Власть ИТ или ИТ-власть?
АрхивРазработка и внедрение информационной системы крупного предприятия - дело хлопотное. Разработка и внедрение информационной системы, объединяющей органы власти целого государства, - труднее на порядки. Но трудностей мы не боимся.
Разработка и внедрение информационной системы крупного предприятия - дело хлопотное. Разработка и внедрение информационной системы, объединяющей органы власти целого государства, - труднее на порядки. Но трудностей мы не боимся. Российское государство взялось за автоматизацию власти всерьез и по-новому, не так как прежде, когда, отпуская средства в тихие омуты министерств и ведомств, верхи по большому счету не интересовались, кому и зачем нужна информатизация.
Нынче представители власти мыслят глобально, в русле передовых идей федеральной целевой программы «Электронная Россия». И разрабатываем мы сегодня не какое-то там АСУ, а e-government.
В мире существует множество решений, носящих это звучное имя. Подобная затея еще не потеряла новизны, она все еще в моде, но таит немало проблем, и при каждой конкретной реализации требует, как правило, особого подхода. Тем более - в России, славящейся своими… чиновниками и коммуникациями. А ведь именно с них всякое новое дело и начинается, хотя зачастую на них же и заканчивается.
В конце апреля в Чебоксарах состоялось самое представительное мероприятие по этой проблеме - Всероссийское совещание «Электронное правительство для Электронной России», на которое президент Чувашской республики Н. Федоров собрал (по его словам) самых информированных и информатизированных государственных чиновников, элиту Интернет-сообщества, представителей крупнейших мировых и российских ИТ-компаний, экспертов и журналистов. Совещание прошло на высоком уровне: присутствовали Г. Греф, С. Кириенко, руководители ряда ведомств, были организованы видеомосты с Америкой, Европой и несколькими регионами России, велась прямая трансляция по Интернету.
Место проведения совещания выбрано не случайно: Минэкономразвития определило Приволжский федеральный округ как модельный при реализации программы «Электронная Россия». Чувашию смело можно назвать самым информатизированным регионом в Поволжье: созданная там региональная информационно-аналитическая система, объединяющая программно-технологической средой все органы государственной власти и самоуправления республики, не имеет аналогов в стране.
Как понимают сегодня представители власти «электронное правительство»? - Коммуникационная сеть, внутренний электронный документооборот, правительственный портал, система электронных торгов, предоставление широкого доступа к информации о планах и результатах деятельности органов управления - от принятых решений и финансовых перечислений и до графика работы отдельных чиновников. Что сегодня власть хочет получить от внедрения технологий «электронного правительства»? - Быстрый скачок в эффективности управления. По эффективности отдачи от инвестиций Николай Федоров сравнил госсектор ИТ с нефтяной отраслью, хотя и по причине крайней запущенности первого. И здесь, наверное, можно согласиться. По словам Сергея Кириенко, сегодня у большинства известных ему руководителей компьютер по большей части служит украшением стола, причем не столько из-за неумения с ним работать, сколько из-за отсутствия информационно-технологической инфраструктуры управления. А процедура электронного документооборота в администрации представителя Президента выглядит так: документ, пришедший по электронной почте, распечатывается, на нем ставится штамп входящего учета, и он подшивается в дело. «В одном из регионов округа самое большое впечатление на глав районных администраций произвело зачитывание перечня платежек Минфина: когда и какие деньги поступали на детские пособия, сколько было выделено на дотацию сельского хозяйства, реформу ЖКХ. Для них это оказалось полным откровением. Они даже не знали, что на эти цели, оказывается, выделялись деньги. Представляете, какой эффект произведет открытость подобной информации».
Герман Греф привел другой любопытный факт. Введение электронных торгов в США, где уровень открытости конкурсов выше, чем у нас, дали 20% сброса в цене закупаемой продукции, а, например, при введении системы электронных торгов для государственных нужд в Ставропольском крае цены падали в разы (на муку - в 7 раз, а на сливочное масло - в 9 раз).
В общем, намерения у власти превосходные. Очередь за их реализацией, к которой больше всего вопросов. Отдаст ли российский чиновник свои «тайные знания» на всеобщее обозрение? Куда денутся сети личных отношений чиновников с частными структурами? Удастся ли сломать коррупционные схемы, приобретшие в стране системный характер? Каким образом будет создаваться единое информационное поле «электронного правительства» ? Недаром ведь на совещании ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов призывал увязать реализацию «Электронной России» с административной реформой, а представители бизнеса неустанно повторяли, что информатизация только тогда бывает успешной и эффективной, когда сопровождается реинжинирингом бизнес-процессов, то бишь в нашем случае - реформой управленческих процедур и структуры госаппарата.
Что ж, поживем увидим. Результаты первых конкурсов на размещение заказов для выполнения мероприятий «Электронной России» в 2002 году станут известны уже во второй половине мая.