Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
05.04.2002

Голосовое управление. - Проверка невинности. - Порно для священников. - Я знаю, что ты знаешь, что я знаю. - Бухгалтер - хуже сапера. - Вафедьный остров. - Все дороги ведут на Тайвань. - Xbox да услышит. - Как нам обустроить Россию. - Игра с летальным исходом.

Голосовое управление

У сторонников слияния Hewlett-Packard и Compaq, приободрившихся было после подведения предварительных итогов голосования акционеров (см. «КТ» #436), новая головная боль. Один из главных противников объединения - Уолтер Хьюлетт (Walter Hewlett, на фото) подал судебный иск против руководства HP, обвиняя его в оказании давления на акционеров.

По сведениям Хьюлетта, один из крупнейших держателей акций компании -Deutsche Bank первоначально высказался против сделки. Незадолго до окончания голосования, с руководством банка встретились менеджеры Hewlett-Packard, которые объяснили, что при таком раскладе будущее отношений двух корпораций (DB предоставляет HP многомиллиардные кредиты) становится туманным. Аналогичный трюк якобы провернули и с некоторыми другими крупными акционерами. В числе прочих «мелочей», на которые обращает внимание Хьюлетт, - обман рядовых акционеров руководством HP: так, по словам Хьюлетта, уволить придется 24 тысячи человек, а не 15 тысяч, как утверждают официальные источники, кроме того, замалчиваются некоторые важные проблемы интеграции фирм и т. п.

Окончательный подсчет голосов акционеров продлится до конца апреля. Какое именно влияние окажет иск Хьюлетта, сказать пока трудно, но даже при положительном результате голосования окончательное оформление сделки задержится как минимум на несколько недель, а в лучшем (для противников объединения) случае приведет к аннулированию результатов и повторному голосованию. - Е.З.

Проверка невинности

Полной победой сторонников файлообменных систем завершилось судебное разбирательство по делу о нарушении авторских прав между голландской компанией Kazaa BV и местной ассоциацией звукоиздателей и композиторов BUMA/STEMRA.

Решением амстердамского апелляционного суда, перекрывающим принятое ранее решение суда низшей инстанции, Kazaa признана не несущей ответственности за деятельность пользователей ее программного обеспечения (речь идет о программе-клиенте Kazaa Media Desktop). Таким образом, Kazaa BV может свободно распространять свой программный продукт на территории Голландии. Фактически, это первое судебное решение в мире, признающее легальность файлообменной системы. Представитель BUMA/STEMRA заявил, что организация, возможно, опротестует вердикт в Верховном суде страны. Основатель Kazaa BV Никлас Зеннстром (Niklas Zennstrom) приветствовал решение суда с одной лишь оговоркой: оно появилось слишком поздно, чтобы спасти компанию - к настоящему моменту все основные активы уже проданы австралийской Sharman Networks.

Впрочем, Kazaa вместе с Grokster, Streamcast Networks (сеть Morpheus), а также Consumer Empowerment, создавшей P2P-технологию Fasttrack, должны ответить еще и перед американским законом (против них выступают главные борцы с пиратством - ассоциации звукозаписывающих компаний и киностудий RIAA и MPAA). Повлияет ли решение голландского суда на процесс в США, основные события которого должны развернуться в октябре, сказать пока никто не берется. Но аналитики уже предсказывают возможные конфликты: в случае, если американский суд встанет на сторону поборников авторских прав, обязать компанию, базирующуюся на территории Голландии (и признанную здесь невиновной), выплатить какие-то штрафы будет весьма проблематично. - Е.З.

Порно для священников

Федеральное бюро расследований США отрапортовало об успешном завершении операции «Candyman» по ликвидации преступного Интернет-сообщества, насчитывающего, по самым скромным оценкам, семь тысяч участников из разных стран мира. На этот раз министерство юстиции США боролось не с хакерами и warez-группами, а педофилами и распространителями детской порнографии. В процессе мониторинга трех форумов соответствующей направленности на сайте Yahoo! федеральным агентам удалось, используя адреса электронной почты подписчиков, отследить и идентифицировать около полутора тысяч подозреваемых.

На сегодняшний день выдвинуты обвинения против 86 участников форума «Candyman», который дал название самой операции. Все - жители США, в их числе два католических священника и шесть служителей иных религий, один водитель школьного автобуса, работник дошкольного учреждения, детский фотограф и полицейский. Как и в недавних операциях по борьбе с распространителями контрафактного ПО («КТ» #426), ФБР действовало в связке с правоохранительными органами других стран. Вслед за завершением операции в США, локальные рейды прошли в Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Канаде, Франции, Швейцарии и Японии.

