Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Просто Z

Архив
автор : Денис Степанцов   14.05.2002

Обзор новинок Logitech, акустических систем Z-340 и Z-540

Диковинки от Logitech, представленные на минувшей выставке «CeBIT 2002», не вошли в ганноверский репортаж по той простой причине, что почти все они уже спустя неделю усилиями компании «Алион» прибыли в Россию. Клавиатур Logitech KeyCase и SoftCase мы коснулись в материале о других цебитовских дебютантах - Palm m130 и m515 (к сожалению, подружить предоставленные нам инженерные образцы клавиатур с коммерческими наладонниками не удалось, но на выставке у стендистов они работали, и мы не сомневаемся, что у Logitech все выйдет, как задумано). Ну а в этом номере предлагаем вниманию читателей очерк об акустических системах серии «Z».
Илья Хрупалов

Начнем с досадного обстоятельства: старшая модель в линейке, Z-560, сертифицированная THX, еще не пересекла границы и исследованиям подвергнута быть никак не могла. Пришлось удовлетвориться двумя младшими моделями - Z-340 и Z-540. Вследствие сильной «похожести» этих двух систем (540-я является естественным «расширением» 340-й модели до варианта 4.1) за основу мы возьмем четырехкомпонентную 540-ю модель, а у 340-й укажем немногочисленные отличия.

Внешний вид акустики по-логитеховски презентабелен и аккуратен. При первом взгляде на сабвуфер может показаться, что это классическая схема акустического подвеса 8-дюймовой динамической головки (то есть без фазоинвертора). Однако документация подсказывает, что за небольшими габаритами скрывается полностью закрытая двухкамерная схема *: в действительности используется 4-дюймовый динамик, смонтированный на внутренней панели, разделяющей пространство корпуса. Как видно на схеме, «играющий» динамик развернут на 180°. Большой 8-дюймовый излучатель, который мы видим на передней панели, представляет собой так называемый pressure driver - пассивный динамик, лишенный магнита. Он реагирует на воздушное давление, которое возникает во время колебаний активного динамика, воспроизводит и усиливает его звучание. Более того, пассивный динамик в подобных системах одновременно фильтрует искажения и высокочастотные шумы. За счет такой схемы качество звучания заметно повышается. Поскольку сабвуфер не имеет фазоинвертора, при перегрузках может возникать избыточное воздушное давление. Чтобы избежать этого, разработчики соединили камеры в нижней части портом из двух трубок разного диаметра, свободно входящих одна в другую.

Корпус сабвуфера изготовлен из древесно-волоконной плиты, на задней панели расположены входы коммутации, регулятор мощности сабвуфера (что неудобно) и сетевой разъем встроенного блока питания. Светлый обод и металлическая сетка, закрывающие пассивный динамик, придают сабу сходство с профессиональными сценическими мониторами (ну не нравятся мне эти тряпочные сетки от комаров).

При первом взгляде на сателлиты возникает ассоциация с лукасовским AT-ST Scoutwalker, которому слегка укоротили «ноги». Регуляторы «volume» и «fader», конической формой напоминающие неизрасходованный боекомплект, лишь усиливают впечатление. Надо было сделать сателлит шагающим, снабдить его пультом ДУ и наплевать на звучание - был бы хит продаж. Увы, он прочно покоится на толстой алюминиевой подставке с тремя резиновыми ножками. Кстати, регуляторы неудобны именно своей формой и гладкостью - чтобы ухватить их мужской дланью и повернуть, нужно немного потренироваться.

На правом фронтальном сателлите расположились все органы управления системой: кнопка «power» (при нажатии зажигает дико модный ярко-синий светодиод) и кнопка «M3D». Коммутирующие кабели глухо выведены на заднюю стенку правого сателлита: толстый, в полпальца кабель подключается к сабвуферу, два более тонких - к выходам звуковой карты. Корпуса сателлитов не закрыты - сквозь отверстие резонатора прекрасно видно заднюю стенку динамика (см. фото). То есть предполагается повышенная акустическая отдача (читайте ниже, что из этого вышло). Защитная сетка, по замыслу производителя, сниматься не должна, однако, несмотря на некоторую дозу клейкой субстанции, снимается без особенных усилий. Правда, при этом «лицо» сателлита сразу приобретает растерянно-глуповатое выражение.

Отверстия в «ногах» сателлитов проделаны с прицелом на любителей дюбелей и электродрели. Если открутить большой винт, коим корпус крепится к подставке, перевернуть корпус на 180° и прикрутить заново, то сателлит можно легко повесить на стену (см. фотографии). Идея отличная, но, как всегда, страдает непродуманностью. Дело в том, что двух метров длины кабеля от фронтальных сателлитов к сабвуферу (как и кабеля сателлит-компьютер) вполне достаточно, если не разносить их слишком далеко. Тыловые сателлиты отхватили у судьбы шнур подлиннее - метра четыре, однако тоже без возможности замены. Если учесть, что их желательно ориентировать как минимум друг напротив друга относительно головы слушающего (перпендикулярно направлению фронта), шанс дотянуться до сабвуфера у кабелей такой длины невелик.

У 340-й модели коммутация еще проще. Правый фронтальный сателлит соединяется с сабвуфером только одним толстым кабелем. Один тонкий кабель идет к выходу звуковой карты, а вторым правый и левый сателлиты жестко связаны друг с другом. Здесь идея монтажа на стену гибнет на корню - длина соединительного шнура не превышает метра. Исключительно настольное решение. На правом сателлите расположен общий регулятор громкости («volume»), кнопка включения питания и выход на наушники.

