Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Право потреблять (комментарии к российским законам о защите прав потребителей)

Архив
автор : Михаил Генин   24.04.2002

В любой торговой лавке, чем бы там ни торговали, на видном месте висят брошюрки с громкими названиями: "Закон о защите прав потребителей", "Правила торговли", "Книга жалоб". К ним все привыкли, висят они просто потому, что "так надо", и годами их никто не трогает.

В любой торговой лавке, чем бы там ни торговали, на видном месте висят брошюрки с громкими названиями: «Закон о защите прав потребителей», «Правила торговли», «Книга жалоб». К ним все привыкли, висят они просто потому, что «так надо», и годами их никто не трогает.

Газеты и журналы, телевизионные программы и рассказы знакомых давно уже внушили всем мысль: защита прав потребителей у государства поставлена на уровне. Одна беда: когда у какого-то конкретного потребителя вдруг возникает нужда в защите, выясняется, что он слабо знает свои права и не представляет, как их вообще реализовать. Слова «А по закону о защите прав…» магического эффекта уже не дают и на продавцов никакого впечатления не производят, - уж кто-кто, а продавцы в эти брошюрки хоть раз, да заглянули.

На самом деле, защита прав потребителей у нас поставлена неплохо. Вот только прежде чем качать права, надо хотя бы их узнать. И в случае возникновения проблем подходить к обидчику-продавцу во всеоружии знаний, которого бурный темперамент явно не заменит (а вот спокойствие и уверенность в собственных правах не помешают). К тому же большинство продавцов такие же люди, как мы с вами, и против закона не пойдут. Но, конечно, и вам помогать себе в убыток не будут.

Итак, что мы имеем? Основных документов, связанных с защитой прав потребителей, несколько.

Гражданский кодекс, который регулирует все правоотношения и сделки между физическими и юридическими лицами, в том числе и сделки купли-продажи;

Кодекс об административных правонарушениях (с 1 июля этого года вступает в силу новый кодекс) и пресловутый закон «О защите прав потребителей». Кроме них есть несколько дополнительных, разъясняющих и уточняющих, постановлений правительства и указов президента.

Кодексов мы будем касаться постольку поскольку - документы эти не только весьма серьезные, но и объемные чрезвычайно, да и касаются слишком широкого круга вопросов. Зато на «Законе» и всех его сателлитах остановимся поподробней, начав с содержащихся в нем определений.

Определения

Из определения понятия «потребитель» следует, что закон применяется лишь тогда, когда дело касается граждан - физических лиц. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются законом одинаково. Если же товары или услуги 1 приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются нормы общегражданского законодательства (то есть тот же Гражданский кодекс и иже с ним). Ведь интересы организаций всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты, товароведы и т. д.). К тому же, как известно, в спор «двух хозяйствующих субъектов» государство у нас не вмешивается. Потребитель же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать его интересы путем принятия соответствующих законов и создания специализированных органов, следящих за их соблюдением.

Надо отметить, что потребитель - это не только гражданин, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. То есть, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже становитесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.

Кроме того, можно сделать и еще один вывод: закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, но и того, кто непосредственно этим товаром пользуется.

Еще раз подчеркну: потребителем, на которого распространяется действие данного закона, является только человек, покупающий товар для личных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Поясню. Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получения прибыли, а не просто дохода. Пример: если я купил себе компьютер, на котором напишу эту статью и получу гонорар - я все равно пользовался компьютером в личных целях. А вот если я купил пять материнских плат, пять процессоров и т. п. с целью собрать компьютеры и перепродать и при этом числюсь, скажем, зарегистрированным частным предпринимателем, то в этом случае я уже под действие закона не подпадаю - и с продавцом мне надо будет разбираться в рамках гражданско-правовых взаимоотношений 2. Также не будет потребителем гражданин, который приобретает товары для организаций и за их счет. Например, фотограф, которому издательство оплатило новую фотокамеру, по закону потребителем не является, и все претензии должны решаться в споре между издательством и продавцом. Другое дело, что обычно подобные факты продавцу не известны и выясниться могут только в случае судебного разбирательства, однако помнить об этом стоит.

