Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
12.04.2002

Третий лишний. - "Смольный слушает!" - Дядя Сэм зовет. - Тебя посодют, а ты не воруй! - Можно, если осторожно... - Стрижка только началась. - Креативный лаборант. - Голописец. - Убыточное величество. - За пятьсот лет до персоналки. - И мальчики игривые в зубах...

Третий лишний

В переживающей не лучшие времена компании Microsoft намечается крупная перестановка. О своем решении покинуть фирму заявил президент компании и ее операционный директор (COO) Рик Белуццо (Rick Belluzzo, на фото), считающийся третьей по величине фигурой в Microsoft после Билла Гейтса и Стива Балмера. Первого мая Белуццо закончит работу в теперешних должностях (при этом прямой замены ему пока не предвидится - большую часть обязанностей возьмет на себя Балмер), оставшись в роли консультанта, а в сентябре окончательно уйдет из Microsoft (организовав собственную компанию).

Никакого определенного объяснения по этому поводу пресс-служба Microsoft не дала, ограничившись туманной ссылкой на ведущуюся в компании большую перестройку с целью наделения управляющего персонала большей самостоятельностью. В рамках этой реорганизации планируется, в частности, поделить Microsoft на семь подразделений, отвечающих за различные направления деятельности (серверные инструменты, домашние и развлекательные приложения, мобильные решения и др.). Впрочем, как полагают некоторые аналитики, Белуццо стал жертвой внутренних разборок: вынужденный в условиях экономического спада сокращать финансирование многих направлений деятельности, сегодня он обвиняется в нерациональном управлении.

Сорокавосьмилетний Белуццо пришел в Microsoft из Silicon Graphics (где занимал пост исполнительного директора, проработав перед этим два десятка лет в HP) в 1999-м и был сразу назначен вице-президентом одного из подразделений компании. В этой роли Рик курировал маркетинговую и кадровую политику, занимался финансовыми вопросами и лицензированием, а кроме того, следил за развитием Xbox и MSN. Уход Белуццо вряд ли станет большим ударом для Microsoft, поскольку он был больше администратором, нежели стратегом. - Е.З.

По иронии судьбы всего несколькими днями позже было объявлено об отставке одного из старших менеджеров активно бодающейся сейчас с Microsoft корпорации AOL Time Warner. - В.Бир.

«Смольный слушает!»

Без сомнения, одну из самых замечательных «околокомпьютерных» первоапрельских шуток удалось сыграть канадским радиожурналистам: жертвой их розыгрыша пал сам Билл Гейтс. Впрочем, и усилий она потребовала немало: ведущие развлекательного ток-шоу на радиостанции CKMF-FM целый месяц готовили операцию, которая длилась едва десять минут.

В течение всего марта журналисты названивали в офис Microsoft, дабы устроить телефонную беседу Гейтса с канадским премьер-министром Жаном Кретьеном. К первому апреля все формальности были улажены, и беседа наконец состоялась. Роль Кретьена в четырнадцатиминутном диалоге сыграл один из шутников, умеющий прекрасно имитировать чужие голоса, - впрочем, это не составило большого труда, ибо Кретьен говорит по-английски с явным акцентом.

Для отвода глаз журналисты сперва обсудили с основателем Microsoft проблемы и перспективы канадской экономики, после чего «Кретьен» перевел разговор на развлечения, пригласив Гейтса составить ему компанию и посетить один из известных монреальских стрип-баров. Билл вежливо пропустил приглашение мимо ушей, однако пообещал встретиться с премьером в августе, во время очередного визита в Канаду. В ответ «Кретьен» попытался записать дату на своем компьютере и, когда это якобы не получилось, отпустил несколько крепких замечаний в адрес создателей компьютерной техники («Проклятье! Какой идиот изобрел эту дрянь?!») - на что Гейтс скромно промолчал, но трубку, правда, не повесил. После этого шутники объяснили «жертве», что это розыгрыш, услышав в ответ мрачное «я так и думал».

Пресс-служба Microsoft дипломатично назвала случившееся «весьма искусной мистификацией». - Е.З.

Дядя Сэм зовет

Давно известно, что бюрократии всех стран похожи как две капли воды. Но любого, кто хоть немного знаком с особенностями функционирования советской государственной машины, все больше поражает, до какой степени начинает походить на нее машина американская.

Недавно стало известно, что с мая этого года вступает в действие строго засекреченная сеть коммуникаций, напрямую связывающая руководителей госадминистрации США и директоров примерно полутора сотен ведущих американских компаний. Прямой аналог приснопамятной советской «вертушки», уже получившей собственное имя «CEO Link», будет служить тем же целям - более тесной смычке «партийного» и промышленного руководства страны. Любопытный штрих: государственная бюрократия США с типично советским энтузиазмом все чаще именует себя «родиной-отчизной», так что работой новой сети будет заведовать директор межведомственных коммуникаций нового «Управления безопасности отчизны» (Office of Homeland Security).

Секретная сеть CEO Link, согласно скупым описаниям, будет преимущественно телефонной с некоторыми включениями Интернет-возможностей. Разворачиванием сети занимается компания AT&T при участии фирм-членов промышленной группы Business Roundtable, объединяющей около 150 флагманов американской индустрии. Никаких подробностей о структуре и технических характеристиках новой системы не сообщается, дабы понадежней уберечь ее от атак врагов советской... пардон, американской власти. - Б.К.

Тебя посодют, а ты не воруй!

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), которая без устали талдычит о диком разгуле пиратства в Китае и на Украине и многомиллионных тиражах штампуемых там контрафактных дисков, наконец-то заметила «бревно» буквально «в собственном глазу» (или, во всяком случае, у себя под носом).

В окружном суде Лос-Анджелеса начался суд над крупнейшим в США производителем и распространителем CD, DVD, видео- и аудиокассет - корпорацией Technicolor, входящей в состав французского концерна Thomson Multimedia. Она обвиняется в массовом производстве «левых» альбомов известных исполнителей (Хулио Иглесиаса, Селин Дион, Марка Энтони, N-Sync, Backstreet Boys и др.).