Генеральный прокурор США Джон Эшкрофт (John Ashcroft, на фото), комментируя проведенную операцию, с присущей ему экспрессивностью заявил, что «государство найдет и привлечет к ответственности каждого, кто посягает на будущее американской нации». Впрочем, расписывая успехи своего ведомства по поимке педофилов, Эшкрофт, похоже, выдает желаемое за действительное: арест 86 членов семитысячного сообщества как-то трудно назвать большим успехом. - Т.Б.

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю

По свидетельству аналитиков, после событий 11 сентября прошлого года бизнес компьютерной безопасности заметно расцвел. К усилению защиты сетей и компьютеров обратились не только встревоженные учреждения и компании, но и многочисленные рядовые пользователи. Страх, как известно, резко обостряет подозрительность, поэтому все большую популярность обретают не только межсетевые экраны, но и всевозможные шпионские программы, позволяющие контролировать, кто и как использует компьютер, на какие клавиши жмет и какими адресами интересуется. А поскольку на всякое «средство» должно быть свое «анти-средство», то соответственно возрос и спрос на антишпионские программы, выявляющие работу в ПК закладки-соглядатая.

С ростом популярности антишпионских программ, таких, например,как Who’s Watching Me» («Кто за мной следит») компании Trapware.com, все больше занервничали фирмы, вроде WinWhatWhere и SpectorSoft, выпускающие средства скрытого мониторинга. Понервничали-понервничали да и нашли выход из положения, добавив в свое ПО модули, «обрушивающие» работу «контрразведывательного» софта. В частности, разработчики WinWhatWhere отобрали пять наиболее популярных программ-антишпионов (включая Who’s Watching Me) и сделали так, чтобы новая версия их продукта отыскивала на диске файлы, жизненно важные для работы «врагов», и встраивала в них куски, препятствующие нормальному функционированию. Аналогичным способом стал блокировать работу нежелательных программ и продукт корпорации SpectorSoft.

Естественно, эта новость стала очень быстро известна компании Trapware.com. Здесь справедливо возмутились, мягко говоря, неэтичным поведением оппонентов, которые, вместо изобретения элегантных методов обхода охраны (раз уж работа такая), по сути дела, просто расстреливают ее, «превращаясь из детективов в обычных бандитов». В Trapware не медля начали раздумывать об адекватных контрмерах, но тут обо всей этой неприглядной истории поведал общественности обозревать MSNBC Боб Салливен. Буквально на следующий день у производителей шпионского ПО вдруг проснулась совесть, а точнее, сработала трезвая коммерческая смекалка. Дурная слава умельцев, портящих чужие коды, фирмам явно не нужна, поэтому было объявлено, что от практиковавшейся прежде тактики «обрушивания врагов» решено отказаться. Из заявлений руководства WinWhatWhere следует, что теперь компания будет изыскивать «более порядочные методы работы». Если, конечно, в этом бизнесе вообще можно говорить о порядочности. - Б.К.

Бухгалтер - хуже сапера

Судя по всему, закончилась двухлетняя тяжба между американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) и корпорацией Xerox. Результатом достигнутой договоренности стало согласие компании выплатить штраф в размере 10 миллионов долларов. Это самая значительная сумма, выписанная SEC в виде штрафа, и второе громкое достижение Комиссии за последнее время - после банкротства Enron.

По мнению специалистов SEC, в Xerox не совсем верно отражали текущие доходы в финансовой документации, завышая их. Так это или нет - вопрос спорный. Сама компания, согласившись уплатить штраф и внести в финансовую отчетность за 1997-2000 гг. требуемые SEC поправки, воздержалась от каких-либо комментариев.

Известно, что крупнейшие аудиторские компании KPMG и PricewaterhouseCoopers, проверявшие Xerox в указанный период, ничего неправильного в ее бумагах не обнаружили. Сумма штрафа не кажется слишком большой, когда узнаешь, что речь идет о двух миллиардах долларов, которые теперь будут расписаны в финансовой отчетности иначе. - В.Г.

Вафельный остров

Правительство Тайваня, хотя и с оговорками, но все-таки сняло запрет на инвестиции местных фирм в строительство полупроводниковых заводов в континентальном Китае. До 2005 года разрешено поставить на континент три завода, использующих 200-миллиметровые кремниевые пластины, правда, «начинка» предприятий должна быть не новее прошловековой (островные поставщики переводят серийное производство чипов на 300-миллиметровый калибр).

Тайваньские фирмы TSMC и UMC совместно изготавливают две трети всех чипов в мире, но обе компании весьма озабочены появлением в Китае собственных кремниевых мастерских. По мнению президента TSMC Мориса Чанга (Morris Chang, на фото), запрет стоило отменить еще два года назад: свои заводы на континенте дадут островитянам новое полупроводниковое производство без проблем с электроэнергией, водой и в сейсмически безопасной зоне.