Продавцом может считаться только юридическое лицо или частный предприниматель, имеющие право на осуществление торговли как вида деятельности. То есть закон не будет действовать в том случае, когда продавцом является человек, продающий что-то из своих личных вещей, а также когда продавец не имеет право официально заниматься торговлей - например, если он не зарегистрирован. В подобной ситуации защитники ваши - Гражданский, Административный или Уголовный кодексы, но никак не Закон о защите прав потребителей.

На этом мы закончим с определениями субъектов и перейдем к более емким понятиям.

Что такое недостатки?

Одним из основных определений, которыми оперирует закон, является определение понятия недостатка товара.

Определение, как видно, не очень понятное простому смертному, но зато исчерпывающее. Так что же оно означает? Помимо случаев неработоспособности товара, с которыми все ясно: не включается, явно «глючит» и т. п., к недостаткам товара причисляется и невозможность выполнения им заявленных функций. Это распространяется и на случаи, когда товар покупался по описанию - например в Интернет-магазине. Если, скажем, в описании звуковой карты заявлено одно соотношение сигнал/шум, а на деле оно совершенно другое - это недостаток товара, хотя в целом все работает без проблем. Об этом надо знать, поскольку в такой ситуации большинство продавцов не желают идти навстречу без «помощи» с нашей стороны.

Существенным же недостатком признается такой, который либо не дает возможности использовать товар по назначению (опять-таки не включается и т. п.), либо если он, грубо говоря, неустранимый. Если после ремонта недостаток проявляется снова и снова (то есть больше двух раз), он переходит в категорию «существенных». Об этом следует помнить, потому что ваши права относительно действий с товаром, имеющим просто недостаток, и с товаром, имеющим недостаток существенный, весьма отличаются. Особенно для разного рода компьютерной техники.

Право на информацию

Что означает «право потребителя на информацию»? То, что он вправе требовать у продавца всю необходимую информацию о приобретаемом товаре. Важно помнить, что на все товары, подлежащие сертификации (например мониторы, модемы), должен быть предоставлен сертификат. К каждому товару должно прилагаться описание, причем на русском языке. Это уже дело потребителя - читать русский вариант или английский, но «по умолчанию» знать иностранные языки он не обязан. С введением в действие редакции закона 1996 года противоправными стали как попытки продажи иностранных товаров, информационно не адаптированных к российскому рынку, так и производство отечественных товаров, по каким-то соображениям снабженных только надписями на иностранных языках. В законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя - дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. В некоторых республиках РФ были предприняты попытки законодательно обязать продавцов предоставлять информацию не только на русском, но и на национальном языке, но это уже явный перебор 3. Достоверность перевода тоже может вызывать сомнения, и если перевод окажется недостоверным, это расценивается как предоставление потребителю заведомо неверной или неполной информации, а значит, можно воспользоваться ст. 12 и требовать расторжения договора купли-продажи. Или, проще говоря, возврата денег.

В законе также написано, какую именно информацию продавец обязан предоставить покупателю перед покупкой.

Во-первых, информацию, подтверждающую, что соблюдается базовое право потребителя - право на безопасность (обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, информация о сертификации и т. п.). Кстати, что касается обязательной сертификации, в законе определяется не только сам факт необходимости предоставления информации о сертификации, но и конкретная форма, в которой такая информация должна быть предоставлена: маркировка знаком соответствия или иным способом, установленным действующим законодательством; данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем. То есть простая бумажка с надписью «Сертификат» - это, как вы понимаете, по закону сертификатом не является.