По утверждению вице-президента RIAA по правовым вопросам Мэта Оппенгейма (Matt Oppenheim), Ассоциация располагает прямыми доказательствами того, что обнаруженные партии «пиратских» дисков были произведены на фабриках Technicolor. Оппенгейм также заявил, что на этот раз RIAA намерена добиться привлечения к уголовной ответственности всех причастных лиц и не позволит спустить дело на тормозах, как это случилось в 1998 году. Тогда в суд с подобным иском (без посредничества RIAA) обратились сами звукозаписывающие компании, однако за неимением доказательств дело в отношении Technicolor было прекращено, а истцы так и остались ни с чем.

Оппенгейм считает произошедшее весьма неприятным для обеих сторон событием, которое крайне отрицательно скажется на репутации ответчика. Было отмечено, что до подачи в суд, Ассоциация неоднократно обращалась к руководству Technicolor с просьбами о предоставлении данных о коммерческих операциях компании, а в ответ получала лишь молчание. Оппенгейм выразил опасения, что обнаруженные партии контрафактных CD - лишь верхушка огромного айсберга, так как нельзя отрицать вероятности участия в подобной деятельности и других крупных производителей и распространителей аудио- и видеоносителей.

После изучения коммерческих операций Technicolor, проведения ряда экспертиз, допросов и иных процессуальных действий корпорация скорее всего будет признана виновной. Это грозит ей огромными расходами на возмещение причиненного звукозаписывающим компаниям ущерба, который оценивается в десятки миллионов долларов. Самим же организаторам и участникам аферы грозит лишение свободы сроком до пяти лет. - Т.Б.

Можно, если осторожно…

Многие читатели наверняка помнят прошлогодний блокбастер «Пароль: рыба-меч», один из главных героев которого - супер-хакер, способный за минуту получить доступ к секретной базе данных министерства обороны США, был вынужден работать ремонтником на нефтеперерабатывающем заводе. Клавиатуру и мышь ему заменил разводной ключ. Такова была плата за совершенные им ранее киберзлодеяния: суд запретил держать в руках любое электронное устройство сложнее калькулятора. Нарушив запрет, хакер мог вновь очутиться за решеткой… Картина эта снята всего год назад, но похоже, что описанные в ней реалии уже устарели.

Недавно федеральный окружной апелляционный суд США признал незаконным приговор по делу Джорджа Софски (George Sofsky), приговоренного к десяти годам тюремного заключения за распространение детской порнографии через Интернет. Суд общей юрисдикции, ранее вынесший обвинительный приговор, помимо наказания в виде лишения свободы, запретил Софски использовать без разрешения суда компьютер и Интернет в течение всего испытательного срока после выхода из пенитенциарного учреждения. Экспертная комиссия апелляционного суда постановила, что подобное наказание ограничивает права подсудимого в гораздо большей мере, нежели это необходимо для его исправления.

Суды США очень часто прибегали к подобным запретам по отношению к лицам, использовавшим в преступных целях компьютеры и сотовые телефоны. Впервые подобного наказания «удостоился» получивший мировую известность хакер Кевин Митник. Теперь же большинство экспертов полагает, что внезапные проверки больше помогают предотвращению рецидива, нежели запрещение использовать компьютер и входить в Сеть. У этой точки зрения есть множество сторонников среди специалистов по реабилитации и работников правоохранительных органов, которые считают, что бывшие заключенные гораздо быстрее встанут на путь исправления, получив возможность работать в сфере высоких технологий (где они чаще всего и трудились до совершения правонарушения). К тому же в наш цифровой век исполнение приговора, запрещающего любые контакты с компьютеризированными системами и средствами связи, становится невозможным по объективным причинам - даже работа младшего обслуживающего персонала связана с постоянным использованием компьютера и Интернета (в нашей стране это, увы, пока не так). - Т.Б.

Стрижка только началась

Судья Рональд Уайт (Ronald Whyte), занимающийся делом московской компании ElcomSoft и ее сотрудника Дмитрия Склярова, которые навлекли на себя гнев американской Фемиды за создание программы Advanced eBook Processor (AEBPR), отклонил ходатайство о прекращении дела и снятии обвинения. Аргументы защиты не произвели на судью никакого впечатления: представитель обвиняемого настаивал на том, что суд не имеет права рассматривать и выносить решение по этому делу, поскольку продукт AEBPR не считается незаконным в России и продавался через Интернет. По мнению Уайта, поскольку программа продавалась с сервера, физически расположенного на территории США, покупателями были американские граждане, а платежи получало юридическое лицо, зарегистрированное на территории США, то американскому суду и карты в руки.

Пока не ясно, какое решение примет Уайт по двум другим ходатайствам, в которых адвокат истца требует снятия обвинений и прекращения дела на том основании, что положения американского закона Digital Millennium Copyright Act (DMCA)«слишком размыты и могут широко трактоваться», а сами обвинения ограничивают право ответчика на свободу слова, гарантированную Конституцией США. Судья еще не вынес официального решения и лишь отметил, что AEBPR использовалась для взлома защиты от копирования, встроенной в Adobe eBooks, а распространение подобного рода программ - это прямое нарушение DMCA. По поводу нарушения свободы слова Уайт заметил, что Конституция США гарантирует ее лишь до тех пор, пока выражение собственного мнения не приводит к нарушению законов и интересов других субъектов. - Т.Б.

Креативный лаборант

Creative Labs, один из известнейших мировых производителей цифровых продуктов для развлечений, объявил о приобретении «реликта» уходящей эпохи - компании 3D Labs (это имя наверняка хорошо знакомо компьютерным пользователям «со стажем»). Еще несколько лет назад 3D Labs считалась одним из столпов рынка трехмерной графики, занимая место у самой «вершины» (разработка профессиональных видеочипсетов класса high-end; производство ускорителей для CAD-приложений, визуальных симуляторов и т. п.). После прихода приличной 3D-графики на массовые ПК и установления «диктатуры Nvidia» дела 3D Labs шли не очень хорошо, так как потребность в ее продукции сильно уменьшилась. Сейчас компания выпускает две серии профессиональных графических акселераторов - Wildcat и Oxygen.