Стоит отметить, что в заводы на Тайване TSMC собирается в этом году инвестировать 20 млрд. долларов. Однако остров стремится стать не только лучшим производителем, но и мозговым центром микроэлектроники. Новый технологический парк на окраине столицы - Taipei Neihu Technology Park уже привлек около двух тысяч фирм (среди них Acer, Elitegroup, DFI, Abit). Но и континентальный Китай будет не только производить. По данным Gartner Dataquest, с 1995 года здесь возникает все больше дизайнерских центров, что обуславливает рекордные темпы роста рынка САПР. Пока разрабатываются несложные проекты на печатных платах и небольшие заказные микросхемы, но положение понемногу меняется. - А.Ф.

Все дороги ведут на Тайвань

Согласно неофициальным данным, компании Sony и Microsoft ведут переговоры о перемещении производства игровых приставок PlayStation 2 и Xbox в Юго-Восточную Азию.

Слухи о возможной миграции сборочных линий PS2 в Китай ходят уже несколько месяцев. Да и Microsoft, стартовав со своим Xbox в Европе и Японии далеко не самым удачным образом, не впервые подумывает о переносе производства в регионы с дешевой рабочей силой, чтобы по возможности удешевить приставку.

Как утверждают авторитетные источники, обе компании уже решили возложить ответственное бремя штамповки «ящиков счастья» на плечи сторонних «железных» производителей на Тайване. Представитель корпорации Sony Йошико Фурусава (Yoshiko Furusawa) предположения насчет PS2 подтвердил, но предполагаемые мощности будущего завода назвать отказался и ни словом не обмолвился о грядущих изменениях на производстве в Японии. Microsoft же была замечена в переговорах с различными компаниями - в том числе и с Wistron, подразделением компьютерного гиганта Acer. Однако ни Wistron, ни Microsoft никаких комментариев по этому поводу дать не удосужились, так что судьба Xbox-заводов в Венгрии и Мексике остается неизвестной.

Впрочем, никуда Microsoft от азиатских сборщиков, похоже, не денется, в тонких делах маркетинга Xbox и PS2 повязаны очень тесно. Sony уже обгоняет конкурента на полшага: цена ее консоли в Европе к майской выставке «Electronic Entertainment Expo» должна быть снижена с трехсот до двухсот долларов (Xbox сейчас стоит около четырехсот пятидесяти). - Н.Д.

Xbox да услышит

Microsoft купила у компании Fonix права на использование технологии распознания речи Automatic Speech Recognition engine (ASRe) в своем Xbox Communicator (подключаемое к консоли устройство, которое служит для общения пользователей в онлайновых играх).

Во второй половине этого года ASRe будет включен в стандартный инструментарий для разработки игр под Xbox - Xbox Development Kit. Хотя специалисты отнеслись к возможностям Communicator’а довольно прохладно (как тут не вспомнить неудачную попытку внедрить полноценное распознавание речи в Windows XP), сама Microsoft возлагает на новое периферийное устройство для консоли большие надежды и полагает, что с течением времени этот Xbox-«довесок» станет неотъемлемой частью приставки.

Спецификации и тонкости взаимодействия ASRe с Communicator’ом пока что неизвестны, но скорее всего новая технология сразу приживется в разнообразных командных играх, где игрок-командующий будет в буквальном смысле отдавать приказы голосом своим виртуальным подчиненным. А в далекой перспективе союз ASRe и Communicator’а возможно позволит приобщиться к Xbox-забавам и инвалидам. - Н.Д.

Как нам обустроить Россию

Может ли виртуальное государство обладать реальной экономикой? Легко. Профессор Эдвард Кастронова (Edward Castronova) из Калифорнийского университета в Фуллертоне составил рейтинг самых богатых стран мира, 77-е место в котором занимает государство Норрат - место действия многопользовательской сетевой игры Everquest. Жители Норрата чуть менее обеспечены, чем россияне, однако чуть богаче болгар. Годовой валовый доход норратцев на душу населения составляет ни много ни мало - 2266 долларов.

Разумеется, это, по большому счету, шутка, однако речь идет о реальных деньгах. Специфика проектов, подобных Everquest, состоит в том, что игра происходит в реальном времени и продолжается даже тогда, когда игрок оставляет своего аватара в одиночестве. Таким образом, для того, чтобы добиться значительного успеха, необходимо проводить онлайн как можно больше времени. Либо купить уже сформированного успешного аватара - что, несмотря на запрет издателя игры, Sony, сделать совсем не сложно. На Интернет-аукционах продаются весьма прилично «укомплектованные» жильцы Норрата. Хотя за подобную спекуляцию предусмотрено довольно суровое наказание - уничтожение аватара, игроков так много, что уследить за всеми Sony просто не в состоянии. Кроме того, приобрести на аукционах можно не только аватара, но и всевозможное снаряжение. Это, кстати, уже совершенно безопасно как для покупателя, так и для продавца. Приняв к сведению все перечисленные факторы (затраченное время, объемы продаж аватаров, их свойств и снаряжения), Кастронова счел возможным внести Норрат в свой табель о рангах наравне с «настоящими» странами.

