Скромное обаяние ERP II
АрхивПионерами "новой Интернет-экономики" были молодые "доткомовские" компании, которые строили свое общение с клиентами исключительно через Интернет. Виртуальные ларьки, магазины и даже супермаркеты быстро появлялись и быстро же исчезали.
Зияющие высоты
Пионерами «новой Интернет-экономики» были молодые «доткомовские» компании, которые строили свое общение с клиентами исключительно через Интернет. Виртуальные ларьки, магазины и даже супермаркеты быстро появлялись и быстро же исчезали. Причина, или одна из причин, оказалась прозаичной - многие компании стали просто захлебываться в бурном потоке заказов. По мере роста числа заявок росло и время их обслуживания. А по законам маркетинга, если ты не можешь выполнить то, что обещаешь, ты разрушаешь свой бизнес. Обнаружилось, что в виртуальном мире лишиться доверия клиентов гораздо проще, чем в реальном бизнесе. По аналогии с термином «e-бизнес» возникло еще и «e-доверие».
Вывод был очевидным - для успешного ведения бизнеса через Интернет сами по себе Web-приложения, осуществляющие интерфейс компаний с внешним миром (фронт-офис), большого практического интереса не представляют, они должны быть тесно интегрированы с «главным» приложением предприятия, автоматизирующим его внутренние бизнес-процессы, то есть с ERP-системой (бэк-офис). В идеале и фронт-офис, и бэк-офис должны представлять собой одно целое.
Таким образом, между web-приложениями, призванными «освоить» гигантский потенциал Интернета, и традиционными ERP-системами обнаружился провал. Основной вклад в разъяснение ситуация внесла консультационная компания Gartner Group, которая первая ввела в обиход термин «ERP» в 1990 году. В октябре 2000 года коллектив авторов опубликовал отчет «ERP умерла. Да здравствует ERP II», в котором авторы задались вопросом, как должны развиваться ERP-системы на фоне общего развития информационных технологий в сторону поддержки бизнес-моделей XXI века? В итоге были сформулированы основные требования к ERP-системам второго поколения.
В 90-х годах прошлого столетия оформилось понятие ERP-систем, которые полностью обеспечивали внутренние потребности предприятия с точки зрения управления и автоматизации. Примерно в то же время появилась возможность организации Интернет-магазинов. На первый взгляд казалось, что эти две задачи не имеют ничего общего. |
ERP II по Гартнеру
Общий вектор развития был задан - срочно сместить традиционный фокус ERP-систем с «оптимизации управления ресурсами предприятий» на «корпоративную систему предприятия, открытую для всех участников, действующих в поле общих интересов бизнеса».
Концепция Gartner Group базируется на шести отличиях «старых» и «новых» ERP-систем.
Во-первых, меняется роль ERP-системы в деятельности предприятия. Если раньше корпоративная информационная система должна была обеспечивать автоматизацию внутренних бизнес-процессов компании, то в новом исполнении - свободное взаимодействие компании со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и пр.).
Во-вторых, расширяется область применения. Раньше основными потребителями ERP-систем были производственные и дистрибьюторские компании, а завтра пользователями ERP II-систем должны стать компании из всех секторов и сегментов рынка.
В-третьих, расширяется функционал ERP-систем. Помимо традиционных функций по автоматизации производства, торговли и дистрибуции, новые системы должны поддерживать автоматизацию всех остальных функций бизнеса.
В-четвертых, меняется характер процессов, протекающих в недрах ERP-системы. Внутренние и строго секретные процессы становятся внешними и открытыми. Тайна корпоративной информации исчезает.
В-пятых, существенным образом изменится архитектура систем. Закрытая и монолитная платформа традиционных ERP-систем с весьма ограниченным выходом в Интернет (разве что возможность отправки электронных писем или публикация статистических отчетов на корпоративном Web-сайте) уступит место открытым, Web-ориентированным приложениям, построенным по принципу компонентной модели.
В-шестых, данные, которые раньше генерировались и потреблялись самой же компанией, в будущем станут доступными для всех членов бизнес-сообщества.
Перечисленные требования Gartner Group являются весьма суровыми, и на сегодняшний день «настоящих» ERP II-систем на рынке просто не существует. По мнению экспертов Gartner Group, ERP-системы нового поколения могут появиться не раньше 2004 года, поэтому не стоит принимать всерьез заявления некоторых поставщиков финансовых систем, которые уже в прошлом году с гордостью рапортовали: «представляем первую систему класса ERP II в России». Это говорит либо о недобросовестности этих производителей, либо об их некомпетентности.