Покупка, условия которой были предварительно одобрены руководством 3D Labs еще в марте, обойдется Creative в сотню миллионов долларов, треть из которых будет выплачена «живыми» деньгами, а остатки - акциями самой Creative. После того как условия одобрят акционеры 3D Labs, фирма будет преобразована в подразделение Creative, занимающееся графическими продуктами. Ожидается, что после сделки (по крайней мере, в первое время) 3D Labs продолжит выпуск своей продукции без каких-либо изменений. Creative лишь поспособствует увеличению объемов продаж своими маркетинговыми и финансовыми ресурсами. Со временем Creative планирует переориентировать новое подразделение и на потребности массового рынка. - Е.З.

Голописец

В Лас-Вегасе на выставке, проходившей в рамках конференции Национальной ассоциации телерадиовещательных корпораций США (NAB), продемонстрирован прототип первого аппарата голографической видеозаписи, предназначенного для массового производства. Разработала его небольшая американская фирма InPhase Technologies - коммерческое ответвление научно-исследовательского центра Bell Labs компании Lucent. Созданная здесь технология, получившая название Tapestry (англ. - гобелен), обеспечивает однократную запись голографического видео на стандартного (12 см) размера оптодиск, при односторонней и однослойной структуре имеющий впечатляющую емкость 100 гигабайт.

Как и в других системах голографической записи (которые до сих пор никак не выйдут из стен лабораторий), в Tapestry лазерный луч расщепляется на два: один - опорный, а второй модулируется кадром видеоизображения с помощью мегапиксельного массива зеркал DLP-чипа компании Texas Instruments. Последующее сведение двух лучей на светочувствительном слое диска приводит к формированию голограммы, а изменение параметров опорного луча позволяет записывать множество голограмм в одной и той же области носителя без угрозы их взаимного наложения (что существенно увеличивает емкость диска). Для считывания информации диск освещается другим лазером с теми же характеристиками, что и у исходного опорного луча, сформировавшего голограмму. Светочувствительный слой состоит из особого, разработанного этой же компанией полимера, почти нечувствительного к естественному свету и колебаниям температуры. Ориентировочный срок «жизни» такого голографического диска оценивается примерно в 30 лет.

Первоначальный продукт InPhase предназначен для профессиональных видео-приложений. В ограниченных количествах аппаратуру на основе Tapestry станут продавать к концу 2003 года, а с 2004 года планируется начать массовое производство. На базе этой же технологии в ближайшем будущем планируется создать запоминающие устройства емкостью 2 Гбайт размером с почтовую марку, а также 20-гигабайтные носители размером с кредитную карточку. - Б.К.

Убыточное величество

Компания-издатель Electronic Arts объявила о прекращении поддержки онлайнового триллера Majestic - одного из самых смелых, новаторских и критикуемых проектов не только игровой, но и всей индустрии развлечений в целом - из-за «недостаточного числа игроков», а значит, и финансирования.

Majestic - единственная игра, где любой человек, у которого есть адрес электронной почты, мог быть вовлечен в запутанную многоступенчатую интригу и пощекотать себе нервы. В зависимости от пожеланий и технических возможностей игрока Majestic «скармливала» ему посредством чатов, электронной и обычной почты, телефонных звонков и факсов частицы информации о каких-то «подозрительных событиях». Разработчиками было создано множество поддельных Интернет-сайтов, единственной целью которых было ненавязчивое направление игрока в его «собственном» расследовании. В зависимости от выбранной сложности «наводки» варьировались от простейших «одноходовок» до изощренных комбинаций с необходимостью делать предположения и выводы на основе противоречивых данных, а то и при полном их отсутствии. На самом же сложном уровне можно было неделями дожидаться очередного «события», и игрок мог вообще забыть о своем участии в Majestic. Время шло своим чередом, потом снова что-то случалось, и в какой-то момент реальность начинала сливаться с вымыслом…

Стартовав в начале 2001 года, Majestic как минимум лет на пять опередила свое время. Не закончилась еще всемирная ИТ-революция, не достигло критической массы количество КПК, ноутбуков, смартфонов и прочих несущих информацию гаджетов, рядовой обыватель пока что не погребен под валом непонятных и ненужных ему данных, да и киберпанк все обещается нагрянуть (со дня на день будем чипы под кожу вживлять), но пока не приходит. Вот потому и не может современная онлайновая «теория заговора» найти своего массового потребителя. - Н.Д.

За пятьсот лет до персоналки

Sony Online Entertainment объявила о переносе самой популярной онлайновой игровой вселенной EverQuest на свою PlayStation 2 (до сих пор это был ПК-эксклюзив) под названием EverQuest Online Adventures (EQOA). Игра будет не просто портирована с одной платформы на другую, как это обычно делается, а написана заново. Приключения сотен тысяч будущих виртуальных героев будут происходить в том же мире Норрат, но за пятьсот лет до событий в традиционном EverQuest (делать «приквелы» сейчас модно - вспомнить хотя бы «Star Wars») и начнутся в США весной 2003 года.

По сравнению со своим ПК-прародителем EQOA обещает не просто массу визуальных улучшений и «продвинутого геймплея», но отмену подгрузки игровых зон, отсутствие «лага» (задержек) и, самое главное, динамически изменяемый мир (300 кв. миль!), благодаря чему отпадает необходимость докупать и устанавливать апдейты. Для игры в EQOA потребуется сетевой адаптер (PS2 Broadband Network Adapter), который поступит в продажу (в Америке) в августе этого года.

Специалисты считают, что лучшей «завлекаловки», чем EverQuest, для приобщения пользователей PS2 к Сети, не придумать. И на рекламную кампанию Sony тоже особенно тратиться не придется: марка EverQuest раскручена донельзя, многие нынешние EQ-игроки наверняка вольются и в EQOA (в Америке многие семьи уже обзавелись и ПК, и PS2).

Примечательно, что Sony Europe с прохладцей отнеслась к победному пресс-релизу своих заокеанских коллег, выразив сомнение в возможности приобщиться к EQOA до тех пор, пока в Европе не поступит в продажу хотя бы соответствующий сетевой адаптер. Да и без клавиатуры в Старом Свете придется туговато: где это видан EverQuest без удобного и быстрого чата? - Н.Д.