Возможно, что при следующем составлении такого рейтинга в список попадет еще несколько виртуальных государств, - благо процесс интеграции реальных и виртуальных миров идет полным ходом. Так, разработчики Warhammer Online предполагают, что в их проекте будет можно расплачиваться реальными деньгами. Например, зайдя в таверну, игрок сможет расплатиться за эль собственной (реальной!) кредиткой. Конечно, при таком раскладе преимущество получают более обеспеченные игроки, но то, что мир несправедлив, давно не новость.

Между прочим, создание виртуальной республики в составе Российской Федерации, пожалуй, могло бы поправить финансовое положение страны. Вложений это потребует невеликих, а учитывая успехи наших соотечественников в Everquest… - В.Г.

Игра с летальным исходом

Мать игрока-самоубийцы обвиняет компанию Sony в смерти сына.

В прошлом году 21-летний Шон Вулли (Shawn Woolley) застрелился в собственном доме. Вулли был заядлым игроком в Everquest и, как свидетельствуют знакомые и родственники, уделял игре по 12 часов в день. Теперь его мать, уверенная в том, что причиной трагедии стали какие-то события, произошедшие с ним в виртуальном мире, пытается добиться от компании внятного ответа о том, что произошло с ее сыном (точнее, с его аватаром) в последние часы (известно, что еще за несколько минут до самоубийства Шон играл в Everquest). Sony, в свою очередь, отказывается предоставить Элизабет Вулли какие-либо сведения по этому поводу, ссылаясь на политику неразглашения информации, связанной с аккаунтами игроков.

Надо сказать, что Шон был не слишком благополучным молодым человеком. Он с детства страдал эпилепсией, сильно комплексовал по поводу избыточного веса и вообще не очень хорошо ладил с «офлайном». Бегство от действительности не спасло Вулли от разочарований: один из его «товарищей по оружию», вспоминает мать, просто ограбил Шона, вызвав у того очередной (или, точнее, внеочередной) приступ депрессии.

Как правило, столь сильно увлекаются игрой люди, испытывающие серьезные трудности с социальной адаптацией. Everquest (как, впрочем, и все прочие подобные игры) привлекателен прежде всего возможностью включиться в альтернативную социальную структуру, сгладив психологический дискомфорт от неудач в реальном мире. Кроме того, если не заладилось с одним аватаром, всегда можно завести другого. Почти всегда. - В.Г.

Еще разок!

Американские исследователи из Коннектикутского университета пришли к выводу, что азартные игроки, отдающиеся своей пагубной страсти через Интернет, находятся в куда большей опасности, чем их «офлайновые» товарищи по несчастью.

Все дело в том, что зачастую в Интернете играют люди, которые стремятся скрыть свое пристрастие от окружающих. И если раньше изрядная часть из них просто воздерживалась от азартных игр, то теперь возможностей «предаться пороку» без ущерба для своей репутации гораздо больше. К тому же Интернет-казино значительно проще привлечь клиентов - тем не нужно выходить из дома и куда-то ехать, достаточно просто набрать нужный адрес или ткнуть на рекламный банер.

По данным опроса, играм через Интернет предается 8% респондентов, причем половина из них признается, что играет в Сети, как минимум, раз в неделю. Хотя в процентном соотношении количество сетевых игроков и невелико, доля тех, у кого из-за пагубного пристрастия возникли серьезные психологические проблемы (вплоть до депрессии и сексуальных расстройств), здесь втрое выше, чем среди прожигателей жизни, предпочитающих обычную рулетку, игровые автоматы или лотереи. - В.Г.

Геройский выход

Культовая пошаговая стратегическая игра Heroes of Might and Magic IV (HoMM4) от компании New World Computing наконец-то поступила в продажу. От предыдущих выпусков этой серии HoMM4 отличается полностью переработанным дизайном, тактикой боя, структурой кампаний, технологическим древом, массой новых заданий, умопомрачительной графикой, гладкой анимацией и заоблачными разрешениями экрана. Из многопользовательских опций присутствует игра с товарищами за одним компьютером (hot seat), игр по локальной сети и в Интернете пока что нет, но их обещают добавить с первым же патчем.

Локализованная версия в jewel-упаковке (по весьма доступной цене) от компании «Бука» появится в продаже в начале мая этого года, а легальная англоязычная - уже лежит на столичных лотках. - Н.Д.

