Мир свободы?
АрхивЗамечательное дело эти SMS - пользоваться ими несложно, отправка стоит около двух рублей, а позволяют передать важную информацию любому обладателю сотового телефона. Вернее, позволяли - до недавнего времени.
Замечательное дело эти SMS - пользоваться ими несложно, отправка стоит около двух рублей, а позволяют передать важную (или не очень важную, или даже совсем неважную) информацию любому обладателю сотового телефона. Вернее, позволяли - до недавнего времени. А теперь, по мере того, как операторы расширяют зоны своей деятельности - парадокс, но факт - возможности по отправке сообщений стали сокращаться!
Думаете: не может такого быть? Значит, вы или пока не обзавелись сотовым телефоном, или не сподобились быть клиентом МТС. Если бы сия компания не обратила взоры на второй по значению - после Москвы и области - регион России, а именно Северо-Западный, и не начала потихоньку теснить изначально господствовавшего там оператора - Северо-Западный GSM, все шло бы по-прежнему. Но так уж получилось, что МТС все-таки двинулась завоевывать новые территории. Началось все по обычному сценарию: игры с тарифами, предложение разнообразнейших услуг - и обмен SMS в числе прочих. Никак не оговаривая это в договоре с клиентом, компания МТС как бы предоставляла ему возможность обмениваться сообщениями с абонентами и других операторов мобильной связи в том же регионе. Подчеркиваю: не оговаривая это официально. Но бойкие менеджеры, стремясь заполучить новых пользователей, естественно, не могли не упомянуть о такой услуге в личной беседе с потенциальным клиентом… никого ни к чему не обязывающей. Дескать, официально такой услуги нет, но если клиент самостоятельно проведает о ней, то пусть его, мы тут ни при чем. Шлюзы есть, и пользоваться ими никому не возбраняется.
Дела у компании в Санкт-Петербурге шли ни шатко ни валко, базовых станций не хватало, и покрытие, мягко говоря, оставляло желать лучшего, но выгодные тарифы понемногу делали свое дело, привлекая все новых абонентов. Пробовались и другие маркетинговые ходы: в январе этого года в «Народе» появился сайт, посвященный исключительно «краху» NWGSM. С виду это чья-то личная инициатива в попытке «раскрутить» домашнюю страничку, но обнародованные на ней сведения заставляют усомниться в этом. Вся информация свелась к публикации одинокой новости о том, что по данным, полученным от одного из операторов справочной службы NWGSM, на одну смену приходится около сотни звонков с вопросом о возможности приостановки действия договора, и приводилось приблизительное количество желающих отказаться от услуг этой компании в пользу МТС: 1000 (тысяча!) человек в сутки. Правда, в быстро загнувшемся форуме на этом сайте голоса сторонников МТС звучали как-то слабо и неубедительно, и все доводы сводились в основном к низким тарифам, а оппоненты упирали на хороший пакет услуг, предоставляемых без дополнительной платы, и устойчивую связь. Вернее, доминировала формулировка: «у всех плохо, но у МТС - хуже». Видимо, этот жидкий ручеек флейма и похоронил сайт в той могиле, которую он «вырыл» для NWGSM.
«Северо-Западные» тоже в долгу не остались, перенеся часть борьбы на исконную территорию противника - в Москву - и воюя его же оружием: низкими тарифами. И вот тут-то МТС решилась на остроумный ход: перекрыла шлюзы SMS, ведущие к пользователям других операторов связи. Вполне в духе рекламных слоганов, навеянных предстоящим чемпионатом по футболу: поддержи нашу команду! Если ты из нашей тусовки - тут тебе и бесплатные входящие, и SMS, а если чужак - милости просим в тусовку.
С одной стороны, формально все правильно: роумингового соглашения между МТС и NWGSM на территории Питера (и, соответственно, Москвы) нет и быть не может по закону. Непонятно только, почему не проходят сообщения московским абонентам конкурентов. А деньги со счета при этом исправно списываются. Но ведь роуминговое соглашение между питерским NWGSM и московскими МТС никто не разрывал, на том свято стоят представители обеих заинтересованных сторон.