И мальчики игривые в зубах…

Компания X-traFun объявила о выпуске адаптера беспроводной связи (стандарта Bluetooth) для… портативных видеоигр серии GameBoy (GameBoy, GameBoy Color и GameBoy Advance). Устройство, имеющее формат обычного игрового картриджа, позволяет получать и отправлять электронную почту, общаться в чатах, читать электронные книги, сражаться в многопользовательских играх и т. д. Для подключения к Интернету нужно либо подсоединиться к беспроводной сети какого-нибудь провайдера (предполагается, что в США их скоро будет предостаточно), либо использовать для передачи данных мобильный телефон, поддерживающий стандарт Bluetooth.

Хотя «мамаша» Nintendo своего одобрения детища компании X-traFun еще не выражала, последняя уже активно ведет переговоры с различными североамериканскими дистрибьюторами. Предположительно продажи начнутся осенью этого года. Бывший инженер из NASA, а ныне президент и исполнительный директор X-traFun Марк Крамер (Mark Kramer) обещает, что стоить адаптер будет не намного больше, чем обычный игровой картридж GameBoy. - Н.Д.

Игры, в которые играют женщины

Известной супермодели, музыканту, «лицу» L’Oreal и киноактрисе Миле Йовович («Пятый элемент», «Жанна д’Арк») пришлось по вкусу сниматься в картинах, поставленных по известным видео- и ПК-играм. Едва успел выйти на широкий (западный) экран новый «ужастик» с ее участием под названием «Resident Evil» (см. «КТ» #436), как госпожа Йовович изъявила готовность сыграть главную героиню в будущем триллере «Alice».

За основу фильма взят ПК-суперхит годичной давности, шутер American McGee’s Alice, режиссером станет небезызвестный Уэс Крэйвен («Крик», «Кошмар на улице Вязов»). В интервью онлайновому изданию «Entertainment Weekly» Йовович объясняет горячее желание побегать с длиннющим ножом: «Я играла в American McGee’s Alice и мне понравилось, что американец Макги сделал с «Алисой в Стране Чудес» Кэрролла. В роли психованной Алисы, спасающей Страну Чудес с тесаком в руке, я буду просто великолепна!.. Мне импонирует то, что в «Resident Evil» вы сражаетесь с зомби, а не с живыми людьми. Тот же случай и с Алисой: она убивает карты и придуманных существ, а не людей. Мне абсолютно не хочется оказаться на экране в роли мясника Рэмбо - это не мое амплуа».

Ну а пока Крэйвен разглагольствует о следующей кинокартине Йовович, ознакомиться с успехами последней на почве «постигрушечного» кино можно будет уже в самом ближайшем будущем - «Resident Evil» ожидается в российском прокате со дня на день. А самые нетерпеливые могут добыть «тряпочную» копию на ближайшем видеоразвале. - Н.Д.

Сувенирная часть Лары Крофт

Начиная с 26 апреля в течение десяти дней на онлайновом аукционе eBay будет распродан весь комплект «одежды» известной расхитительницы гробниц Лары Крофт, - редчайший и самый желанный (по мнению издателя «Tomb Rider» компании Eidos Interactive) фетиш индустрии видеоигр за всю ее историю.

С 1998-го по 1999 год именно этот promo-«комплект» более сорока раз одевала Нил Макэндрю (Nell McAndrew), и больше мы его на теле «в деле» не увидим, - «продвигать» Лару, как известно, теперь будет Джилл де Джонг (Jill de Jong, см. «КТ» #437). Торги начнутся с двух автоматических пистолетов (точные копии моделей от Smith & Wesson) и фирменных солнцезащитных очков (спецзаказ от Cutler & Gross), продолжатся кожаными кобурами, ремнем с пряжкой и перчатками и закончатся зеленой резиновой (!) безрукавкой (размер 34-ДД - девчонки рыдают) в обтяжку и короткими «военными» шортами. Упустившие основные лоты бедолаги будут бороться за «утешительные» толстые шерстяные носки-гетры. Судьба же рюкзачка и ботинок остается, по всей видимости, за кадром.

Заядлые фаны игр Tomb Raider-серии, правда, сомневаются в исторической аутентичности костюма, ведь до Нил Макэндрю «Ларой» была модель Рона Митра (Rhona Mitra). Однако устроители мероприятия настроены чрезвычайно серьезно: они не только прилагают к каждой части комплекта сертификат подлинности, но и собираются направить все полученные от аукциона сборы в «детский» фонд ООН - UNICEF. - Н.Д.

Не говоря ни слова

Разработчики из исследовательского подразделения японской корпорации NTT DoCoMo создали телефон, для общения по которому говорить, собственно, и не нужно. Достаточно просто открывать рот, внятно артикулируя непроизнесенные слова. Встроенный голосовой синтезатор все сделает сам.

С помощью специальных датчиков телефон переводит движения губ в слова - примерно так же, как читающие по губам глухие люди. Пока что разработка находится на очень ранней стадии: прототип умеет определять только гласные, но зато со стопроцентной точностью. Ожидается, что на доведение системы до ума потребуется еще лет пять.

Это, кстати, не единственный подобный проект, зреющий в недрах NTT DoCoMo. Там работают еще над системой, которая передает звук в слуховой аппарат абонента не по воздуху (как сейчас), а через тело (динамик, например, можно закрепить на запястье). Таким образом, совмещение этих двух технологий позволит говорить по мобильному телефону бесшумно, не беспокоя окружающих (к шевелящим губами людям публика уж как-нибудь привыкнет).

Еще одна оригинальная технология, предназначенная для повышения разборчивости речи собеседника при телефонном разговоре в шумном помещении, предложена компанией Sound ID. Разработанный фирмой алгоритм, реализованный в виде программы для DSP-процессора телефона, анализирует шумы в микрофоне и пытается компенсировать их, усиливая те частоты в принимаемом сигнале, что соответствуют голосу собеседника. Любое изменение уровня или характера шума влечет за собой и перестройку механизма усиления, при этом время реакции, по заверению Sound ID, не превышает миллисекунды.

К сожалению, алгоритм, в настоящее время приспосабливаемый к цифровым сигнальным процессорам Texas Instruments, довольно ресурсоемок (требует производительности около 10 MIPS), так что не всякий современный телефонный аппарат с ним справится. Впрочем, Sound ID надеется использовать технологию не только в мобильных телефонах, но и бытовой аудио/видеотехнике: к примеру, телевизор сможет самостоятельно «подкрутить настройки», если на кухне слишком сильно шумит вода или гремят тарелки. - В.Г., Е.З.

