Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Человекомесяцы и времяденьги на благо образования

Архив
автор : Алена Кухарева   02.04.2002

Министерство образования РФ столкнулось с очередной сверхзадачей: в течение года разработать электронные учебные издания для общеобразовательных школ. Накануне объявления конкурса, организация и проведение которого поручена НФПК зам. министра образования Елена Чепурных провела совещание с отечественными экспертами, на котором также присутствовали представители прессы.

Министерство образования РФ столкнулось с очередной сверхзадачей: в течение года разработать электронные учебные издания для общеобразовательных школ. Накануне объявления конкурса, организация и проведение которого поручена Национальному фонду подготовки кадров (НФПК) заместитель министра образования Елена Чепурных провела совещание с отечественными экспертами, на котором также присутствовали представители прессы.

Все началось с того, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставил российскому правительству займа в объеме 68 млн. долларов на финансирование «Инновационного проекта развития образования». Один из компонентов проекта - реформа школьного книгоиздания - предполагает создание электронных учебников на конкурсной основе. Сжатые сроки обусловлены тем, что заем действителен до мая 2003 года. И чиновники министерства, и разработчики хватаются за головы, потому как создать что-то принципиально новое за это время нереально.

Конкурс будет проводиться по двенадцати номинациям. До 29 марта включительно участники должны были представить на рассмотрение оценочной комиссии свои технические и финансовые предложения. Один участник может участвовать не более чем в трех номинациях. 27 июня будут объявлены победители в каждой из номинаций.

Новоиспеченные «консультанты» должны будут действовать согласно плану, включающему разработку и апробацию электронных изданий (ЭИ) в экспериментальных школах (по одной от каждого федерального округа). Затем мастер-диски отштампуют в количестве 41 тысячи штук - именно столько школ получат электронное приложение к учебникам.

Справедливости ради скажем, что идея создания школьных электронных учебников родилась не вчера и не благодаря займу МБРР.

По словам заместителя министра образования, устроители конкурса ратуют не столько за поголовную компьютеризацию российских школ, сколько за усовершенствование учебного процесса в целом. С одной стороны бытует мнение, что один компьютер на школу погоды не сделает, но «даже один компьютер в школе, который стоит в библиотеке и помогает готовить рефераты, уже огромный шаг вперед». А электронное сопровождение учебников - это ни с чем не сравнимый объем дополнительной информации.

Из вышесказанного вроде бы напрашивается мысль, что люди в министерстве сидят неглупые и делают что могут, исходя из возможностей. Однако критические пожелания (назовем их так), высказанные участниками совещания, говорят о том, что «делают что могут» - это не совсем то, что требуется от правительственных чиновников в наш бурный информационный век.

В кулуарных беседах во время совещания у замминистра довелось услышать слова разочарования в адрес организаторов конкурса. Один издатель высказался примерно так: «И на прошлом конкурсе, и на нынешнем все делается в последний момент, внезапно… Слишком много импровизации… В целом движение идет в нужном направлении, но многое было сделано неправильно. Например, готовый продукт логичней поставлять не по себестоимости производства, а с выгодой для разработчика.»

И все-таки опыт подобных мероприятий, несомненно, полезен. Условия нынешнего конкурса с тактической точки зрения вызывают у многих даже нечто вроде удовлетворения. Критики не выдерживает стратегическая сторона дела. В декабре 2002 года будут полностью пересмотрены стандарты школьного образования по всем дисциплинам (Е. Чепурных назвала это самой большой проблемой для разработки содержательной части ЭИ). Поэтому создать электронную литературу, адекватную учебному процессу, скорее всего, не удастся. Некоторые издатели решили и не пытаться, несмотря на заманчивость самой идеи участия в конкурсе.

Тем не менее, уже набралось около семидесяти конкурсантов. Даже если половина из них откажется от участия, то некий резерв для маневра у НФПК, проводящего отбор «консультантов», все же сохранится.

Другой важный нюанс (если не сказать «нюансище») документа под названием «Приглашение к участию в конкурсе», который вызвал всеобщее недоумение среди разработчиков - извечный вопрос авторских прав. В упомянутом документе говорится, что: «Все разработки, отчеты и другой материал, графики, программное обеспечение и прочие документы, подготовленные Консультантом для Заказчика в рамках Контракта, принадлежат Заказчику и остаются в его собственности. Консультант может сохранить копию такой документации и программное обеспечение, а также использовать с предварительного письменного согласия Заказчика».

