Несостоявшийся убийца
АрхивЯ давно слышал и даже читал о некоей волшебной программе, позволяющей делать с графикой что угодно и как угодно. Но лишь недавно мне представился случай познакомиться с ней очно. Речь идет о Deneba Canvas 8.
Я давно слышал и даже читал о некоей волшебной программе, позволяющей делать с графикой что угодно и как угодно. Но лишь недавно мне представился случай познакомиться с ней очно. Речь идет о Deneba Canvas 8. Продуманный интерфейс, обширный набор векторных инструментов, свободная работа с растровой графикой и живые эффекты - все в одном флаконе.
С помощью этой программы можно подготавливать иллюстрации, многостраничные публикации, web-страницы и презентации. По своим функциональным возможностям пакет способен конкурировать с такими признанными лидерами, как Adobe Illustrator и Corel Draw: его возможности даже перекрывают набор доступных в Corel Draw креативных техник, а интерфейс приближается к лучшим образцам Adobe. Короче говоря, Deneba Canvas вполне можно назвать потенциальным убийцей Corel Draw, Adobe Illustrator… (впишите имя известного вам графического редактора). И вот почему.
Интерфейс
По всей видимости, компания Deneba не пожалела денег на специалистов по дизайну интерфейса - в Canvas 8 используются самые оптимальные на сегодняшний день решения. Несмотря на огромное количество инструментов и плавающих палитр, программе удается поддерживать элегантный внешний вид и не загромождать экран множеством окон (рис. 1). Вообще говоря, в процессе работы на экране может находиться только один документ - и ничего больше. Этот эффект достигается за счет использования так называемого Docking Bar - узкой полоски пространства под меню.
Все инструменты, все палитры могут быть упакованы в этот Docking Bar в виде ярлычка с соответствующей надписью. Чтобы воспользоваться инструментом или произвести настройки, достаточно щелкнуть мышкой по такому ярлычку (рис. 2). Затем панель сворачивается обратно - но только после того, как вы кликнете в любом месте вне этой панели. Очень удобная вещь: позволяет работать с панелью столько, сколько нужно, а по завершении работы - автоматически освобождает экран. Точно такую же технологию сейчас начала использовать компания Adobe в своем редакторе Photoshop 7.
В целом интерфейс программы очень похож на интерфейс программ от Adobe и (сравнивать - так сравнивать) Macromedia. Если удерживать клавишу пробела, то временно включается инструмент Hand, с помощью которого можно скроллировать документ. Если одновременно с пробелом нажать Ctrl, то появится лупа. Инструмент Pen, движки для задания цвета и многие другие детали интерфейса напоминают Adobe Illustrator.
Инструменты и объекты
Лицо любого графического редактора - это его инструментальная панель. Начиная с момента создания нового документа и до окончания работы пользователя Deneba Canvas постоянно окружает множество инструментов (рис. 3). При первом запуске значков на панели инструментов всего дюжина, но стоит только щелкнуть по одному из них, как пошло-поехало. Под одним значком часто скрывается группа инструментов, в которой тоже можно обнаружить «тайники», скрывающие очередные группы инструментов. Глубина в некоторых случаях достигает трех-четырех уровней. Это можно было бы считать недостатком программы, если бы не несколько факторов. Первый - значок выбранного инструмента всегда высвечивается на главной панели инструментов. Второй - вложенную группу инструментов можно превратить в самостоятельную плавающую палитру. Соответственно, такие палитры можно прятать в Docking bar - для освобождения полезной площади экрана и быстрого вызова.
Теперь о составе инструментов. Наряду с классическими векторными, в Canvas имеется около двадцати инструментов для обработки растровых изображений. Это один из редких векторных редакторов, который позволяет полноценно редактировать растровые рисунки, не выходя из программы. Подробнее об этом я расскажу ниже, а пока отмечу, что набор растровых инструментов Canvas практически один в один повторяет классическую раскладку из Photoshop. Действие инструментов распространяется либо в пределах выбранного растрового изображения, либо в пределах специально выделенного пространства для рисования. Из интересных особенностей Canvas стоит отметить способность кисти рисовать не только сплошным цветом, но и градиентом, и вообще всеми доступными вариантами заливки.
Подтверждая свой негласный титул мастера на все руки, Canvas содержит набор из семнадцати инструментов, необходимых для составления чертежей. Особенно мне понравились инструменты для подсчета площади и периметра: просто кликаешь по объекту - и рядом создается текстовая надпись с соответствующей информацией. Как-то в одном форуме я встретил утверждение, что чертежи надо делать только в AutoCAD или, на худой конец, в CAD с какой-нибудь другой приставкой, и уж никак не в обычном векторном редакторе. В принципе, высказывание правильное, но есть и исключения: дизайнерам, которым приходится время от времени рисовать чертежи, прекрасно подойдет и «обычный векторный редактор» в лице Canvas.