Универсальный интертрепатор

Оригинальный проект задуман американским программистом Брайаном Макконелом (Brian McConnell): он предлагает построить P2P-сеть, которая могла бы работать в качестве переводчика с любых языков мира. Говоря точнее, в рамках open source-проекта World Wide Lexicon (WWL) планируется построить единую систему для обращения к различным Интернет-сервисам, предоставляющим услуги перевода с одного языка на другой.

Развивать сеть планируется в два этапа. На первом, который должен завершиться уже в мае, Брайан с единомышленниками рассчитывает разработать базовую программу-клиент сети WWL и ряд простых протоколов, используя которые, абоненты WWL смогут объединиться в сеть и обращаться к уже существующим онлайновым переводчикам (поддержку протоколов WWL можно будет встраивать и в любые другие программы). Но одним лишь использованием существующих Интернет-словарей WWL не ограничится. На втором этапе планируется подключить множество рядовых интернетчиков, которые, в обмен на возможность получить бесплатный перевод, сами будут работать над пополнением контента системы. Как именно это будет сделано, еще неизвестно, но упрощенно программу-клиент WWL можно представить в виде приложения сети распределенных вычислений, время от времени предлагающую томящемуся от безделья пользователю перевести словечко или фразу-другую. Данный пользователем перевод или комментарий будет сохраняться в базах данных, поддерживаемых крупными участниками проекта.

Скептики выражают сомнения в качестве такого «любительского» словаря, но Макконел парирует их аргументы следующим образом: перед внесением в базу данных, каждое переведенное слово или фраза будут предложены на «аудит» еще нескольким пользователям. - Е.З.

Google, подвинься!

Компания AskJeeves запустила новый поисковый сервер, который, по словам крестных отцов проекта, может стать серьезной угрозой нынешнему лидеру - Google. Конечно, потеснить титанов мечтают все новички - иначе и дело затевать не стоит, однако у AskJeeves, похоже, есть основания для громких заявлений: ее поисковая система Teoma уже известна пользователям Сети и успела отлично себя зарекомендовать.

Кроме Google, ближайшими конкурентами Teoma (что с гэлльского языка переводится как «эксперт») считаются разработчик поисковых систем Inktomi и разнообразные порталы-каталоги а-ля Yahoo. До сентября прошлого года Teoma Technologies была самостоятельной компанией, однако недостаток средств вынудил ее создателей продать свое детище.

Одна из ключевых особенностей Teoma - способность разбивать результаты поиска по тематике. К примеру, если пользователь ищет в Интернете информацию о Михаиле Задорнове, то ссылки об известном юмористе и о государственном чиновнике будут выведены отдельно (разумеется, о Михаиле Задорнове Teoma пока ничего не знает, но вот Джорджа Буша с группой Bush не спутает). Кроме того, в базу Teoma включены авторские сайты, содержащие ссылки определенной тематики. И если в базе есть список, релевантный запросу, то кроме обычных «машинных» ссылок пользователю будет предложено ознакомиться с перечнем сайтов, который составлен экспертом.

Конечно, база Teoma намного меньше, чем у Google. Если последней проиндексировано около 3 миллиардов страниц, то Teoma пока может похвастаться только 200 миллионами (плюс еще столько же должно быть добавлено в ближайшее время). Тем не менее в Teoma верят, что качественные отличия их системы от Google позволят обеспечить, по меньшей мере, не худшее качество поиска.

В Google к наполеоновским заявлениям новичков относятся спокойно. Время, мол, покажет. - В.Г.

Целибат онлайн

Согласно статистике, собранной американскими исследователями из Школы информационных технологий при государственном Университете Пенна, секс перестал быть самой волнующей темой для веб-сёрферов.

Если во время первого ежегодного исследования, проведенного этой же группой в 1997 году, было обнаружено, что каждое шестое обращение к поисковому серверу Excite содержало в запросе слово «sex», то сейчас число подобных обращений сократилось наполовину (причем зачастую пользователи ищут не порнографию, а просто интересуются вопросами взаимоотношений полов). Зато примерно вдвое вырос интерес к электронной коммерции, сайтам туристических компаний и кадровых агентств.

Что же произошло? Тому есть несколько объяснений. Во-первых, веб сильно повзрослел, можно даже сказать, постарел. Во-вторых, в 1997 году поисковые системы были не так совершенны, и пользователям приходилось делать гораздо больше запросов, чтобы найти нужную информацию. В 1997 году результаты поиска с первой страницы удовлетворяли менее трети пользователей, а в 2001 году уже более 50 процентов сетян находили на первой странице все, что нужно.

Впрочем, есть и еще одно объяснение. Некоторые аналитики полагают, что уменьшение числа запросов, содержащих слова «sex» и «porno», связано, прежде всего, с тем, что ничего искать, в общем-то, и не нужно. Спам со ссылками на различные порноресурсы с лихвой удовлетворяет потребности большинства потребителей подобного контента. К тому же поисковый сервер Excite, на основе результатов которого проводилось тестирование, уже не столь популярен, как раньше. Возможно, что, анализируй исследователи логи Google, и результаты были бы иными. - В.Г.

Распишитесь в получении

Победой America Online закончилась ее тяжба с компанией Netvision Audiotext. В январе прошлого года Netvision была обвинена в рассылке клиентам AOL спам-корреспонденции, содержавшей призывы посетить порнографические ресурсы принадлежащей Netvision развлекательной сети Cyber Entertainment. Согласно исковому заявлению, Netvision рассылала спам еще с 1999 года и размах ее деятельности к началу 2001-го был весьма широк: каждый день на почтовые адреса, принадлежащие пользователям AOL, поступали сотни тысяч рекламных писем.

AOL это поднадоело, и она подала в суд, потребовав «возместить ущерб» (по 10 долларов за каждое непрошенное послание). Главная проблема заключалась в том, что сама Netvision рассылкой спама не занималась, - за нее это делали граждане, привлеченные возможностью подзаработать (компания обещала платить за каждого приведенного на свои сайты клиента около 20 центов), так что формально фирма была вроде бы чиста перед законом.