Во-вторых, и это своего рода защита от заведомо неправильного использования, информация должна помочь потребителю понять, для чего, собственно, данный товар предназначен, что с ним делать и чего не делать ни в коем случае. Это сведения об основных потребительских свойствах товара, правила его эффективного и безопасного использования, а также требование ст. 36 информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги, например о правилах хранения товара 4.

В-третьих, все это в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который, путем сокрытия какой-то информации, мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом.

Кстати, если вы покупаете товар уцененный или бывший в ремонте, продавец обязан об этом сообщить. Человек, который знал, что у товара есть недостатки и все равно совершил покупку, лишается права предъявлять претензии по этим недостаткам. Впрочем, это очевидно: если вы купили монитор, уцененный потому, что у него сломалась подставка, жаловаться на то, что подставка сломана, нельзя. Другое дело, если бывший в ремонте монитор вам продали под видом нового. Тогда это явное нарушение ваших прав, и вы можете справедливо предъявлять претензии продавцу.

Поскольку практически любой компьютерный товар - довольно сложен и рассчитан на относительно долгую эксплуатацию, продавец обязан кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, которые должны принимать претензии и осуществлять ремонт и техническое обслуживание товара.

В новом кодексе об административных правонарушениях, вступающем в силу летом сего года, есть дополнительные санкции за подобные «информационные» правонарушения со стороны продавца:

Деньги на бочку

Существует распространенное заблуждение. Многие покупатели уповают на пресловутую систему money back, то есть на право возврата товара в течении двух недель, даже если он абсолютно исправен (право на это закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Однако на самом деле этот принцип уже довольно давно не действует в отношении компьютерной техники и периферии.

Дело в том, что в 1998 году вышло постановление правительства с ужасно длинным названием: «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (№ 55, от 19 января 1998 г.).

В соответствии с этим постановлением возврату или обмену на аналогичный товар (разумеется, в случае, если недостатков у товара нет, и функционирует все нормально) не подлежит в том числе и бытовая вычислительная и множительная техника. Так на бюрократическом языке называются компьютеры и периферия.

Впрочем, многие фирмы все равно используют принцип money back, но делают это уже исключительно по собственной, весьма похвальной инициативе.

По закону же деньги назад требовать можно, но только при наличии у товара недостатков. Зато на это отведено не две недели, а гораздо больший срок. Остановимся на этом поподробнее.

Не стоит забывать, что, как написано выше, недостатки - это не только какие-то неисправности в работе. Неправильная информация о товаре, отсутствие сертификата или русской инструкции - это тоже недостатки.

Итак, снова обратимся к Закону о защите прав потребителей.

Кстати, надо знать, что предъявлять претензии по поводу товара с недостатками можно не только по месту покупки, но и в любом другом филиале компании-продавца, если таковые имеются. Это особенно актуально в случае больших торговых сетей - обычно там предлагают обращаться с претензиями именно в тот магазин, в котором была совершена покупка. Так вот, это незаконно, поскольку претензии предъявляются не конкретному магазину или продавцу, а юридическому лицу, которое часто общее для всех магазинов сети 5. Правда, это не полностью касается иностранных представительств: претензии на товар, купленный в одной стране, можно предъявлять в представительства компании-продавца (изготовителя) и в других странах, но - только в тех, которые указаны в гарантийном талоне.

Отметим также пункт пятый вышеприведенной статьи - отсутствие кассового или товарного чека не является основанием для отказа в принятии претензий от покупателя. Другой вопрос, что эта информация станет открытием для большинства продавцов, и на практике они, скорее всего, откажутся принимать претензии без чеков - тогда, как и во всех других случаях незаконного действия продавцов, остается только обращаться в суд. Однако чеки, разумеется, лучше сохранить.

Вообще, вопросы предъявления претензий, возврата денег и пр. по вполне понятным причинам весьма неприятны для продавцов, и именно здесь наблюдается много нарушений с их стороны. Практически по каждому пункту - взять хотя бы требование закона об оплате продавцом расходов на доставку неисправного товара.