Однако уже сегодня можно предположить, какие системы займут нишу ERP II в недалеком будущем. Попробуем очертить их профиль.
Одной из главных черт новых систем будет их «вертикальная» ориентированность. То есть наличие в системе готовых решений для большинства отраслей промышленности и человеческой деятельности. Именно готовых решений, а не потенциальных возможностей «написать все с нуля на встроенном в систему инструментарии».
В Gartner Group считают, что одному производителю будет не под силу охватить все сектора и рынки и тогда потребуется «компонентная сборка», которой займутся системные интеграторы или сами поставщики базового комплекта ПО. Специалисты Gartner Group полагают, что в этом направлении дальше всего продвинулись традиционные лидеры ERP-систем - SAP, J.D.Edwards, PeopleSoft и Oracle.
В концепции ERP II речь идет не столько о системе для одного предприятия, сколько о системе для целой отрасли. А это предопределяет очень высокие требования к архитектуре подобных систем. Системы второго поколения должны быть многоплатформными в самом широком смысле этого слова - работать на разном «железе» (компьютерах Compaq, Hewlett-Packard, IBM, Intel), с разными операционными системами (Unix, Windows и пр.) и уметь хранить данные в разных СУБД (Oracle, DB2, MS SQL Server и др.). Само собой, системы ERP II должны поддерживать распределенную модель вычислений, то есть хранить данные децентрализованно и запускать приложения на любом компьютере, входящем в инсталляцию ERP II-системы.
Открытая модель ERP II предполагает, что системы должны легко интегрироваться с другими приложениями. Для этого они должны понимать многочисленные стандарты и протоколы межплатформного взаимодействия - Java, XML, ASP, Corba, COM, EDI и т. д.
По Гартнеру, старые и проверенные временем ERP-системы должны из «интровертов» (направленных внутрь компании) превратиться в «экстравертов» (обращенных к внешнему миру). |
Приложения «новой волны»
Опять же по Гартнеру, старые и проверенные временем ERP-системы должны из «интровертов» (направленных внутрь компании) превратиться в «экстравертов» (обращенных к внешнему миру). Для этого в состав ERP-систем, соответственно, должны войти новые типы приложений, отвечающие за связь предприятия с внешним миром. Не случайно буквально в последние пару лет резко возрос интерес пользователей ERP-систем к программам категории CRM, SCM, HRM. Поясним, «who is who?».
CRM (Customer Relationship Management) - это программы для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. Фактически, это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Плюс набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративные базы знаний и пр.
SCM (Supply Chain Management) - системы управления так называемыми логистическими цепочками. При производстве сложных изделий, в состав которых входят комплектующие от разных поставщиков, для компаний важно оперативно «программировать» поставку нужных деталей в нужном объеме и к нужному сроку. Товары желательно покупать по лучшей цене, лучшего качества, заботиться о том, чтобы транспортные издержки были минимальными, а в процессе движения товаров хорошо бы наблюдать за их статусом, чтобы срочно вмешаться в процесс, если произойдет какой-то сбой. Иными словами, это планирование и координация снабжения, транспортировки и складирования товаров или услуг.
HRM (Human Resources Management) - это управление человеческим фактором, персоналом. В отличие от первобытных программ типа «Кадры», это высоко интеллектуальные приложения, задачи которых - рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия. Здесь и назначение заданий, и планирование карьеры и обучения, и оценка персональных достижений и сведения по квалификации. До недавнего времени все эти программы были относительно самодостаточными, то есть практически обходились без ERP-систем, а в случае необходимости черпали данные из них посредством всевозможных «линков» и «коннекторов», например, о наличии складских запасов в Интернет-магазине. В частности, известный поставщик CRM-решений компания Pivotal предлагает средства взаимодействия с системами SAP R/3, PeopleSoft, J.D.Edwards OneWorld и др.
KM (Knowledge Management) - управление знаниями. Исторически эти системы создавались для накопления корпоративных знаний и использовались для внутреннего потребления. С развитием CRM-систем оказалось, что KM-системы идеально подходят для создания автоматизированных справочных бюро (Help Desks) и решения задач интеллектуального анализа информации по клиентам (выявление потребительских пристрастий, профилирование и пр.)
Сегодня продвинутые приложения (CRM, SCM, HRM) стоят первыми в очереди «на вход» в ERP II, что в очередной раз обострило дискуссию - что лучше, получить единое решение от одного поставщика или собирать систему из отдельных компонент, являющихся лучшими в своей категории? С одной стороны, так и хочется взять «финансы» из SAP R/3, «производство» из J.D.Edwards, а модуль управления персоналом из PeopleSoft. С другой стороны, IT-менеджеры компаний, отвечающие за автоматизацию, всегда против того, чтобы устраивать «информационный зоопарк» на базе вверенной им корпоративной системы.