Процесс, растянувшийся более чем на год, закончился подписанием мировой по инициативе Netvision: она согласилась выплатить неуказанную сумму и дала обязательство впредь контролировать действия участников своих членских программ, дабы рассылка спама по адресам AOL не повторилась. Сама же America Online заявила о решимости продолжить преследования спаммеров (судебным прецедентом это дело служить не может, поскольку было рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства и закончилось мировым соглашением). - Е.З., Т.Б.

А бумажку побережем

Крупнейшее в мире издательство научной литературы и учебных пособий Oxford University Press (OUP) «вышло в киберпространство», объявив о запуске проекта Oxford Reference Online. В качестве первого шага в Интернете размещены более сотни словарей и энциклопедий, сведенных в единую базу данных.

Несмотря на платный доступ к ресурсу, в OUP уверены, что Oxford Reference Online завоюет широкое признание и популярность. Ежегодная абонентская плата составляет 250 долларов в год для школ, 400 - для иных учреждений и около трех тысяч за многопользовательский доступ - для библиотек и т. п. Учебные заведения могут в течение тридцати дней попробовать новый ресурс бесплатно. Без сомнения, учитывая немалые цены на бумажные издания учебных пособий OUP, сервис будет популярен и в нашей стране (особенно, если финансирование этой программы возьмут на себя различные фонды).

Некоторые обозреватели скептически оценивают перспективы проекта, апеллируя к не слишком успешному бизнесу платной онлайновой энциклопедии Britannica.com. Однако напрямую сравнивать эти два проекта, пожалуй, все-таки некорректно. Предполагается, что Oxford Reference Online, который обошелся создателям в 1,5 млн. долларов, окупится в течение четырех лет. - Т.Б.

Не хочу учиться…

Министерство образования Новой Зеландии объявило о приостановлении финансирования программ дистанционного обучения, предоставляемых Центром практического образования (Practical Education Training Centre), в связи с тем, что лишь 56 из двух тысяч студентов, поступивших на курсы, смогли успешно их окончить и получить дипломы.

Впрочем, решение связано не столько с неэффективностью учебных программ, сколько с обнаруженными в ходе недавней проверки многочисленными фактами недобросовестного использования образовательных ссуд. Дело в том, что почти половину общей стоимости дотации - две тысячи новозеландских долларов (чуть меньше тысячи американских), составляет стоимость компьютера Compaq, который студент получал в начале обучения. Большинство «жаждущих знаний» новозеландцев сразу после получения компьютера попросту продавало его, быстренько «забивая» на учебу.

Сейчас министерство требует от горе-студентов полного возмещения недобросовестно потраченных ссуд, обещая, в случае неповиновения взыскать деньги в судебном порядке. - Т.Б.

Голосование по-@нглийски

2 мая в Великобритании состоятся выборы в органы местного самоуправления. Несмотря на то что в последние годы активность английских избирателей оставляет желать лучшего, эти выборы обещают стать самыми массовыми за всю историю. Причиной для оптимистичных прогнозов послужило решение министра Департамента местного самоуправления Ника Рейнсфорда (Nick Raynsford) о применении нескольких типов экспериментальных систем электронного голосования. На столь серьезный шаг его вдохновил успех системы голосования по почте, которой в 2001 году воспользовались 1,4 млн. избирателей. Рейнсфорд считает, что нововведения помогут решить проблему пассивности граждан, а использование Интернета привлечет наименее активную в этой области часть населения - молодежь.

Впервые система голосования по электронной почте была опробована в 2000 году, но не оправдала себя, что привело к отказу от нее в прошлогодних выборах и переработке схемы. То, что ожидает избирателей в этом году, превосходит самые смелые ожидания. Проголосовать можно как через Интернет (для тех, у кого нет доступа к компьютеру дома или на работе, установлено множество электронных киосков в кинотеатрах, супермаркетах и других общественных местах), так и посредством SMS-сообщения (нужно отправить свой индивидуальный код избирателя и номер выбранного кандидата).

Несмотря на столь впечатляющие нововведения, остается еще множество спорных вопросов. Индивидуальные коды легко могут стать предметом злоупотреблений, поскольку не предусмотрены методы аутентификации личности, использовавшей код избирателя. Это может привести к тому, что индифферентно относящиеся к выборам граждане станут продавать свои коды заинтересованным лицам. В случае же применения на выборах цифровой подписи, встает еще одна проблема - сохранение тайны голосования. Впрочем, до того момента, когда новые системы станут применяться на всеобщих парламентских выборах, еще далеко. По предварительным оценкам, разработка и принятие соответствующих изменений в законодательстве займет около четырех лет. - Т.Б.

Ну, за прогресс!

Американец с немецкой фамилией Пол Дитц (Paul Dietz), работающий в научно-исследовательском центре MERL японской компании Mitsubishi, разработал оригинальную систему iGlassware, наделяющую зачатками интеллекта… стаканы и фужеры. Благодаря изобретению Дитца бармены и официанты в ресторанах смогут мгновенно узнать, у кого из посетителей опустел бокал, и не теряя времени наполнить его, демонстрируя тем самым высочайший класс обслуживания.

Технология «умных стаканов» построена на базе чипов-меток радиоидентификации - RFID (далеким от электроники людям RFID-чипы знакомы прежде всего по защитным биркам, закрепленным на товарах в магазинах самообслуживания для предотвращения краж). В системе iGlassware микрочип с крошечной катушкой антенны крепится ко дну стакана в упаковке, защищающей электронику от агрессивной среды в посудомоечной машине. Специальное прозрачное покрытие внутри стакана играет роль обкладок конденсатора, а субстанция, заполняющая посуду, в данном случае выполняет функцию диэлектрика (перетекание напитка в желудок клиента изменяет емкость конденсатора). Поскольку микрочип каждого бокала, реагирующий на эти перемены, имеет индивидуальный идентификатор, а в каждый стол встроен транслятор-радиопередатчик, то на пульте у бармена или метрдотеля можно вести постоянный учет заполненности посуды клиентов. Как только емкость конденсатора падает ниже критической, официант получает сигнал с координатами стола и места, где, возможно, требуется налить «еще по одной».

Подобная предупредительность может показаться чрезмерной и навязчивой, однако представители многих ресторанов и отелей уже проявили к новинке самый горячий интерес, назвав ее «долгожданным» и весьма «многообещающим приложением». Глядишь, и объемы продаж возрастут, и бокал из бара уже не утащишь… - Б.К.