Продавец имеет право провести экспертизу товара с недостатками, если у него есть основания считать, что товар вышел из строя вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, и при подтверждении этих фактов продавец освобождается от ответственности перед потребителем. Однако всегда можно оспорить результаты такой экспертизы через суд.

Кстати, надо помнить, что претензии можно высказывать двумя способами: устно, то есть придя в магазин с жалобой, и письменно - заранее написав претензию. Последний способ куда более действенен по целому ряду причин, включая психологические (хотя, конечно, нет смысла писать письменные претензии по обмену какой-нибудь мелочевки). Претензию надо составлять в двух экземплярах - один передается продавцу, на другом же представитель фирмы-продавца должен поставить дату приема заявления и подпись, скрепленную печатью.

Все, что можно требовать от продавца, записано в законе и приведено выше. Практически вся компьютерная техника относится к категории технически сложных и дорогостоящих изделий, и соответственно требовать не ремонта, а замены товара аналогичным или возврата денег можно только при наличии существенных недостатков.

Гарантии и сроки

Требовать возврата денег или ремонта можно в одни и те же установленные законом сроки. Точнее, в первую очередь сроки устанавливает продавец или производитель товара, давая на него гарантию. И если уж он установил гарантию, то ему не отвертеться - в течение всего гарантийного срока. Будь он хоть десять лет, потребитель вправе выдвигать свои требования. И если у товара возникли существенные недостатки в течение гарантийного срока (ну, например, монитор, исправно проработав ровно два года, неожиданно сгорел, при гарантийном сроке в три) можно требовать не только ремонта, но и возврата денег. Все расчеты у нас в рублях, поэтому и деньги будут возращены в рублях и безо всякой индексации относительно изменившегося за это время курса доллара.

В случаях, когда срок гарантии не указан, или у продавца хватило ума установить его меньше полугода, по закону он все равно будет равен шести месяцам.

В большинстве случаев сроки начинают исчисляться со дня покупки, однако в соответствии с пунктом 2 ст. 19, в случае, если товар покупался через Интернет, гарантийный срок начинает исчисляться со дня доставки, а если в стоимость были включены услуги по сборке-установке оборудования, то со дня, когда она была реально произведена.

Понятно, что компьютер состоит из многих комплектующих. Так вот, на каждую деталь, находящуюся внутри системного блока, продавец вправе установить отдельную гарантию, причем она может быть больше гарантии на компьютер в целом (скажем, на жесткий диск дана еще и гарантия производителя), во всех других случаях гарантийные сроки на комплектующие считаются равным гарантийному сроку на все изделие. Это касается только содержимого системного блока, на периферию (клавиатуру, мышь и пр.) гарантия может быть и меньше, так как эти изделия не являются составными частями какого-то товара.

Когда гарантийный срок истекает, права потребителя, конечно, становятся куда менее защищенными. Однако претензии можно предъявлять и в этом случае - только уже изготовителю, а не продавцу, и в пределах установленного срока службы товара (а если срок не установлен - в течение десяти лет).

Надо также знать, что общий срок давности по гражданским спорам, установленный Гражданским кодексом, составляет три года. Это означает, что в суд можно подавать в течение трех лет со дня возникновения юридического факта, влекущего иск. То есть если у вас возникли претензии к изготовителю или к продавцу, когда истек установленный ими гарантийный срок, подавать в суд можно в течение трех лет не со дня покупки, а со дня возникновения претензий.

Сроки, в течение которых продавец должен выполнить законные требования покупателей, следующие: возвратить деньги за товар он должен незамедлительно, обменять товар на аналогичный - в семидневный срок. Правда, если продавец захочет провести экспертизу товара, то закон выделяет ему на это целых двадцать дней.

Сроки, в которые будет выполняться ремонт, надо оговаривать с продавцом (гарантийный срок на товар увеличивается ровно на то время, которое потребовалось на проведение ремонта, экспертиз и т. п.).