Что касается различного рода диаграмм, в Canvas имеется масса инструментов для создания готовых примитивов - стрелок, лент и т. д. Web-мастера тоже найдут богатый выбор специализированных инструментов - от нарезки изображения на части до создания карты.
Как и в Corel Draw, многие инструменты создают свои уникальные объекты. В обычном объектном режиме все они трактуются как элементы, которые можно перетаскивать, группировать, выравнивать, изменять их размеры и так далее. А вот двойной щелчок на объекте приводит к тому, что Canvas начинает игнорировать все, кроме выбранной «мишени». Если это векторный объект - вы сможете редактировать его узлы, если растровый - использовать соответствующие фильтры и инструменты, если трехмерный - вращать и растягивать его в трехмерном пространстве.
Заливки и обводки
Заливка и обводка есть альфа и омега векторной графики, и парни из компании Deneba хорошо усвоили эту истину. Вариантов здесь столько, что просто глаза разбегаются. Всего в Canvas используется шесть типов заливки: Color - сплошной цвет, Gradient - градиент, Hatch - на основе различных комбинаций пересекающихся и параллельных прямых, Texture - на основе повторяющихся растровых картинок, Symbol - повторяющиеся векторные узоры и Pattern - произвольный черно-белый мозаичный узор. Заливки и обводки отображаются на экране просто превосходно. Градиенты не полосят, а цвета на мониторе, при настроенной системе управления цветом, практически приближаются к аналогичным в Adobe Photoshop. Надо ли говорить, как важно это обстоятельство - одинаковое воспроизведение цветов в разных программах?
В градиентных заливках можно использовать привычные конические, линейные, прямоугольные и концентрические варианты (рис. 4). Кроме того, можно назначить градиент по форме объекта - переходя от его краев к центру, он будет повторять особенности силуэта.
Градиенты можно применять и к обводкам. Кстати, хотя в обводках и недоступны популярные нынче эффекты кистей, зато можно использовать стиль Neon, который создает переход цвета от краев к середине. Кроме того, вместо одной линии можно применять несколько параллельных, и за счет этого добиваться некоего подобия орнамента (рис. 5). Про такую мелочь, как разнообразные типы стрелок и штриховых линий, я уже и не говорю - это должно быть в каждом векторном редакторе.
Опции заливки и обводки следуют общему стилю интерфейса, сочетая высокую точность с наглядностью (рис. 6). Настроек просто масса, и все они организованы разумно и компактно, дабы не вызывать замешательства свои обилием. Для каждого типа имеется набор заготовок, который можно расширять за счет собственных разработок. А тот факт, что заготовки можно использовать методом «перетащи-и-брось», дает ощущение полной свободы при работе.
Трехмерные объекты
Чем может похвастаться Corel Draw перед другими известными векторными редакторами? Один из возможных правильных ответов - трехмерные эффекты. Но, как выяснилось, существует редактор, у которого все эти эффекты не только есть, но и кое в чем превосходят аналоги в Corel Draw.
Специализированная палитра Extrude в Deneba Canvas 8 занимается тем, что штампует из плоских заготовок вполне трехмерные объекты (рис. 7). Пользователю предлагается три метода: простой параллельный, когда объект как будто вырезается из плиты по силуэту заготовки; метод вращения, когда трехмерный объект получается при вращении заготовки вокруг оси; и тот же метод вращения, к которому добавлено рассекание фигуры (рис. 8). В качестве двухмерной заготовки можно использовать векторный контур или текст.
Метод вращения, которого, кстати, нет в Corel Draw, позволяет сложные трехмерные фигуры вытачивать, как на токарном станке. Полученные фигуры сохраняют свою трехмерность. Редактировать можно как вручную, используя соответствующие маркеры вокруг фигуры, так и с помощью палитры. Удобнее, конечно же, вручную - фигуры перерисовываются очень быстро и гладко. Трехмерные объекты легко переводятся в «плоские» векторные образы, так что их можно без ошибок выводить на печать или экспортировать в другую векторную программу в формате EPS.