Овчинка стоит выделки

Под крылом широко известного в компьютерном мире Массачусетского технологического института образовано новое предприятие для исследований в области военного применения нанотехнологий. Точнее, круг задач, которым займутся сотрудники Institute for Soldier Nanotechnologies (ISN), ограничен внедрением нанотехнологических достижений в солдатскую униформу.

В планах исследователей - разработка тканей, способных самостоятельно менять цвет и отражающую способность для улучшения маскировки или изменять собственную гибкость, например для фиксации костей в местах переломов. Помимо этого, униформа из новых тканей должна защищать человека от воздействия химического и бактериологического оружия.

По словам директора ISN Неда Томаса (Ned Thomas), часть этих задач в принципе уже решена, осталось лишь оптимизировать технологии для практического использования. Министерство обороны США выделило под новый проект 50-миллионный грант, еще 40 миллионов предоставят промышленные компании. - Е.З.

Звуки тишины

Волновая природа звука предоставляет инженерам и ученым богатое поле для всевозможных технических новаций. Достаточно вспомнить, что математические идеи криптографии с открытым ключом родились на базе коммуникационных экспериментов с защитой информации, когда принимающая сигнал сторона умышленно добавляла в канал шум помех, а затем сама же его и «снимала», накладывая тот же шум в противоположной фазе. Благодаря сложению волн, противоположных по амплитуде, все помехи обнулялись.

По мере развития аудиотехники и цифровых сигнальных процессоров эти идеи начали применять в системах звукоизоляции. В современных пассажирских авиалайнерах наушники пассажиров, предназначенные для индивидуального просмотра кинофильмов, иногда оснащают противошумовым фильтром, отсекающим гул турбин. В самолетах-истребителях плоскопанельные громкоговорители таким же образом экранируют кабину пилота от шума двигателей, предпринимаются попытки создать подобные системы для легковых автомобилей. Британский инженер Селвин Райт (Selwyn Wright) из Хаддерсфилдского университета разработал интеллектуальную «машину тишины» (Silence Machine) для персонального использования. Устройство анализирует все поступающие на вход звуки и позволяет избирательно блокировать лишь те, которые пользователь квалифицирует как шум. Например, тот, кто живет поблизости от железной дороги или стройки, может избавиться от раздражающих громыханий и в то же время наслаждаться, к примеру, пением птиц за окном.

Принцип работы «машины тишины» все тот же - генерация нейтрализующих звуков, в точности совпадающих с волнами шума, но противоположных по фазе. Состоит устройство из самых обычных «мультимедийных» компонентов - микрофонов, мощного компьютера и громкоговорителей. Качество блокирования звука сильно зависит от качества микрофонов и динамиков. Чем выше их чувствительность и шире частотная полоса, тем надежнее звуковой заслон. Пока что машина позволяет эффективно подавлять продолжительный и предсказуемый шум - например от компрессоров, электродрелей или генераторов. Что же касается «непредсказуемых шумов», таких как музыка или человеческая речь, то, по оценкам разработчика, для их эффективного блокирования понадобится еще не менее года работы над специальным программным обеспечением. - Б.К.

Квантовые игры

Любопытные результаты получили ученые из Университета науки и технологии в городе Хефей (Китай). Они обнаружили, что в иррациональном квантовом мире рациональное поведение позволяет выиграть, даже если в классическом варианте игры следование логике ведет к потерям.

Ученые теоретически обобщили и экспериментально реализовали на молекулярном квантовом компьютере известную логическую игру «Дилемма заключенных». Суть ее в следующем. Двух подозреваемых посадили в разные камеры, чтобы избежать сговора. У каждого есть выбор: отрицать свою вину или обвинять другого. Если заключенные будут отрицать свою вину, то оба получат, скажем, по году тюрьмы, а обвиняя другого, каждый получит по пять лет. Но если один будет отрицать вину, а другой его обвинять, то обвиняющий выйдет на свободу, а отрицающий получит все восемь. Как быть? С точки зрения классической теории игр, логичное поведение в такой ситуации - агрессивно обвинять другого. Но оно ведет к плохому общему результату. Лучше, конечно, договориться и все отрицать. Похожие ситуации часто встречаются в бизнесе и политике и, при отсутствии договоренности, ведут к войнам и общим потерям конкурентов.

Но в удивительном квантовом мире появляются дополнительные возможности. Квантовый объект может находиться в смешанном состоянии: и здесь, и там. По квантовым правилам, заключенный тоже может следовать смешанной стратегии: отчасти обвинять, отчасти отрицать свою вину. Смешанная стратегия дает возможность игрокам стать взаимозависимыми - возникает запутанное квантовое состояние. Иными словами, игроки как бы переходят в состояние договоренности, не договариваясь.

Ученые обнаружили, что по мере плавного возрастания запутанности стратегий происходят два качественных изменения в игре. Сначала оптимальная стратегия приводит к классически «плохим» результатам. Затем, по мере возрастания запутанности выбора, несмотря на то, что оба игрока действуют «плохо», один выигрывает больше, чем другой. И, наконец, когда правила станут еще более квантовыми, оба действуют «хорошо».

В экспериментах два атома в органической молекуле, соответствующие двум игрокам, с помощью радиоимпульсов могли переводиться в два квантовых состояния («обвинение» или «отрицание»). В определенных условиях возникало запутанное состояние, которое можно было зарегистрировать. Пожалуй, это первое практическое применение квантового компьютера, пока на простейшей задаче квантовой теории игр. - Г.А.

Зеленая планета Марс

Очередную порцию масла в огонь споров о возможности существования жизни на Марсе подлили исследователи из NASA, сообщившие об обнаружении в архивных данных, собранных в 1997 году на Красной планете аппаратом Mars Pathfinder, возможных признаков присутствия… хлорофилла. Новость, что легко сошла бы за первоапрельскую шутку, была обнародована на конференции астробиологов, состоявшейся в США в первой половине апреля.

Проанализировав серию детальных многодиапазонных фотоснимков поверхности планеты, ученые обнаружили несколько участков, спектры отражения которых напоминают спектры хлорофилла (как известно, определяющего цвет земной растительности). Авторы предупреждают, что их данные носят пока предварительный характер и не могут служить основанием для однозначных заявлений - «хлорофиллом» на самом деле мог оказаться просто необычно окрашенный песок. - Е.З.