Заключение

Человек, ознакомившийся с законами, защищающими права потребителей, входит в магазин подготовленным. Он не боится сюрпризов, поскольку хорошо знает, что ему положено, а что нет, и будет твердо стоять на своем. Однако учтите, что и продавцы в большинстве случаев весьма подкованы в этом отношении. Поэтому не надо вести себя вызывающе. То, что закон на вашей стороне, еще не означает, что вы автоматически выиграете у продавца соревнование в наглости. Пыл любого «умника» опытный продавец охладит ворохом бумаг и договоров. У него, простите, работа такая.

Помните, что любой договор, который противоречит существующему законодательству, недействителен (или, говоря юридическим языком - «ничтожен»), даже если вы его подписали. Кроме того, вы всегда можете обратиться в компетентные организации за помощью и советом. В первую очередь мы имеем в виду:

  • Федеральный антимонопольный комитет (вопреки названию, он занимается не только борьбой с монополиями, но и множеством других вопросов, в том числе и защитой прав потребителей);

  • УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);

  • Государственную торговую инспекцию;

  • Общество защиты прав потребителей (негосударственная структура).

Ну и всегда остается суд… Стоит только помнить, что судебная тяжба - весьма не простое и не дешевое занятие, особенно если нанять профессионального адвоката (с другой стороны, в суде можно и заработать, так как через суд можно требовать и компенсации морального ущерба). Советовать что-то абстрактное относительно судебных перспектив невозможно, так что эту тему мы оставим в покое.

Главный же совет прост: на закон надейся, а сам не плошай. Лучше перестраховаться и слегка переплатить, обратившись в надежную компанию, чем потом тратить нервы и время в разборках с непорядочными людьми. Им-то все равно, а вас жалко. Берегите время!


1 (обратно к тексту) - Вообще, давайте договоримся: все, что здесь написано, относится к продаже и товаров, и услуг, если прямо не указано обратное, поэтому для экономии места я буду пользоваться только словом «товар».
2 (обратно к тексту) - Если же я компьютерами приторговываю, не будучи зарегистрированным в качестве частного предпринимателя, это уже незаконное предпринимательство со всеми вытекающими. Я ж тогда и налогов не плачу!
3 (обратно к тексту) - Пример тому - Башкирия и Татарстан. - Прим. ред.
4 (обратно к тексту) - Вспомните, как наученные горьким опытом судебных тяжб, в McDonalds стали на чашках с кофе писать: «Осторожно, горячо!». Все потому, что если пользователь не предупрежден о том, что чего-то делать нельзя, по закону считается, что он имеет полное право это делать: если в руководстве или на самом устройстве не написано, на какое напряжение оно рассчитано и надо ли пользоваться блоком питания - вилку можно совать в любую розетку, хоть 380 В. Вас, конечно, сочтут за идиота, но вы действовали в рамках закона.
5 (обратно к тексту) - Увы, далеко не всегда. Продавцы - народ ушлый, особенно в Москве и «русских» магазинах Нью-Йорка. - Прим. ред.

Закон РФ «О защите прав потребителей»
(№ 2300-1, от 07.02.1992)

Глава 1.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

  • потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

  • исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

  • продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

    Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  • существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

  1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

  2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

  1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

    Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

  2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

  3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

  1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

    • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

    • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

    • гарантийный срок, если он установлен;

    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

    • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

    • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

  3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце).

  1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

    При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

  2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

  3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

  4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.

  1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

  1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

    • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    • соразмерного уменьшения покупной цены;

    • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

    • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

    • расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

    При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

    В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

  2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

  3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.

    Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

  4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.

  5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

    Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

    При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

    Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара).

  6. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

    В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

  7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

  1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона, требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу.

    В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

  2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

    При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли - продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли - продажи.

  3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

    Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

    Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.