По этой причине ведущие производители разрабатывают свои собственные приложения класса CRM, SCM и HRM или поглощают более мелкие компании и включают их продукты, теперь уже как свои модули, в дистрибутивы своих систем. Например, SAP самостоятельно разрабатывает модули CRM и SCM, PeopleSoft приобрела Vantive (CRM), а J.D. Edwards - YOUcentric (CRM).
Однако характер интеграции ERP-модулей с приложениями класса CRM, SCM, HRM носят менее проникновенный характер, чем это можно было бы ожидать. Дело в том, что ERP-системы и приложения «новой волны» имеют принципиально разную природу. Первые относятся к классу так называемых транзакционных систем (OLTP), а вторые - к классу аналитических систем (OLAP). Поэтому вопрос их «совмещения»- это отдельная серьезная техническая задача. Поясним. Чтобы выставить счет клиенту, достаточно знать его имя, адрес и номер счета в банке. А чтобы изучить потребительские пристрастия клиента с целью отнести его к какой-либо целевой группе, одних этих данных недостаточно. Потребуются еще десятки дополнительных атрибутов.
ERP-бизнес - это не тот случай, когда потребитель может бросить свою старую систему как надоевшую игрушку и побежит покупать сверхмодную, так хорошо соответствующую концепции ERP II. |
Что может быть лучше ERP II?
В мире информационных технологий мнение экспертов Gartner Group очень авторитетно, но не есть истина в последней инстанции. Другая известная консультационная группа AMR Research предлагает свое видение эволюции ERP-систем под «лэйблом» ECM (Enterprise Commerce Management). В основе концепции ECM лежат идеи о том, как новейшие информационные технологии повлияют на прикладные системы и архитектуру корпоративных систем.
По мнению стратегов из AMR Research «полнофункциональная ERP-система от одного производителя» - такой же миф, как и «полностью интегрированная корпоративная система, состоящая из ряда решений от независимых поставщиков». Для решения проблемы предлагается радикально новый подход, основанный на применении некой «интеграционной магистрали», по которой приложения нового поколения легко смогут включаться в корпоративную систему предприятия без каких-либо дополнительных затрат на интеграцию. С внешним миром такую магистраль будет соединять «частная торговая биржа» (PTX, Private Trading Exchange) через которую компании будут работать со своими контрагентами.
Однако что удобно пользователю, то не удобно поставщику. Для тех, кто делает программное обеспечение, это будет означать, что их приложения должны «понимать» данные, которые они не производили, работать с пользователем через интерфейс, который они не проектировали, поддерживаться серверами приложений, которые они не разрабатывали. Чтобы решиться на поддержку концепции ECM, со стороны производителей, особенно крупных, потребуется много времени, ресурсов и мужества. Например, в SAP по оценкам AMR Research процесс переписывания кода и дообучение разработчиков займет не менее трех лет и не менее одного миллиарда долларов. А, что в итоге, если, конечно, все у них получится? Пользователи новой системы SAP получат прекрасную возможность работать с альтернативными приложениями других производителей и наконец-то перестанут быть заложниками поставщика. Другой вопрос, что заставит SAP пойти по этому пути? Только стремление получить новых заказчиков, которые уже скоро - так думают в AMR Research - просто не будут смотреть в сторону систем, построенных на традиционных платформах и технологиях. При этом AMR Research признает, что ECM - это концепция будущего, так как в настоящее время только 4% из семисот опрошенных компаний удовлетворяют требованиям ECM.
Заключение
Не нужно воспринимать ERP II или ECM как новые стандарты на корпоративные информационные системы нового поколения. Пока это только личная точка зрения ведущих консультационных компаний, которая, правда, адекватно отражает общие тенденции в мире IT.
Концепция ERP II, разумеется, не отменяет существование традиционных ERP-систем, обеспечивающих внутреннюю эффективность предприятия. Современная компания без ERP-системы - все равно что Mersedes без колес - никуда не поедет. Трудно представить, что, вложив десятки миллионов долларов в существующую ERP-систему, кто-то откажется от своих инвестиций и начнет строить свою корпоративную систему заново.
Скорее всего восторжествует более прагматичный подход - владельцы «традиционных», но надежных ERP-систем будут самостоятельно искать способы их интеграции в Интернет, а поставщики этих систем будут срочно предлагать профессиональные решения для такой интеграции.