Мы все оттуда

Аминокислоты, служащие кирпичиками для белковых молекул и, соответственно, основой земной жизни, могут образовываться в космическом пространстве самопроизвольно. К такому выводу пришла группа астробиологов из Эймсовского исследовательского центра NASA, опубликовавшая статью в журнале «Nature» (одновременно с американцами аналогичные результаты получили и немецкие ученые из Бременского университета).

Поставленный опыт сводился к воссозданию в лаборатории обстановки, имитирующей условия в газопылевых туманностях близ молодых звезд. В вакуумную камеру, пронизанную интенсивным ультрафиолетовым излучением, поместили охлажденную до -15 градусов Кельвина металлическую подложку, на которой была размещена взвесь мельчайших капель воды, метила, аммиака и ряда других простейших соединений. По прошествии некоторого времени ученые провели анализ образовавшихся веществ и обнаружили молекулы трех аминокислот (глицин, аланин, серин; опыты немцев оказались более плодотворны - получено 16 аминокислот).

Как утверждают авторы работы, схожие органические соединения обнаружены и в некоторых метеоритах, что служит лишним доказательством космического происхождения жизни. Не исключено что именно так в свое время появилась и жизнь на Земле: органические материалы, сформировавшиеся в окружавшей протосолнце газопылевой туманности, попали на нашу планету, дав толчок к возникновению первых форм жизни. Основываясь на результатах эксперимента, можно предположить, что аналогичным образом органическая жизнь могла зародиться в любом другом уголке Вселенной. - Е.З.

Звездец

Астрономы Лестерского университета (Великобритания) нашли ключ к разгадке тайны вспышек гамма-излучения, вероятного результата наиболее мощных взрывов во Вселенной.

Астрофизики спорят о причинах вспышек гамма-излучения более тридцати лет. Долгое время считалось, что их источники находятся в нашей галактике, но в 1997 году было установлено, что они расположены очень далеко во Вселенной. Гамма-вспышки обычно длятся несколько секунд или минут (в течение которых испускается больше энергии, чем излучает наше Солнце за всю свою жизнь). Этого времени недостаточно для точных астрономических наблюдений, которые позволили бы идентифицировать их источник. Но взрывы порождают потоки радиоволн, фотонов и рентгеновских лучей, которые несут крупицы информации о причинах взрыва.

В настоящее время имеется несколько гипотез о происхождении вспышек. Наиболее популярны две из них. Первая предполагает взрыв сверхновой и коллапс гигантской звезды в черную дыру (при этом гамма-кванты излучаются остатками расширяющейся оболочки, на фото). Согласно второй теории, вспышки возникают при падении нейтронной звезды на черную дыру.

С помощью Европейского космического телескопа XMM-Newton ученые проанализировали рентгеновское послесвечение гамма-вспышки, которая была зарегистрирована 11 декабря 2001 года спутником Beppo-SAX. Телескоп обнаружил спектры нескольких элементов: магния, кремния, серы, аргона и кальция, причем вещество удалялось от источника вспышки с огромной скоростью, равной одной десятой скорости света (такой состав и такие скорости истекания вещества считаются типичными для сверхновых звезд). - Г.А.

Умри, несчастный

Несколько лет назад, когда на киноэкраны вышел фильм-блокбастер «Телохранитель» с Кевином Кестнером и Уитни Хьюстон, а все радиостанции мира, будто сговорившись, стали транслировать заглавную песню из этой картины («I Will Always Love You»), у одной англичанки случился нервный срыв. Включив в очередной раз радио и услышав ненавистный рефрен шлягера, дама в ярости выбросила стереосистему в окно. Никого из прохожих, к счастью, не задело.

А вот американцу Гари Уилке, жителю города Эпплтон (штат Висконсин), за несдержанность в ситуации, смахивающей на предыдущую, пришлось уплатить штраф и держать ответ перед правоохранительными органами. В начале года Уилке угораздило купить за 2600 долларов в местном магазине Gateway Country крайне неудачный компьютер. В этой машине с самого начала все оказалось наперекосяк, от «кривого» винчестера и молчаливой звуковой карты до пишущего CD-привода, ни в какую не желавшего ничего записывать. Привести ПК в божеский вид не помогли ни четырехчасовой визит техника по обслуживанию, ни пять собственных поездок Уилке с аппаратом в магазин. Наконец, терпение у Гари лопнуло: он торжественно водрузил процессорный блок посреди центрального фойе Gateway Country, после чего пошел обратно к машине, вернулся со здоровенной кувалдой и на глазах у изумленной публики вдребезги разнес доставший его «писюк».

Заметно повеселев, Уилке пожелал окружающим приятного дня и отправился домой. Мстительная администрация магазина тут же натравила на него полицию, для верности заявив, что нарушитель порядка не только размахивал в общественном месте кувалдой, но и выкрикивал при этом всякие ругательства. Стражи порядка нагрянули к Уилке домой, арестовали и выпустили из участка лишь после того, как он уплатил 150 долларов штрафа за хулиганское поведение. Не выразив и тени раскаяния, Уилке заявил, что теперь он чувствует себя значительно лучше. - Б.К.

Эх, молодость, молодость

Побочным эффектом стремительного развития компьютерных технологий становятся довольно забавные казусы. Один из них произошел с копией знаменитой «Книги Судного дня» 1086 года («Domesday Book»), где сведены данные первой британской переписи населения. К 900-летию этого многотомного документа в 1986 году английскими учеными и инженерами была создана копия на лазерном диске, который сегодня невозможно прочитать ни на одном устройстве. Причина в том, что весь проект был «завязан» на давно вышедшие из употребления мини-компьютеры Acorn BBC Master (на сегодняшний день, похоже, не осталось ни одного работающего экземпляра).

Теперь запущен новый проект по восстановлению электронной копии, которой всего-то пятнадцать лет. Ирония судьбы заключается в том, что оригинал документа почти что тысячелетней давности продолжает оставаться вполне читабельным. - Б.К.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ],
Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ],
Олег Изюменко [ Oleg326756@yandex.ru ], Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ],
Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ], Андрей Фаткуллин [ agf@computerra.ru ],
Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.