В начале «выслушивания» Z-540 для чистоты эксперимента мы решили ограничиться фронтальными сателлитами и сабвуфером. Однако здесь возник забавный казус: едва выкрутили мощность саба на максимум, как тут же к басовой составляющей стало примешиваться странное похрюкивание, не похожее на обычный хрип перегруженного динамика. Причиной оказались… не подключенные задние сателлиты - воздух, вырываясь из отверстий коаксиальных разъемов «rear right» и «rear left», оздавал тот странный хрюкающий звук. Как только мы «заткнули» отверстия штекерами тыловых сателлитов, сабвуфер зазвучал идеально. Можно только сказать, что конструкция удалась на славу - даже на максимальной мощности перегрузки отсутствовали в принципе, и вообще создавалось впечатление, что сабвуфер играет нечто большее, чем просто положенное ему уханье.

Теперь о назначении кнопки «M3D». Фирма Logitech запатентовала технологию M3D Matrix, обеспечивающую «объемное естественное звучание стандартных двухканальных источников стереозвука». В реальности происходит следующее: сигнал со звуковой карты обрабатывается и подается на тыловые сателлиты с некоторой задержкой и небольшой громкостью. Таким образом, тыловые сателлиты будут звучать, даже если второй штекер не подключен (или у карты всего один выход), создавая своеобразный эффект эха. Громкость (но не задержка эха!) изменяется регулятором «fader». Когда к выходам звуковой карты подключены оба штекера системы (четырехканальный режим), «fader» одновременно регулирует «эховый» эффект и громкость тыловых сателлитов.

Конечно, досадно, что Z-540 не умеет самостоятельно раскладывать входной стереосигнал на четыре сателлита (как, например, 4.1-системы от Altec Lansing, которые при этом соответственно меняют и громкость сабвуфера). Но даже если ваша звуковая карта имеет всего один выход, тыловые сателлиты без работы не останутся: если выкрутить «fader» на максимум, их звучание слышно отчетливо. Более того, в таком варианте колонки звучат несравнимо приятнее, нежели просто как 2.1-система. Именно под этим соусом мы их вам рекомендуем, потому что громкость (доля) сабвуфера у Z-540 не меняется в зависимости от режима применения и в обычном стерео на два сателлита ощущается явный недостаток средних и высоких частот. И даже хуже: сбалансированное звучание обеих систем продолжается лишь до половинной отметки регулятора «volume» (на выходе звуковой карты - 70% громкости). Где-то раньше, где-то позже маломощные динамики сателлитов начинают перегружаться. Та же ситуация повторилась с моделью Z-340. Несмотря на чуть большую мощность сателлитов (6,5 Вт против 5 Вт у Z-540) перегрузки все равно имели место, и музыкальная мощность систем оказывалась совсем невелика. При таком славном сабвуфере столь слабые сателлиты… слов нет.

Что же, выходит, не смогла Logitech представить на рынок конкурентоспособный продукт? Не будем торопиться с выводами. Если колонки не способны заполнить симфонической музыкой 70-метровый холл, это вовсе не значит, что их не стоит рассматривать в качестве домашней акустической системы. Во-первых, повторю, что и сателлиты, и сабвуфер звучат очень и очень неплохо, и даже на половине своей мощности эти колонки способны выдать приличное количество звука. Во-вторых, существует такая область применения, как просмотр фильмов и игры, где эти системы показали себя с лучшей стороны. А в-третьих, вопрос цены стоит для российского пользователя ох как не на последнем месте. И вот в этом месте империя Logitech наносит ответный удар: рыночная стоимость модели Z-540 находится на уровне 80 долларов. О цене в России информации пока нет, но, думаю, большой разницы не будет. Наверное, за такие деньги этой системе можно простить многое.

Основные технические характеристики систем Logitech Z


Z-540

Z-340

Суммарная мощность, Вт

40 (4x5 + 20)

33 (2x6,5 + 20)

Полоса воспроизводимых частот, Гц

35-20000

35-20000

Соотношение сигнал/шум, дБ

75

85


P. S. Колонки Z-540 можно смело рекомендовать любителям игр и фильмов. Тех, кто не предъявляет высоких требований к мощности акустической системы, эта модель тоже вполне устроит. Любителям больших мощностей и обладателям больших площадей следует выбрать что-то более дорогое из модельного ряда Altec или Creative. А вот Z-340 мы можем рекомендовать лишь тем, кто ищет достаточно качественное, но низкобюджетное решение.

P. P. S. Напомним, что в обойме Logitech есть еще модель Z-560, которая заметно отличается по исполнению и характеристикам от двух предыдущих.


* (обратно к тексту) - По звуковому оформлению сабвуфер представляет собой акустически разгруженную (закрытую) систему второго порядка. Достоинства такой системы: малый занимаемый объем, неглубокий спад АЧХ на низких частотах, прекрасная переходная характеристика и групповое время задержки, простота конструкции и снисходительность к конструктивным просчетам. Недостатки: незначительная отдача в области «верхнего баса», недостаточное охлаждение магнитной системы в закрытом корпусе. Справедливости ради заметим, что по аналогичной схеме построены сабвуферы многих акустических систем. В частности, в DTT 5700 Digital, MegaWorks 510 компании Creative.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.