Приоткрытые форточки

Компания Microsoft объявила о частичном раскрытии исходного кода наиболее важных компонентов программной платформы .Net. Доступ к миллиону строк исходного кода компилятора языка C# и инфраструктуры Common Language Infrastructure (CLI, отвечающей за обработку кода, написанном на промежуточном, независимом от операционной системы и аппаратной платформы языке) в версиях для Windows и FreeBSD могут получить все согласившиеся с условиями лицензии Shared Source (код можно изучать, править и компилировать, однако, нельзя использовать в коммерческих целях).

Microsoft весьма расплывчато сформулировала конечные цели своего поступка, отметив, что для нее важно «способствовать инновациям в области языков программирования и веб-сервисов». Однако сторонние аналитики сходятся во мнении, что истинные цели софтверного гиганта - потеснить весьма популярный в научных кругах Linux, а также помешать продвижению языка Java (CLI во многом дублирует последний). Предполагается, что, получив свободу в изучении продуктов Microsoft, академическое сообщество станет активнее использовать их в своих собственных разработках.

До настоящего момента на условиях Shared Source выпускалась только Windows CE 3.0, кроме того, на тех же условиях Microsoft предоставляла фрагменты кода различных версий Windows своим корпоративным (HP, IBM, Intel и др.) и государственным партнерам. - Е.З.

Не говори гоп…

Первые пробные образцы «одноразовых» сотовых телефонов компании Hop-On Communications, предложенные публике для демонстрации возможностей будущего продукта, оказались грубой подделкой.

Американская компания Hop-On вот уже несколько лет обещает выпустить на рынок чрезвычайно дешевый сотовый телефон, обладающий приемлемыми техническими характеристиками. Согласно последним заявлениям, фирма успешно завершила разработку и скоро начнет продавать аппараты (розничная цена в 30 долларов будет покрывать и 60 оплаченных минут разговора). Аппарат, исчерпавший ресурс, надлежит сдать в утиль. Предложенная схема выглядит довольно привлекательно, и все бы ничего, если бы не дотошные журналисты из «The San Francisco Chronicle», которые разобрали демонстрационные образцы и обнаружили внутри маркировку «Nokia 8260». Выяснилось, что «революционный» Hop-On представляет собой слегка переделанный телефон производства Nokia (фактически, Hop-On добавила лишь свой пластиковый корпус). Представители финской корпорации уже заявили о том, что, возможно, подадут в суд на предприимчивых «изобретателей».

Глава Hop-On, Питер Майклс (Peter Michaels) поначалу все отрицал, однако, припертый журналистами к стенке, заявил, что поскольку конструкция телефона, разработанная его компанией, пока еще «не совсем работоспособна», то Hop-On была вынуждена представить публике демонстрационные образцы, смонтированные на скорую руку из аппаратов Nokia.

Эта история вызвала новую волну скепсиса по поводу будущего Hop-On: вполне возможно, что вся ее затея - сплошной блеф. Прежде чем попасть на рынок, аппарат должен пройти регистрацию в Федеральной комиссии по связи США (FCC), однако там мифический телефон еще не видели. Ни одна из сделок с крупными розничными торговыми сетями, анонсированная Hop-On, на самом деле не заключена - похоже, с фирмой просто не хотят иметь дела. Прошлое у компании также весьма темное: в 1999 году Hop-On была уличена в финансовых махинациях. - Е.З.

GPS - как много в этом слове для уха детского слилось

Калифорнийская компания Wherify Wireless объявила о начале приема заказов на свой продукт GPS Personal Locator for Children. Как нетрудно догадаться по названию, фирменное решение предназначено для определения родителями местонахождения своих детей с помощью системы глобального спутникового позиционирования. Сама идея далеко не нова, Компьютерра уже писала о подобных проектах, но Wherify Wireless одной из первых довела разработку до ума.

Устройство напоминает любимые молодежью футуристические часы-переростки (на фото), - в них встроен цифровой пейджер, автоматически синхронизирующиеся часы, кнопка экстренной помощи, при удержании которой в течение 3-х секунд осуществляется вызов службы 911, ну и непосредственно GPS-клиент. Корпус устройства влагостоек и ударопрочен, браслет можно снять только с помощью электронного ключа или по команде из центра мониторинга. Аппарат стоит около 400 долларов, месячная подписка на услуги обойдется в 25-35 долларов. За эти деньги родитель получает круглосуточный доступ (через Интернет или по телефону) к личному профилю с текущими координатами ребенка и историей передвижений чада. Местонахождение определяется с точностью до номера дома и показывается на карте или спутниковой фотографии (услуги предоставляются только на территории США).