Растровая графика
Canvas позволяет обрабатывать пиксельные изображения так, как это делают «натуральные» растровые редакторы. При редактировании доступен широкий набор инструментов и растровых фильтров, а с помощью палитры Channels можно получить доступ к отдельным цветовым каналам изображения (рис. 9). Кстати, если в Canvas открыть файл, записанный в формате Photoshop, то растровые слои и маски прозрачности будут сохранены. В каналах и масках можно использовать и растровые инструменты, и фильтры. Что характерно, набор таких фильтров приближается к аналогичному набору в законодателе мод - Adobe Photoshop 1. Но самое интересное в этих фильтрах то, что их можно применять как обычным способом, так и в «живом» режиме.
Живые эффекты и прозрачность
Для живых эффектов компания Deneba изобрела собственное название - SpriteEffects 2. В качестве таких эффектов в Canvas используются те же растровые фильтры, но вызванные через другую группу меню (Object > SpriteEffects). Применять их можно и нужно к объектам любого типа.
Дополнительные возможности предоставляет режим линзы, когда живые эффекты действуют не на сам объект, а на картинку, которая просматривается сквозь него (рис. 10). Объект, который стал линзой, абсолютно прозрачен и позволяет менять масштаб просмотра. Каждому объекту, кроме того, можно назначать произвольную прозрачность. Для объекта-линзы это означает не что иное, как степень действия примененных к ней эффектов. Линза, действие которой можно настраивать за счет комбинации различных фильтров, увеличения и прозрачности, является генератором самых фантастических эффектов.
Обмен файлами с другими программами
Canvas 8, как и полагается настоящему универсалу, готов открыть, импортировать и записать файлы в очень широком диапазоне форматов. Но для полиграфии наиболее критичными являются форматы TIFF и EPS. И в этом плане нельзя не отметить высокое качество растровых изображений, записанных в TIFF. Для проверки я открыл файлы, экспортированные из Canvas в Photoshop, и обнаружил, что изображения в цветовом режиме CMYK очень корректны. Значения для CMYK-цветов, указанные в Canvas, соответствовали значениям в Photoshop, а градиенты не выглядели полосатыми и могли поспорить по качеству со своими собратьями, созданными в Photoshop.
В Adobe Illustrator я открывал файлы EPS, записанные с помощью Canvas. Здесь меня ждало небольшое разочарование: сплошные заливки сохранили корректные значения в CMYK, а вот градиенты, преобразованные в сгруппированные тонкие полоски, огорчили. Вместо корректных CMYK-значений в Иллюстраторе появилась какие-то грязные цвета, наподобие тех, которые возникают при преобразовании из режима RGB в CMYK. В общем, неудовлетворительно, господа! Утешает лишь то, что внешний вид объектов не пострадал, и даже трехмерные объекты были вполне успешно преобразованы в векторные фигуры. Вывод: хочешь гарантированный результат - переводи все в растр, а вот исходный файл будь добр хранить в векторном виде!
Убийство отменяется
Итак, по своим возможностям и интерфейсу Deneba Canvas 8 может бросить вызов кому угодно в мире векторной графики. Остается загадкой, почему такой замечательный пакет не завоевал такой же славы, как его более удачливые собратья? Почему даже само название программы мало что говорит простому российскому дизайнеру?
Может быть, потому, что природа, как ни крути, во всем старается придерживаться двухполюсной схемы. Corel - Adobe, PC - Mac, Windows - Linux… Одно для всех, другое для избранных, а третьего не дано. Или это самое «третье» не имеет особого успеха, как Deneba Canvas, который со своей попыткой соединить массовый и профессиональный подходы оказывается за бортом.
А может быть, дело в том, что хорошо работающий универсальный продукт сделать трудно - чем сложнее система, тем больше с ней проблем. Canvas далеко не идеален. Взять те же инструменты для автоматического измерения площади и периметра. Идея хорошая, но корректно они работают только с прямоугольниками и кругами, а в случае более сложных фигур, увы, начинается свистопляска с числами, неверные результаты и пр. Кроме того, пакет весьма нестабилен в работе: слишком уж часто он выдает сообщение об ошибке и падает 3 (рис. 11). Обидно. Какой размах, какой разбег и - резкий удар по лбу все теми же граблями!
Что ж, возможно, когда-нибудь, в очередной версии Canvas, все эти проблемы будут полностью решены. Вот тогда-то с чистой совестью можно будет присвоить ему титул чемпиона в классе графических редакторов-универсалов, потому что по многим параметрам он этого заслуживает.
1 (обратно к тексту) - Повторяется большинство эффектов типа Gaussian Blur, Unsharp Mask, Emboss, а также большинство фильтров для тональной коррекции - Levels, Curves и пр.
2 (обратно к тексту) - Другие разработчики так не мудрствуют и называют их проще - Live Effects.
3 (обратно к тексту) - Иногда падает и без предупреждения.