На совещании, которое почему-то сильно напоминало пресс-конференцию Елены Чепурных, выяснилось, что вопрос этот в стадии проработки (на самом деле, изменения могут вноситься непосредственно до дня окончания приема заявок от участников). Однако, по мнению Елены Евгеньевны, Министерство скорей всего получит право на бесплатное распространение программного продукта в самих школах, а «консультант» - право распространения ЭИ для домашних пользователей через свободную продажу. Альтернативный вариант предполагает некий фиксированный срок, по истечении которого авторы смогут использовать созданный им программный продукт на свободном рынке.

Тема привилегий, которыми пользуются продукты Microsoft в российских школах, на сегодняшний день потеряла свою остроту. Так уже получилось. Однозначное требование того, что разрабатываемое ЭИ должно работать в средах операционных систем Microsoft Windows 98/Me/2000/ХР, уже ни у кого из возможных поставщиков, как ни странно, не вызывает ни удивления, ни споров. Выбор Минобразом был сделан еще во времена Большой Централизованной Поставки в сельские школы, и тема равноправия используемых в школах ОС закрылась сама собой. Таким образом, проблемы школьников Камчатки или Тамбова с их компьютерами от Apple, остались, по сути, частными проблемами самих школ и местных властей. Вопрос оказался до такой степени «решен», что в техническом задании конкурса нет даже формального требования о совместимости ЭИ со всеми имеющимися платформами или как минимум об открытии исходных кодов для желающих доработать продукт для альтернативных платформ. Впрочем, вице-губернатор Камчатки, кажется, осознал допущенный «промах» и недальновидность своего «оригинальничанья» и, по словам Чепурных, уже заявил о решении перейти на «общепринятую» в российских школах платформу.

По поводу мелких деталей, коими посчитало Министерство образования необходимость единой концепции для всех ЭИ; их дальнейшая поддержка и развитие или хотя бы «подгонка» под новые школьные программы, ответ Чепурных колебался между «невозможно решить все в один присест» и «готова принять все замечания в письменном виде».

Лот 1. Математика, 5-11 класс.

Лот 2. Физика, 7-11 класс.

Лот 3. Химия, 8-11 класс.

Лот 4. Биология, 6-11 класс.

Лот 5. География, 5-11 класс.

Лот 6. Всеобщая история (история древнего мира, история средних веков, история нового времени).

Лот 7. Отечественная история (до начала ХХ века).

Лот 8. Обществознание.

Лот 9. Экология.

Лот 10. Экономика.

Лот 11. Начальная школа, 1-4 класс.

Лот 12. Системы поддержки информационного пространства (организации образовательного процесса) на уровне школы.


Алексей Харитонов
генеральный директор мультимедиа-издательства «КлиоСофт»

«С сегодняшнего дня мы уже не участники. Недостатки документации показались нам достаточно серьезными, поэтому мы отказались по принципиальным мотивам. Дело в том, что в конкурсе сознательно вынесен за скобки методический аспект, на который мы делаем акцент. Но методика поурочного применения программы должна опираться на текущую учебную программу, а ее собираются пересматривать в декабре. На самом деле, все прекрасно понимают, что вряд ли стандарты радикально изменятся, но какие-то подвижки будут, как минимум придется менять структуру оглавления».

«Мы занимаемся отечественной историей. По ней разработку оценили в 100 человеко/месяцев, а всеобщую историю - в 180, при едином техническом задании. Непонятен принцип такого распределения. И вообще, человекомесяцы как способ измерения труда при разработке программы уже 30 лет как преданы анафеме. Или вот еще что - мы заключаем творческий контракт в авторами. Сумма контракта - это тончайшая коммерческая тайна, потому что люди одинакового профессионального уровня, но более или менее талантливые, будут получать по-разному. А здесь эту тайну хотят узнать - требование банка, говорят».


Борис Нуралиев
директор компании «1С»

«Желание Минобразования получить право на программные продукт понятно, ведь этот конкурс не на поставку готовых изделий, а на разработку. Хотя те небольшие деньги, которые на это выделяются, наших затрат не покроют, но если министерство оставит нам право выпускать продукцию на свободный рынок, мы сможем привлечь к проекту больше ресурсов. Хуже, если нам предложат распространять разработанные продукты спустя год-два. Часть учебников за этот срок все равно устареет. Да и пираты не сидят сложа руки, а когда нет официального продукта, пиратский раскупается очень хорошо».


Николай Никитин
директор компании «Униар»

«Беда одна: из-за условий займа все делается, как всегда, неправильно. Двенадцать разных компаний создадут двенадцать разных продуктов. Сначала надо было создать единую систему средств разработки, единую среду, ориентированную на подачу нового материала, а уже потом по отдельным дисциплинам раздавать задания фирмам. Конечно, конкурс лучше, чем ничего. Но заданные сроки позволят только адаптировать существующие разработки. Они уже есть - и физика, и математика выпущены на CD. Выиграют этот конкурс те, кто будет использовать имеющийся задел».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.