Wherify сделала весьма удачную ставку, ориентируя свои услуги на детей и родителей. Это, пожалуй, главная и единственная причина того, что новость о появлении шпионского сервиса не вызвала оживления в рядах защитников приватности. Но что помешает Wherify со временем получить, например, лицензию детективного агентства и осуществлять слежку за супругами на совершенно законных основаниях? Клипсы или запонки с GPS-закладкой - отличный подарок к годовщине свадьбы. А пока первыми жертвами нового проекта станут те, ради чьей безопасности он и создавался. Наверняка из-за «поводка в стиле хай-тек», дети беспокойных родителей станут объектом насмешек «неокольцованных» сверстников. - Т.Б.

Гримасы капитализма

Компания Vivendi Universal подала в суд на NDS Group PLC (подразделение News Corp.), обвиняя фирму «в пособничестве воровству контента платных спутниковых телеканалов».

Речь идет о телевизионных смарт-картах, использующихся в бытовых приставках спутникового и кабельного телевидения и предназначенных для того, чтобы клиент мог смотреть только те каналы, за которые заплатил. Пиратские смарт-карты уже давно стали огромной проблемой для владельцев платных телеканалов, но как утверждает истец, Canal Plus (принадлежащая Vivendi) атаковали не хакеры, а прямой конкурент - NDS Group.

По данным Vivendi, в 1998 году NDS Group провела ряд весьма дорогостоящих исследований в своей лаборатории в Израиле, и ее сотрудники смогли получить исходную микропрограмму смарт-карт Canal Plus. После этого микропрограмма была опубликована на одном из сайтов, посвященных взлому платных телевизионных каналов, что привело к массовому распространению фальшивых карт. Сумма, в которую Vivendi оценивает свой ущерб, пока не оглашается. - Т.Б.

Патент просто так…

Компания Symantec объявила о получении патента на технологию эвристического анализа при поиске неизвестных видов компьютерных вирусов.

По заявлению представителя фирмы Ричарда Сандерса (Richard Saunders), времена, когда патенты использовались в качестве юридического и маркетингового оружия против конкурентов, прошли. Компания зарегистрировала лишь собственную технологию определения неизвестных вирусов по подозрительным характеристикам файлов и не собирается возражать против патентования иных сходных технологий и методов. Цель патента - «добиться всеобщего признания заслуг фирмы в области борьбы с вирусами и защитить собственную разработку». Symantec не предполагает лицензировать технологию или использовать свежеполученный патент в судебных процессах против конкурентов. Верится в это с трудом, особенно учитывая, что все новые примеры противоположного свойства появляются чуть ли не каждый день.

Например, малоизвестная калифорнийская фирма Maz Technologies год назад получила патент на «систему управления процессом кодирования и декодирования электронных документов». 20 марта Maz подала иск в суд против PC Dynamics - разработчика программного пакета SafeHouse для Windows, который позволяет создавать и использовать зашифрованные виртуальные диски. Президент PC Dynamics Питер Оврич (Peter Avritch) считает претензии Maz абсурдными и необоснованными, поскольку патент был получен в прошлом году - уже после широкого распространения технологий, которые он описывает. Этот патент содержит столь размытое описание, что под его действие подпадают любые технологии, которые используются для шифрования данных.

Орвич весьма критично отозвался о познаниях работников Бюро патентов и торговых марок США в сфере технологий шифрования, коли они сподобились выдать патент подобного содержания, и собирается в ближайшее время привлечь к проблеме «недобросовестных патентов» внимание влиятельных лидеров компьютерной индустрии. - Т.Б.

Счастливый билетик

Северная Корея, самое «закрытое» государство планеты, замечена в организации совершенно фантастического для ее политического имиджа мероприятия - Интернет-лотереи, принять участие в которой смогут желающие со всего мира. Веб-сайт DPRKoreaLotto.com расположен на сервере, находящемся в Северной Корее и подключенном к Сети посредством единственного в стране скоростного канала (10 Мбит/с). Посетители, воспользовавшись обычными кредитными картами, смогут приобрести билеты мгновенной лотереи, получив шанс как на денежный приз (до нескольких тысяч долларов), так и на оплаченную путевку на туристическую поездку в «страну победившего социализма». Здесь и проглядывает истинная цель этой необычной кампании: она заключается отнюдь не в попытке заработать деньги на азартных играх, а в привлечении туристов, деньги которых должны хоть как-то улучшить экономическую ситуацию в стране.

На первом этапе лотерея станет главным промоутером гигантского развлекательного действа, что стартует в Северной Корее в конце апреля - так называемого Фестиваля Ариранга (Arirang Festival). Это двухмесячный гимнастический турнир, совмещенный с массовыми показательными выступлениями (на фото), знакомыми нам по сталинским временам, - в нем примут участие около ста тысяч человек. - Е.З.

