, конечно, можно сразу получать цифровое изображение. С этого мы и начнем.
Какие тут возникают проблемы?
Во время фотографирования очень важно правильно выставить баланс белого. Чем дешевле фотоаппарат, тем меньше у вас возможностей, иногда это делается аппаратом автоматически. Иногда у вас есть градации: лампочка накаливания, дневной свет, вечер, день. В чуть-чуть более продвинутых аппаратах есть возможность получать баланс белого по белому листу. В этих конкретных условиях освещения вы берете белый лист, снимаете его, и аппарат запоминает, что это - белое. Вы должны обязательно это сделать, потому что никакой Фотошоп не позволит вам получить цветовые оттенки, которые вы потеряли при фотографировании. И, если вы неправильно установили или вообще не установили баланс белого, то у вас есть шанс получить картинку, с которой вы нигде ничего не сделаете. Когда чуть-чуть цветовая температура не совпадает, когда яркий солнечный снимок, тогда вы можете в Фотошопе исправить фотографию. Цветопередача зависит от вида матрицы, иногда от конкретного аппарата. У меня мой предыдущий Olimpus Е-10 все время немножечко синил, и я почти каждый снимок, во всяком случае, когда речь шла о солнце с большим количеством неба, ультрафиолета, я всегда 15-20% почти автоматом двигал в сторону желтого. Такие легкие недостатки поправляются Фотошопом, но если вы не имеете всей информации в кадре, то, конечно, исправить такой недостаток вам будет довольно трудно. Тут еще очень важная штука - правильная настройка монитора, а если вы печатать собираетесь, то и принтера. Аппарат вам может дать очень приличную картинку, а монитор не настроен на правильную цветовую температуру. Понять это невозможно, потому что глаз привыкает, адаптируется. Дома при свете ламп накаливания у вас же нет ощущения, что вы сидите в желтом свете. Глаз адаптировался. Когда вы точно снимете цвет, то увидите, что все - желтое. Когда вы на солнце, кругом ультрафиолет, вам кажется, что все нормально. На самом деле все - синее. Поэтому, когда сидите перед монитором, вам кажется, что все нормально. На самом деле, нужно точно балансировать цветовую температуру, и по глазу очень трудно настраиваться. В дорогих мониторах существуют специальные цветоанализаторы, но это не для любителей, естественно. Если вы просто намерены показывать снимки на мониторе друзьям, и им все покажется нормальным. Если же вы собираетесь делать отпечатки, вот тут нужно ваш конкретный принтер, ваш конкретный монитор откалибровать. Сделать снимок и посмотреть, соответствует он реальности или нет. Ах, черт, на снимке много желтизны. Давайте добавим в монитор немного желтого, чтобы во время обработки снимка сразу сделать его более голубым. Это вот то, что касается обработки цифрового оригинала. Дальше, что с ним делать?
То, о чем я уже говорил - уровни. Их можно оставить, как они есть, ничего страшного. Но, если вы хотите выжать из этого снимка максимум сочности, яркости, вы пробуете автоуровни. Если автоуровни у вас не проходят, дают искажения, то попробуйте автоконтраст.
Дальше я говорил про цвета. Баланс цвета естественный, а вы хотите неестественный, вы хотите усилить зеленый. У меня есть снимок, не бог весть что, но люди, которые смотрят, непрофессионалы, удивляются, просят напечатать. Он представляет из себя черно-белую осеннюю рябину, а гроздья, ягоды - красные. Делается все очень просто. Специальный инструмент в Фотошопе цветонасыщенность (saturation) и все цвета сводите в ноль кроме красного. Все оказывается черно-белым, а красные ягоды остаются красными.
Александр Костинский Такой прием часто применяется в рекламе.
Евгений Козловский Это все очень легко делается, буквально за 40 секунд.
Дальше вы можете обрабатывать не весь снимок, а какие-то его части. Выделять аккуратно, чтобы все это слилось, делать более размытыми или более контрастными или более цветонасыщенными.
Сейчас мы перейдем к получению цифровых копий с аналоговых оригиналов.
Первое, что меня всегда убивало и что сложнее всего это - пыль, грязь. Ее нужно убирать, и есть специальные инструменты, есть автоматы, есть специальные кисточки, но все равно это - сумасшедший дом. Это кропотливая, нудная работа. Когда ее много, можно просто сойти с ума. Когда вы переводите изображение с пленки или с фотоотпечатка в цифру, как правило, вы теряете диапазон. Вы теряете либо какую-то часть светлого, либо какую-то часть темного, она в черный превращается, детали не видны. Это тоже надо иметь ввиду, и внимательно к этому относится.
Дальше, если фотографии старые, их можно реставрировать, можно по пикселям убирать сгибы. Можно пытаться вытащить из снимка информацию, если она есть, хотя бы с помощью автоконтраста или вручную этот контраст подбирать. И, конечно, чем скорее вы все это сделаете, тем меньше шансов, что вы это потеряете. Потому что негативы, отпечатки выцветают, царапаются, ломаются.
Александр Костинский Чтобы сохранить фотографии "навечно", их нужно перевести в цифровой вид. Пусть даже не навечно, а если вы хотите, чтобы ваши внуки смотрели изображения того же качества.
Евгений Козловский Без всякого сомнения. Обязательно нужно переводить и не терять время. Может быть, не стоит даже покупать сканнер, а взять его где-нибудь напрокат. Просидеть три месяца, перевести все достойное из слайдов и негативов туда, записать на CD или DVD-ROM. Нужно сканировать, переводить в цифровой вид, забывать аналоговую форму, покупать цифровой аппарат и дальше уже делать с этими картинками все что угодно легко, играючи и с очень, может быть, забавными и полезными результатами.
Вообще говоря, это еще раз подтверждает то, что персональный компьютер на сегодня, может быть, не творит чудеса, но позволяет человеку делать дома огромную часть того, что раньше считалось привилегией профессионалов, требовало больших мощностей и так далее. У нас недавно вышла тема номера по кино ХХI века. Там предсказано, что через какие-нибудь 15 лет любой фильм будет делаться дома за столом.
Александр Костинский Можно сказать, что компьютер и цифровые технологии делают творчество более демократичным. Они все большему количеству людей дают возможность в него включиться.
Евгений Козловский Безусловно.
Александр Костинский Это был Евгений Козловский, главный редактор журнала "Компьютерра".
Обсудите материал в форуме