Собственно говоря, механизм обхода ограничения был прост, смахивая на путешествие из Ивантеевки в Мытищи через Саратов: абонент МТС прописывал у себя на телефоне московский SMS-центр, устанавливал в установках SMS «Reply Cost», «Direct Reply», «Запрос ответа», «Оплаченный ответ» и т.п. и мог послать сообщение абоненту NWGSM. При этом цена отправки сообщения не менялась, вполне соответствуя тарифам. До поры до времени на это закрывали глаза к вящей радости абонентов питерской МТС и умножению их рядов.
Технически перекрыть этот обходной канал достаточно просто, да и формальный повод имеется: более высокие затраты на пересылку пакетов данных из города в город. Попытавшись выяснить у представителей МТС, в чем тут причина, мы выяснили, что поскольку роуминговое соглашение на одной лицензионной территории запрещено законом, то и оказывать такую услугу они не могут. Вопрос же, почему такая услуга оказывалась раньше, а теперь внезапно прекратила существование, долго оставался без ответа, пока один из технических специалистов не обронил, что, возможно, это связано с продвижением конкурента в Москве. Попытки получить объяснения у специалиста МТС по связям с общественностью Кирилла Лубнина оказались не слишком успешными: выразив удивление тем, что SMS-сообщения из Москвы не проходят в Питер, он обещал выяснить, в чем дело, и перезвонить, однако не перезвонил, а мои попытки дозвониться до него кончились ничем. Назавтра эта история повторилась: пообещав, как и в прошлый раз, все выяснить, он снова пропал.
Получить объяснения удалось только на третий день, вскоре после прихода победной реляции компании об успехах в очередном регионе - подготовка которой и мешала выяснению вопроса о проблемах с SMS.
Вкратце все сводится к следующему: это связано с дополнительной услугой, которую оказывала питерская МТС - SIM-браузером, обеспечивающим получение различной информации - от состояния счета до прогноза. Весь этот контент имеет региональную привязку, а многие питерские абоненты МТС, желая отправлять SMS-сообщения абонентам NWGSM, используют для этого SMS-центр Москвы, и SIM-браузер работает у них некорректно. К ним приходят сообщения, касающиеся Москвы: например, московская погода, а состояние счета вообще запросить невозможно, потому что московский центр не осуществляет биллинг питерских абонентов. Так что SMS-центр Москвы был для них закрыт, чтобы не возникало нареканий на неправильную работу SIM-браузера. При этом, по его словам, сообщения от московских абонентов МТС петербургским пользователям NWGSM проходят вполне успешно. (Правда, как показала последующая проверка, при попытке отправить такое сообщение с московского телефона на экране телефона по-прежнему появляется надпись «Сообщение не принято».)
При этом нельзя не отметить, что еще в марте МТС объявила, что скоро появится возможность обмениваться SMS с абонентами «Билайн», а 16 апреля такой обмен открылся с абонентами сети «Сонет».
Непонятно только, почему при этом жертвуют питерскими абонентами сети, ведь сокращение спектра услуг уж никак не может пойти на пользу компании, - тем более, чувствующей себя на новой территории очень неуверенно, - какими бы резонами оно ни объяснялось. Впрочем, если задаться вопросом, кому это выгодно, можно прийти к парадоксальному выводу: а не делается ли это ради другой компании, фактически поделившей московский рынок с МТС - а именно, компании «Билайн»? Объяснение представляется очень простым: сейчас, когда «МегаФон» начал агрессивно внедряться в Москву и регионы, этим двум крупным операторам куда проще пожертвовать относительно мелким проектом - питерским МТС, чтобы отвоевать абонентов «МегаФона» в пользу «Билайна», чем косвенно способствовать его продвижению в регионы. А уж дальше две компании опять смогут поделиться, прибегая к очень своеобразным маркетинговым ходам вроде нынешнего. Вот тогда все становится на свои места.
А пешками в игре больших компаний выступают рядовые клиенты. Так что не удивляйтесь, если вдруг вас лишат, скажем, возможности выхода на абонентов других операторов по голосовой связи. Просто это такой маркетинговый ход для перераспределения рынка. Полная свобода в строго оговоренных границах.
Вот и задумайтесь: нужен ли вам Мир Такой Свободы?