Где деньги, брат?

Судебный иск против «правительства Интернета» - ICANN - подан… одним из руководителей этой организации.

Карл Ауэрбах (Karl Auerbach, на фото), избранный в Совет директоров ICANN общественностью США и Канады, обратился в суд с требованием обязать организацию раскрыть документы, касающиеся ее внутренней финансовой политики. В частности, Ауэрбаха интересуют суммы окладов сотрудников, командировочных и прочих текущих расходов. Представлять интересы истца в суде согласились юристы Electronic Frontier Foundation.

Ауэрбах известен как непримиримый критик ICANN, постоянно обвиняющий эту организацию в излишней медлительности и скрытности. По его словам, получить доступ к интересующей информации в рабочем порядке он пытался с самого момента своего избрания в декабре 2000 года, но постоянно натыкался на отказ. Согласно законам, действующим в Калифорнии, где зарегистрирована ICANN, право знать, куда и как тратятся деньги, у Ауэрбаха есть. Но, как заявил в ответ на обвинения президент ICANN Стюарт Линн (Stuart Lynn), для доступа к финансовым документам от директоров требуется соблюдать правила конфиденциальности. На деле это выливается в подписку о неразглашении информации, которую Ауэрбах дать отказался.

Интересно, что согласно плану реорганизации ICANN, предложенному Стюартом Линном (см. «КТ» #434), должность, занимаемая Ауэрбахом, должна быть упразднена. - Е.З.

Священная цензура

Религиозная секта, именующая себя Церковью сайентологии (The Church of Scientology), использовала положения печально известного американского закона Digital Millennium Copyright Act (DMCA) для того, чтобы заставить владельцев поисковой системы Google исключить из базы данных ссылки на сайт Xenu.net, созданный противником сайентологии.

Под предлогом нарушения DMCA Церковь потребовала от Google удалить из поисковой базы данных ссылки на Xenu.net и ряд зеркальных ресурсов. По мнению сайентологов, сайт занимается незаконным распространением материалов, принадлежащих Церкви. Google выполнила требование лишь частично, исключив ссылки на упомянутые разделы ресурса, но оставив прочие и известив о происходящем хозяина Xenu.net.

Изюминка истории в том, что на Xenu.net выложены исчерпывающие сведения о секте сайентологов, которые могут изрядно повредить имиджу Церкви, созданной последователями фантаста Рона Хаббарда. Таким образом, налицо попытка подавить инакомыслящих; скорее всего, никакого нарушения прав и не было. К сожалению, для Google это не имеет никакого значения: если бы владельцы поисковика не удовлетворили жалобу сайентологов, то легко могли бы попасть под суд сами - по обвинению в нарушении копирайта. По закону Xenu.net может подать ответную жалобу и попытаться восстановить удаленные ссылки, но, как говорит владелец сайта, у него не хватит средств на услуги юристов. - Е.З.

Сквозная видимость

Уникальная проекционная система сконструирована финским исследователем Измо Ракколайненом (Ismo Rakkolainen): рабочая поверхность экрана, диагональю в добрый метр, свободно пропускает сквозь себя любые предметы. Объясняется фокус просто - плоскостью, на которую проецируется изображение, служит плотная завеса тумана.

Технология получила название WAVE, от Walk-thru Virtual Environment - сквозное виртуальное пространство. Сжатый воздух, в который впрыскивается жидкий азот и вода, распыляется вверх через множество миниатюрных сопел и создает вертикальный ламинарный поток. Капли образующегося при этом тумана чрезвычайно малы (так называемый «сухой туман») и не смачивают встречающиеся им на пути предметы. На сформированной таким образом поверхности обычный проектор, расположенный спереди или сзади, создает нужное изображение, которое кажется «возникшим из ничего», висящим в воздухе.

Учитывая физическую неуязвимость экрана и простоту его формирования, Ракколайнен предсказывает своему детищу большое будущее: с помощью WAVE можно легко создавать, к примеру, большие рабочие пространства для систем виртуальной реальности или рекламные щиты, которые можно проходить насквозь. Кроме того, при использовании специальных управляемых компьютером распылителей возможно создание из тумана трехмерных проекционных поверхностей сложной формы, а значит и формирование объемных проекций.

Впервые разработка Ракколайнена была представлена на конференции по виртуальной реальности (IEEE VR 2002 Conference), прошедшей в США в конце марта. В настоящее время WAVE проходит процесс патентования в нескольких странах мира. - Е.З.

Нам акула-каракула нипочем

В ходе австралийской Олимпиады 2000 состязания троеборцев в водах Сиднейского залива прикрывала специальная бригада защиты со спецтехникой. Вдоль периметра бассейна соревнований погружались аквалангисты, вооруженные солидного размера обтекаемыми гондолами с генераторами электромагнитного поля, отпугивающего облюбовавших эти места акул. Технологию защиты разработала южноафриканская фирма Natal Shark Board.

И вот теперь на основе тех же принципов австралийская компания SeaChange Technology создала Shark Shield - миниатюрный «репеллент от акул» для персонального использования (на фото). Аппарат стоимостью 240 долларов весит около 400 грамм, крепится к ноге пловца и отгоняет опасных хищников с расстояния два-три метра. Более мощный Shark Shield для аквалангистов весит в полтора раза больше и удерживает акул на расстоянии четырех-пяти метров. Кроме того, в настоящее время австралийцами разрабатываются приборы для создания зон безопасного купания в фарватере яхт и лодок, а также для защиты пляжей.

Электронный репеллент прошел успешные испытания в водах Южной Австралии и Южной Африки, где в избытке встречаются крайне опасные для человека большие белые акулы. Генерируемое аппаратом электромагнитное поле воздействует на чуткие нервные сенсоры хищников, помогающие им охотиться. По мере приближения к источнику защитного поля акула ощущает все более сильный дискомфорт, переходящий на короткой дистанции в сильнейшие мышечные спазмы (как правило, чуткие животные стремятся побыстрее покинуть неприятную зону). По свидетельству исследователей, воздействие поля не наносит акулам вреда, что же касается других морских обитателей и самого человека, то у них репеллент никаких неприятных ощущений не вызывает. - Б.К.

Физика вкрутую

Природа сложна и удивительна: даже обыкновенное сваренное вкрутую куриное яйцо способно поставить ученых в тупик. Дело в том, что если яйцо положить на бок и достаточно быстро крутнуть, то через некоторое время оно «встанет», увеличит скорость вращения и продолжит крутиться в таком положении. Казалось бы, подобное поведение нарушает законы физики, поскольку центр тяжести яйца поднимается, а для этого откуда-то необходимо взять энергию.

Двум математикам, англичанину и японцу, наконец, удалось сформулировать и решить уравнения, объясняющие этот парадокс. Достаточно быстрое (более десяти оборотов в секунду) вращение яйца на боку неустойчиво: энергетически выгодно, оказывается, изменить ось вращения так, чтобы уменьшить момент инерции (правда, это зависит от силы трения о поверхность - на слишком гладкой или грубой поверхности эффект наблюдаться не будет). При этом скорость вращения возрастает, как у фигуриста на льду, когда он прижимает к туловищу раскинутые руки. - Г.А.

Волосатый бит

Международная группа ученых в Институте имени Макса Планка в Штутгарте, (Германия) впервые изучила ферромагнитные свойства одномерной цепочки атомов кобальта. Результаты измерений выглядят весьма обнадеживающе. Сегодня для хранения на винчестере одного бита информации требуется около ста тысяч атомов, при использовании же моноатомных цепочек для записи бита будет достаточно лишь нескольких сотен атомов.

Отдельный атом магнитен, если сумма спинов и орбитальных магнитных моментов его электронов не равна нулю. Однако для того, чтобы магнитными свойствами обладало и твердое тело, необходимо выполнение еще двух противоречивых условий. Во-первых, атомы не должны потерять свой магнетизм из-за того, что их внешние электроны перемешиваются. Во-вторых, соседние атомы должны достаточно сильно взаимодействовать, чтобы выстроить свои магнитные моменты параллельно друг другу. Взаимодействие магнитных атомов подчиняется сложным законам квантовой теории и до сих пор до конца не изучено. Поэтому теоретики стремятся использовать для изучения магнетизма наиболее простые модели, а чем меньше размерность модели, тем легче с ней работать. Быстрым увеличением емкости винчестеров мы отчасти обязаны именно развитию теории магнитных свойств тонких двухмерных пленок.

Теперь нанотехнологии достигли такого уровня, что ученым удалось вырастить одномерные цепочки атомов кобальта на волнистой платиновой подложке с расстояниями между гребнями всего два нанометра (на фото). Оказалось, что по сравнению с трехмерным кристаллом и двухмерной пленкой атомов кобальта, одномерная цепочка атомов обладает очень большим орбитальным магнитным моментом и гигантской энергией магнитной анизотропии, что и определяет радужные перспективы ее использования для хранения данных.

Любопытно, что согласно теории, бесконечная цепочка атомов не может обладать магнетизмом. Магнитные свойства реальных цепочек обусловлены тонкими физическими эффектами, возникающими из-за их конечной длины и наличия барьера анизотропии. - Г.А.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ],
Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru],
Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ], Берд Киви [ kiwi@computerra.ru],
Андрей Фаткуллин [ agf@computerra.ru ], Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.